Одаренный ребенок как субъект образовательного процесса
статья (7 класс) по теме

Волкова Ольга Владимировна

Для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dokument_microsoft_office_word.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренный ребенок как субъект образовательного процесса

О. В. Волкова

     В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели..Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном  и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое  образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

     В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.       Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

  1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся
  2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения
  3. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей
  4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одаренных детей
  5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников
  6. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одаренных детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала

     Одаренные дети часто оказываются неудобными, требующими слишком много внимания, слишком отличающимися от остальных детей и потому часто бывают отвергаемыми – учителями, одноклассниками, родителями. Может создаться впечатление, что детская одаренность – процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Конечно же, это не так. Одаренный ребенок – ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ. Особенно трудно – своевременно «заметить» такого ребенка.

     Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

В связи с этим остро встала проблема подготовки учителя к работе с одаренными детьми. Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог.  

В настоящее время при организации работы с одаренными детьми востребован тот педагог, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески мыслить. Только такой педагог способен развить потенциальные возможности ребенка, понять его и принять.

         Можно проработать много лет и не столкнуться с одаренным ребенком, так как их необходимо отыскать среди множества учеников. Эти ребята отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.

         Часто дети с признаками одаренности вольно или невольно создают своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы вредны для ребенка. Эти дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» заклевали его, – вот задача педагога.

         Поэтому, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. Важным является изменение  стереотипов восприятия ученика, образовательного процесса и, особенно, самого себя. Опыт работы показывает, что один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса, т. е. учитель изначально не принимает ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями. Основная цель работы с одаренными детьми – формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности.

          Практика показала, что для обучения одаренных детей необходим особый метод, учитывающий их специфические особенности. Приведу пример из реальной жизни.

Саше исполнилось десять лет, по интеллекту он не уступал пятнадцатилетним, но в остальном это был нервный, эмоциональный, болезненно впечатлительный мальчик.

Учительница математики предложила ему участвовать в математической олимпиаде среди учащихся десятых классов. Саша с радостью согласился и, будучи человеком ответственным, готовился к ней около месяца. Получив задание на олимпиаде, он понял, что оно для него слишком легкое. Решив задачи в короткий срок, причем две из них оригинальным способом, он начал разрисовывать работу. Проходящий мимо член жюри, увидев такое «хулиганство» возмутился и громко сказал, что таким, как Саша «надо на горшке в детском саду сидеть, а не участвовать в математических олимпиадах». Под громкий смех участников этого конкурса он показал рисунки всему залу и выпроводил мальчика из аудитории. Нужно ли описывать состояние ребенка?! Но Саша нашел в себе силы извиниться перед жюри, просил не отстранять его от дальнейшего участия в конкурсе.

При подведении итогов председатель жюри объявил, что Саша не вошел в состав призеров, а школа из-за его «недостойного поведения» заняла лишь пятое место. Когда все команды стояли на сцене, взволнованный, бледный мальчик вышел вперед. Пытаясь что-то объяснить, он даже не заметил края сцены, споткнулся и упал. Зал буквально взорвался от смеха. А Сашу увезли в больницу. У него началась сильнейшая депрессия, болезнь следовала за болезнью. В школу он больше не ходил, пришел только через два года сдать выпускные экзамены экстерном. Все это время с ним постоянно работали психологи.

           Интересно, что профессиональные психологи и педагоги оценили ситуацию по-разному. На педагогическом совете учителя единодушно осудили членов жюри, а также «жестокость» участников олимпиады. Но не увидели главного – участие в таком важном событии десятилетнего ребенка, тем более одаренного, с его особой нервной организацией, требующей специальной психологической подготовки.

Это был не единичный случай, поэтому перед педагогами встала задача - обеспечить повышение «психологического иммунитета» одаренных детей в трудных ситуациях.

  Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей; 

·        развитие творческих способностей на уроках;

·        развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

·        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

           Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. Часто в нашей школе проводятся недели математики и информатики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.

              Таким образом, для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности.

Список использованной литературы

  1. http: // www. Concord. Websib. Ru
  2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская – М., 2002
  3. http: // festival. 1 september. Ru
  4. http://ladomirovka.narod.ru
  5. Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности./ Д.Б. Богоявленская. - М., 1997.
  6.  Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие [Электронный ресурс] / М.Е.Богоявленская – Режим доступа – http://www.den-za-dnem.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.

Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...

Одаренный ребенок - как субъект образовательного процесса.

Статья на тему: "Одаренный ребенок - как субъект образовательного процесса."...

Одаренный ребенок как субъект образовательного процесса

Данная статья раскрывает специфику работы с одаренными детьми, которая включает в себя различные компоненты: выявление одаренных детей, развитие творческих способностей, создание условий для всесторон...

«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»

В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...