Межрегиональная с международным участием интернет-конференция «Образование. Инновации и технологии». Статья "Практическая работа на уроках литературы как условие формирования УУД обучающихся"
статья на тему

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается идти в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него  универсальные способы действий. Именно они помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого  должен быть изменён способ обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа на уроках литературы как условие формирования УУД обучающихся

Дюкова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУЯСШ №4 им.Героя Советского Союза О.А.Лосика

Смоленская обл., г.Ярцево

alenaabramenkovadyukova@mail.ru

Главным результатом модернизации школы

                                       должно стать соответствие школьного

                                        образования целям опережающего развития.

                                        Уже в школе дети должны получить

                                        возможность раскрыть свои способности,  

                                        подготовиться к жизни в высокотехнологичном

                                        конкурентном мире. Этой задаче должно                                  соответствовать обновленное содержание

                                        образования.

Д.А.Медведев.

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается идти в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него  универсальные способы действий. Именно они помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого  должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию, к самостоятельному усвоению новых знаний.

           Каждый учитель сам обладает способностью целенаправленно проектировать задания, развивающие уровень владения обучающимися различными универсальными учебными действиями.

             Обратимся к уроку литературы. Литература, как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе, содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Вместе с тем, наряду с духовным развитием, этот предмет ставит задачу формирования УУД.

Роль уроков литературы в школе XXI века становится особо значимой, ведь чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой нашего народа. И если не школа научит понимать и ценить настоящую литературу, то кто же? Ведь речь идёт о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Поэтому главная наша задача учителей-словесников – донести до своих учеников слово писателя. Но знание о произведении и писателе – это не главное на уроках литературы. Наша главная задача – помочь ученику увидеть в произведениях их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель. Осуществлять это можно только при условии активной деятельности обучающихся в процессе чтения и анализа произведений, но нужно помнить о том, что воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что он питает активное воображение.

В своей педагогической деятельности на уроках литературы я использую разные виды творческих заданий: мастерские творческого письма, сочинения разных жанров, создание визитки к стихотворениям и рассказам и т.д. В течение последних нескольких лет я  создавала и проводила практические работы по литературе, которые постепенно преобразовались в систему.

Что же такое практические работы? В 10-11 классах такие работы проводятся только после самостоятельного прочтения художественного текста; в начале 2015-2016 учебного года ко мне на обучение поступили обучающиеся 5 класса, и я посчитала целесообразным проводить практические работы по литературе в 5-8 классах  в процессе чтения произведения.

Опыт показывает, что анализ текста – слабое звено в подготовке обучающегося. Поэтому задача состоит в том, чтобы научить школьников внимательно и вдумчиво читать художественный текст, проникать в замысел писателя, в каждый образ, каждую деталь, устанавливать существующую между ними связь и взаимодействие, выявлять особенности структуры произведения. Занятиям должна предшествовать серьезная самостоятельная работа, которая включает в себя чтение (для 5-ого класса – частичное) предлагаемого к рассмотрению художественного текста, знакомство с определенным кругом исследовательской литературы, размышление над заранее предложенными к занятию вопросами. В вопросах выделяются наиболее существенные стороны анализа рассматриваемого произведения, раскрывающие его художественную специфику и место в историко-литературном процессе. В предложенной тематике практических занятий присутствует определенная система, соответствующая ходу историко-литературного процесса. Это позволяет вводить также и определенные теоретические понятия и последовательно раскрывать их в процессе анализа конкретного произведения. Самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская, проектная работа, выполняемая за рамками расписания учебных занятий по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

К видам практических работ по литературе можно отнести и практические упражнения, и задания самостоятельного характера, и исследовательскую деятельность, и даже проектную. Структура практической работы позволяет нам использовать различные формы организации деятельности, способные сформировать универсальные учебные действия. Такая форма работы способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в ходе практической работы, выполняемой в порядке освоения новых знаний и умений, определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественных произведений на основе жизненного опыта, литературных традиций, а также знаний литературоведческого характера. Практическая работа предусматривает самостоятельную работу обучающегося, так как является способом проверки усвоений знаний.

Предложенная мною система практических работ является также и ступенью в развитии исследовательских умений и навыков в области литературы. Развитие личности обеспечивается (как сказано в стандартах нового поколения) через формирование универсальных учебных действий. Все это формирует метапредметные, предметные и личностные результаты. Таким образом, обучение деятельности понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как результат развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и коммуникативной (и других) компетентности.

Литература:

  1. Бабанский Ю.К.   Оптимизация процесса обучения. М.,  Просвещение, 2007 г.
  2. Кудряшев  Н.И.  Взаимосвязь  методов обучения  на  уроках  литературы.   М, Просвещение, 2010 г.
  3. Левитас  Д.С.     Практика  обучения:  современные  образовательные

технологии. Мурманск, 2003 г

  1. Михелькевич  В.Н.  и  др.  Справочник  по  педагогическим инновациям.

Самара, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.

В условиях введения новых ФГОС  использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как  групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирован...

Муниципальный этап открытого межрегиональном (с международным участием) конкурса научной иллюстрации «Арктика. Научная экспедиция».

Целью конкурса является привлечение детей и подростков к всестороннему изучению достижений науки и техники, географических, этнографических и экологических особенностей Арктики....