Педагогические чтения "Новые подходы к проектированию образовательного процесса"
статья по теме

Кротова Елена Викторовна

Презентация, тезисы и таблица по технологии оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx439.73 КБ
Файл tezisy_k_pedchteniyam.docx22.04 КБ
Файл problemy_otsenivaniya_1.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые подходы к проектированию образовательного процесса «Новое – это хорошо систематизированное старое…» Городские педчтения 2013

Слайд 2

Что?

Слайд 3

Развитие личности Зачем?

Слайд 4

Этапы формирования УУД Каким образом?

Слайд 5

Ребенок- «деятель» Результат?

Слайд 6

1.Что нужно сделать? Что я делаю? 2.Зачем я это делаю? 3.Каким образом я это делаю? 4.Как я могу проверить? 5.Как я оцениваю то, что я сделал? 6.Как я оцениваю то, как я это делал? 7.Как могу исправить то, что не получилось? Как? Урок в вопросах:

Слайд 7

Высокая цель? УУД УЧИТЕЛЯ

Слайд 8

Меркантильная цель?

Слайд 9

Метания?

Слайд 10

Выход найден? Междисциплинарное обучение на уровне содержательной интеграции позволяет максимально формировать УУД, используя перенос знаний из одной образовательной области в другие.

Слайд 11

В какой форме? Интегрированные уроки в течение учебного года.

Слайд 12

Когда? Завершение социально-, жизненно-важной темы в той или иной области.

Слайд 13

Цель? П Р Л Формирование и развитие УУД

Слайд 14

Задачи? Развитие широких познавательных интересов Раннее новое время

Слайд 15

Задачи? Развитие целостной картины мира и системного мышления

Слайд 16

Задачи? Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе Единая технологическая карта

Слайд 17

Задачи? Развитие коммуникативных умений и умений работать совместно. Единство способов организации учебной деятельности

Слайд 18

Итак… Междисциплинарное обучение – Баловство? Хорошо забытое старое? Требование времени?

Слайд 19

Технология оценивания – важнейший аспект проектирования образовательного процесса Отметка и оценка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе выбора и ответственности за свой выбор! Развитие самооценки потребует от нас дополнительных усилий, но оно того стоит! Как показала практика, дети говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся», и «Я больше не боюсь отвечать, я знаю, за что сколько ставят».

Слайд 20

Проблемы оценивания: (при внедрении ФГОС) Как оценивать не уровень знания, а уровень сформированности действия? Как оценивать метапредметные результаты? Как добиться психологического комфорта?

Слайд 21

Принципы : (ОС «Школа 2100») Главное не знания, а умение ими пользоваться. Психологическая комфортность (опора на внутренние мотивы) Принцип минимакса Ученик – полноправный участник контроля Иметь личностно-ориентированную технологию оценивания в рамках существующей системы.

Слайд 22

Технология оценивания. таблица

Слайд 23

Алгоритм формирования навыка самооценки.

Слайд 24

Уровни успешности уровень критерии оценка Базовый (необходимый) «Это необходимо всем» Решение типовой задачи, которую решали много раз, где требуется применить уже сформированные умения и усвоенные знания. Хорошо, но не отлично Программный (повышенный обязательно проверяемый) Решение нестандартной задачи, где нужно применить знания по теме, изучаемой в данный момент, либо «старые» знания, но в незнакомой ситуации. отлично Максимальный (повышенный необязательно проверяемый) Решение «сверхзадачи», когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо самостоятельно сформированные умения. превосходно

Слайд 25

Структура предметной контрольной работы.

Слайд 26

Алгоритм использования «правила пересдачи».

Слайд 27

Итак… технология оценивания и единство педагогов в этом вопросе – важнейшее условие проектирования современного учебного процесса.

Слайд 28

ЕГЭ и ГИА по математике…

Слайд 29

Несформированность УУД: работа с текстом, методы представления информации, неумение проверить свою работу, самоконтроль, в том числе временной, невариативность методов и тд .

Слайд 30

Время расставить приоритеты:



Предварительный просмотр:

Кротова Елена Викторовна,

учитель математики МБОУ ПГО «СОШ №8»

«Новые подходы к проектированию образовательного процесса»

(тезисы)

Предстоящий переход к новым образовательным стандартам требует от педагогов пересмотреть подходы  к проектированию образовательного процесса.

Отвечая на вопросы :

  • что такое УУД (совокупность способов учебной деятельности, т.е. умение учиться) ,
  • зачем нужно формировать УУД (развитие личности),
  • каким образом формировать УУД (сформулировали алгоритм),
  • каким должен быть результат (ребенок-деятель),

 мы сформулировали структуру урока понятным образом (урок в вопросах) и пришли к выводу, что новое – это хорошо систематизированное старое.

