Методы, формы и приемы формирования мотивации
статья (9 класс) по теме

Лезгинцева Елена Викторовна

Данная сатья содержит рекомендации для учителей при подготовке учащихся к ГИА  и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc1016.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Методы, формы и приемы формирования мотивации»

Учитель математики:

Лезгинцева Е.В.


Рефлексия – это итоговый этап изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Работу по подведению итогов изучения пройденного материала необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Для того чтобы воспитывать у школьников умение оценивать свою работу на уроках  учителями математики используются различные приемы рефлексии приемы. Остановимся лишь на некоторых из них:

  • Размышление по аналогии. Для того, чтобы выявить степень понимания материала, учитель может попросить учеников провести аналогии между новым и уже хорошо знакомым, задавая вопросы: «На что похоже?», «С кем(чем) можно сравнить?», «Встречал ли ты нечто подобное раньше?», «Где мы уже с этим сталкивались?» и т.д.
  •  «И задом наперед, совсем наоборот…» Еще один прием, который часто используется в процессе рефлексии на уроках математики, - «размышление от обратного». Учащимся предлагаются такие типы заданий, которые будут предполагать размышления от обратного.
  • В 5-6 классах применяются  Сигнальные карточки
  • С 7 по 11 классах применяются  Домашние задания. Проверь себя!, домашние контрольные работы
  • Также нами применяются  Карточки по рефлексии учебной деятельности, на уроках  учащимся предлагается оценить свои знания, ответив на следующие вопросы анкеты:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Или: 

Материал мною усвоен:  

Не полностью,

Все понял, но необходимо повторить теорию;

Все понятно, вопросов нет;

Я не знаю эту тему

 Мы представили лишь два варианта анкет из применяемых на уроках.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«
| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Результаты рефлексии могут быть самыми неожиданными. Одни, прочитав произведение писателя, сами берутся за перо, и в результате мысли складываются в строчки дневника, стихотворения или романа. Другие садятся к роялю, и рождается музыка. Третьи рисуют картины. А четвертые просто хотят поделиться своими мыслями с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Методические рекомендации по использованию коллективных форм обучения для формирования мотивации учащихся

В статье представлены основные варианты коллективных форм обучения студентов для формирования их мотивации к знаниям...

Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: одаренные детиАннотация: В статье представлены          методы и формы работы с одарёнными детьми...

Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.

Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, общест...

Мастер -класс "Методы, формы и приемы подготовки ОГЭ по обществознанию"

Практика показывает, что экзамен по обществознанию, как правило, выбирают большинство выпускников. Массовая популярность обществознания объясняется тем, что дети сдают предмет «Потому что что-то...