Статья "Побуждение учащихся к осознанию целей и способов деятельности в процессе обучения"
статья (5 класс) по теме
Данный материал поможет найти ответ на вопрос: "Как в процессе обучения побудить обучающихся осознать цели и способы их деятельности?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
побуждение учащихся к осознанию целей и способов деятельности в процессе обучения | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Побуждение учащихся к осознанию целей и способов деятельности в процессе обучения.
Обучение сложный процесс, он предполагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся. Как бы ни старался учитель, если ученики не работают, не трудятся – нет процесса познания. И, наоборот, усвоения быть не может, если слабо, неумело действует учитель. Поэтому учитель не только даёт информацию по своему предмету, он планирует, организует и контролирует учебную деятельность ученика, развивает навыки труда, мышления, способности, умение применять знания на практике, и самое главное понять, что учиться надо.
В обучении и воспитании необходимо:
1) осуществлять индивидуальный подход (тем, кто учиться на «4» и «5» давать задания, повышенной сложности, подчёркивая, что учиться хорошо необходимо. В наше время нужны люди грамотные, отлично знающие своё дело – а для этого необходимо сейчас приобрести прочные знания; тем, кто послабее – требуется сочетание более доступных методов объяснения с применением приёмов стимулирующих активизацию их мыслительной деятельности).
2) на уроках математики в 5-х классах при изучении дробей детям говорим, что мы знаем только натуральные числа, но нам их мало, ведь придя в магазин, мы не все и не всегда покупаем 1 кг сыра или 2 кг колбасы. Кому-то надо полкилограмма, кому-то 200гр., а значит, мы должны знать и обыкновенные и десятичные дроби. Знать хорошо и уметь применять эти знания на практике.
В современных условиях существенно изменились функции и цели математики. В частности, возросла её роль в сфере интеллектуального воспитания учащихся. Изучение математики – это глубокое теоретическое освоение системы математических понятий, которое позволяет ребёнку выстроить в своём сознании адекватную и в тоже время достаточно сложную модель окружающего мира. Например, уже в начальной школе сама идея счёта, активного использования абстракций – чисел – вносит существенные изменения в мировоззрение школьника. Постепенное расширение дискретного множества натуральных чисел до множества действительных приводит к идее непрерывности производства и времени, сталкивает с понятием бесконечности. Освоение понятия функции помогает видеть и правильно выделять взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями окружающей действительности. Ученик осваивает метод мысленного эксперимента, моделирования, метод индуктивного вывода, учится думать в категориях вероятностных отношений и т.д.
Математика влияет на формирование системы интеллектуальных убеждений ребёнка. Прежде всего, воспитывается вера в огромные возможности человеческого разума, познаваемость окружающего мира, в свои интеллектуальные силы. Учитель помогает ребёнку осознать особенности собственного интеллектуального стиля и выработать способы повышения эффективности своей деятельности.
Моделирование стратегии научных способностей использует модель линейного программирования, в которой целевая функция представляет собой линейную свёртку частных критериев, которыми руководствуется развивающаяся личность. К числу таких критериев можно отнести: любознательность, удовольствие, честолюбие, самостоятельность, предусмотрительность. Исследования показывают, что в 90% случаев целевая установка включает не более двух компонентов.
Задумываясь о целях преподавания математики, педагог ставит перед собой задачу помочь учащимся осознать цель и способы их деятельности. Всё это происходит в тесном сотрудничестве с ними. Учитель и дети постоянно задают друг другу вопросы, делятся проблемами, решение которых помогает двигаться вперёд.
Так, например, на первых этапах изучения геометрии в 7-ом классе ставилась цель: выделить систему основных аксиом геометрии, научиться доказывать теоремы и решать задачи на доказательство. Однако, уже на первых уроках педагог «подводит» ребят к другой цели: освоение способов логического мышления на материале науки геометрии. Ребята сталкиваются с вопросом: «Зачем необходимо логическое мышление и как его связать с геометрией?». Ответив на этот вопрос, они осознают необходимость изучения данного предмета.
В курсе геометрии требуется способность оперировать образами, чёткое понимание законов дедуктивного рассуждения. При решении текстовых задач нужны развитая математическая интуиция, умение производить глубокий анализ условия. При нахождении производной по формулам, необходимо поработать в стиле «формального исполнителя», обеспечив аккуратность и последовательность выкладок.
В разных классах и возрастных группах по разному необходимо ставить цель или «подводить» ребят к этой цели. Где то удалось выявить противоречия в развитии математики и через их осмысление попытаться проникнуть в саму науку (так называемый исторический подход). Где то сразу определили ряд функций, описывающих определённые жизненные процессы, и начали работать с ними, разрабатывая методы их преобразования и исследования. А в 10-м классе возникает проблема совмещения каждым человеком конкретного и абстрактного, фундаментального и прикладного, образного и аналитического в математике.
В каждом случае учитель пытается держать рамку изначальной целевой установки и вместе с ребятами искать пути её реализации.
Если рассматривать роль организации учебного процесса в развитии определённых характеристик ребёнка, то необходимо помнить, что ученик является самоорганизующей системой, способной к прогрессивному развитию. Одним из условий для развития ребёнка является организация диалога учителя и ученика.
Педагогическая деятельность требует рационального отбора содержания урока, соответствия применяемых методов и приёмов самостоятельной поисковой и исследовательской работы поставленным целям и задачам. Знания и умения добываются учеником в результате собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка. Учебное исследование позволяет ученику обучаться в зоне его ближайшего развития. Опора делается на мыслительные процессы, которые уже развиты, а активируются те, которые находятся в процессе созревания.
Создание перечисленных условий влияет на: интеллектуальное развитие, возникновение подлинных учебных мотивов, потребность в самостоятельном приобретении и обновлении знаний, становление познавательных интересов и превращение их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания.
Ребёнок должен понимать, что «образование - самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны». Так говорил Николай Гаврилович Чернышевский, а Лев Николаевич Толстой писал, что «Потребность образования лежит в каждом человеке, народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике
Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...
Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни м...
« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»
Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...
Формы внеурочной деятельности в процессе обучения английскому языку
Внеурочная работа по английскому языку имеет большое обучающее, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания языка, но также способствует расши...
Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...
Статья на тему "ЭОР НП как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного подхода"
В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Из опыта работы....
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.
В современной школе закладываются основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи, определяющей потенциал страны, который должен обладать достаточно высоким и разносторонни...
Комментарии
Побуждение учащихсяк осознанию целей и способов деятельности в п
Всегда ли ученик осознаёт цели и способы обучения? Научиться побуждать обучающихся осознавать цели и способы деятельности в процессе обучения поможет данная статья.