Пытались создать универсальный «методический конструктор», который позволяет формировать УУД на различных уроках.

Сформулировали «УУД учителя»: учитель знакомится с приемом, использует прием, творчески интерпретирует прием, заносит его в конструктор и т.д.

Решая проблему классификации приемов, пришли к выводу, что УУД – на то и универсальные, их нельзя разделить по образовательным областям и этапам урока.

В чем новизна специфики?

 Междисциплинарное обучение на уровне содержательной интеграции и интеграции методов позволяет максимально формировать УУД, используя перенос  знаний из одной образовательной области в другие. (форма - интегрированные уроки в течение учебного года).

Какие УУД формируем? Широкий познавательный интерес, целостность картины мира, системность мышления; самостоятельность в приобретении знаний, исследовательской работе, умение анализировать выполненную работу, соотносить цели, задачи и результат;  умение работать совместно, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека, понимание его уникальности и ценности.

Формируем через развитие широких познавательных интересов, развитие целостной картины мира и системного мышления.

Увидели необходимость единой  технологической  карты  для разных дисциплин  (Что нужно сделать? Что я делаю? Зачем я это делаю? Каким образом я это делаю? Как я могу проверить? Как я оцениваю то, что я сделал? Как я оцениваю то, как я это делал? Как могу исправить то, что не получилось? )

Единство способов организации учебной деятельности позволяет развивать коммуникативные  умения   и умения работать совместно (групповая работа, работа в парах, групповой проект) .

 Единая форма рефлексии позволяет развивать умения анализировать выполненную работу, соотносить цели, задачи и результат (знал – узнал -  хочу узнать).

Существенную роль в этом контексте приобретает технология оценивания и единство педагогов в этом вопросе, в частности понимание

  • проблемы оценивания: (как оценивать: не уровень знания, а уровень сформированности действия? как оценивать метапредметные результаты? как добиться психологического комфорта?)
  • Принципов оценивания (Главное не знания, а умение ими пользоваться., психологическая комфортность (опора на внутренние мотивы), принцип минимакса, ученик – полноправный участник контроля,  Иметь личностно-ориентированную технологию оценивания в рамках существующей системы.
  • Технология оценивания. (Что оцениваем? Кто оценивает? Сколько оценок? Когда оцениваем? Как оцениваем? Итог?
  • Алгоритм формирования навыка самооценки.

На уроке специально выбирается время для самооценки по опорному сигналу (вопросы задает учитель):

задание? (держать цель) – выполнил?(сопоставить цель и результат) – правильно?(признавать ошибки) – сам?(анализировать процесс) – какая оценка? (различать уровни, адекватность)

Работаем по опорному сигналу , но вопросы сам себе задает ребенок.

Сворачиваем алгоритм до слов «оцени себя» (опорный сигнал во внутренней речи)

Использование алгоритма на каждом уроке.

При оценке письменной работы – право аргументировано оспорить оценку. («я считаю, что сделал на «4», потому что…)

  • Уровни успешности (Базовый (необходимый) -  «это необходимо всем».  Программный (повышенный обязательно проверяемый) - уровень функциональной грамотности.  Максимальный (повышенный необязательно проверяемый) - уровень превышает программные требования для данного возраста.)
  • Структура предметной контрольной работы.
  • Алгоритм использования  «правила пересдачи».

ЕГЭ и ГИА по математике в последние годы показали недостаточный уровень подготовки значительной части выпускников. Проблемы, сдерживающие результативность выполнения заданий, лежат не только, и не столько в плоскости предметных  ЗУНов, а кроются в несформированности именно УУД: работа с текстом, методы представления информации, неумение проверить свою работу, самоконтроль, в том числе временной, невариативность методов и тд. В следствие этого учащиеся допускают ошибки в несложных заданиях и теряют баллы.

Наши коллеги скажут, что все это делалось и раньше, и будут правы. Пришло время лишь расставить приоритеты: не предметные знания главенствуют, а умение эти знания добывать. Расставить приоритеты и пересмотреть подходы к проектированию образовательного процесса – наша задача при переходе на новые ФГОС.



Предварительный просмотр:

МБОУ ПГО «СОШ №8»

Кротова Елена Викторовна

Технология оценивания.

комментарии

Оценка (словесная характеристика результата действия)

Отметка (фиксация результата в виде знака)

Авторское мнение

Что оцениваем?

Оценивается любое, особенно успешное действие, отметка выставляется за готовый продукт

Все действия

За полностью решенную задачу

Разумно использовать систему «рваных» баллов. Например, если вычислительный пример содержит 4 действия, то можно дать за него 4 балла. Если при решении задачи нужно выполнить 5 шагов – то можно дать за нее 5 баллов. Таким образом, мы поощряем любое продвижение по задаче, стимулируем действие, снижаем негативное последствие от неудачи.

Кто оценивает?

На уроке Ученик по алгоритму оценивает свое действие, Учитель соглашается или корректирует оценку или после урока Учитель определяет оценку за письменную работу, Ученик соглашается с ней или имеет право поправить ее.

Ученик и учитель в диалоге; с оценкой можно согласиться или нет.

Отметку можно поправить (пересдача)

Сам ребенок (самооценка), дети друг друга (взаимооценка), учитель. Оценивание подчинено алгоритму (см.ниже), критерии привычны и прозрачны. Учитель открыт для диалога.

Сколько оценок?

За каждую задачу или группу задач, показывающую овладение отдельным действием ставится своя отметка

Сколько угодно

Одна задача – одна отметка

За каждое задание выставляется количество баллов, они суммируются. Суммарная оценка переводится в привычные баллы. Кстати, при оценивании ЕГЭ и ГИА перевод подчинен логике: 30% - «3»,     75 % - «4», 80% - «5». Хотя, если работа несложная, критерии можно сделать более жесткими. Считаю, что право на ошибку надо предоставлять.

Когда оцениваем?

Текущие – по желанию, итоговые – обязательно, + право пересдачи

Отметка для наших меркантильных детей является и кнутом, и пряником. Оценивая каждое действие на уроке мы не только избегаем текущей неуспеваемости (хоть что-то ребенок на уроке все-таки сделает), и стимулируем деятельность (когда все оценивается – бездельничать невыгодно).  За урок в журнал можно поставить средний балл.

Как оцениваем?

По критериям уровней успешности

Критерии переводятся в любой тип отметок

Критерии соответствуют уровням успешности (см. ниже); они детям знакомы и привычны, или оговариваются заранее.

Итог?

Предметные – средняя отметка результатов

Алгоритм формирования навыка самооценки.

  1. На уроке специально выбирается время для самооценки по опорному сигналу (вопросы задает учитель):

задание? (держать цель) – выполнил?(сопоставить цель и результат) – правильно?(признавать ошибки) – сам?(анализировать процесс) – какая оценка? (различать уровни, адекватность)

  1. Работаем по опорному сигналу , но вопросы сам себе задает ребенок.
  2. Сворачиваем алгоритм до слов «оцени себя» (опорный сигнал во внутренней речи)
  3. Использование алгоритма на каждом уроке.
  4. При оценке письменной работы – право аргументировано оспорить оценку. («я считаю, что сделал на «4», потому что…)

Уровни успешности

уровень

критерии

оценка

Базовый (необходимый) «Это необходимо всем»

Решение типовой задачи, которую решали много раз, где требуется применить уже сформированные умения и усвоенные знания.

Хорошо, но не отлично

Программный (повышенный обязательно проверяемый)

Уровень функциональной грамотности.

Решение нестандартной задачи, где нужно применить знания по теме, изучаемой в данный момент, либо «старые» знания, но в незнакомой ситуации.

отлично

Максимальный (повышенный необязательно проверяемый)

Уровень превышает программные требования для данного возраста.

Решение «сверхзадачи», когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо самостоятельно сформированные умения.

превосходно

Структура предметной контрольной работы.

  1. Задачи базового уровня  - стандартные задачи  - 60% от общего количества задач – «Хорошо, но не отлично»
  2. Нестандартная задача  - 20% от общего количества задач – «отлично»
  3. Задача, превышающая программный материал – 10 % от общего количества задач – «превосходно» (можно поставить «бонусную» оценку)

Алгоритм использования  «правила пересдачи».

  1. Оговорить правила пересдачи (когда и как?)
  2. Раздать проверенные работы (несколько вариантов проверки: подробная проверка  с указанием ошибки или только констатация факта ошибки)
  3. Разобрать наиболее типичные ошибки (без перехода на личности)
  4. Ученики просматривают свои работы. Или оспаривают свою оценку (аргументировано), или соглашаются с ошибками.
  5. Обговариваются сроки и условия: не был – напиши; устраивает уровень, но есть ошибки – исправь ошибки; не устраивает уровень – попытайся повысить. Каждый ученик  сам принимает решение  о пересдаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.

Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

Проектирование образовательного процесса на основе образовательной модели «перевернутое обучение».

Сегодня активно обсуждают проблему внедрения различных моделей смешанного обучения в российских школах. Смешанное обучение – это система построения образовательного процесса, основной отлич...

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...

Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»

Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...