Развивающее обучение. Концепция Л.В. Занкова.
презентация к уроку по теме
Начиная экспериментальную работу в 1957г. Л.В. Занков со своей лабораторией проанализировал и критически оценил содержание и традиционную методику обучения в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchee_obucheniepo_zankovu2.pptx | 98.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ и оценка традиционного обучения Начиная экспериментальную работу (1957 г.), Л.В. Занков со своей лабораторией проанализировал и критически оценил содержание и традиционную методику обучения в начальных классах. Было выявлено, что учебный материал облегчен ; его изучение идет в медленном темпе; теоретические знания детей скудны ; многократные повторения подчинены привитию навыков и не способствуют интенсивному развитию школьников.
А также: в обучении преобладает вербализм развитие памяти происходит в ущерб развитию мышления слабо используются внутренние побуждения к учению унифицированное обучение подавляет проявление индивидуальности .
Изучение закономерности соотношения развития и обучения Главная руководящая идея - идея наибольшей эффективности обучения для общего развития школьников. В идее заложено 2 мысли: концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения развитии психики (обучение ведет за собой развитие), о зонах актуального и ближайшего развития само понятие общего развития до тех пор не было точно определено
Еще одно положение заключается в комплексности педагогического воздействия на школьников всех учебных предметов , методов , приемов , точнее, всей дидактической системы обучения , в частности начального . В развивающем обучении важно определить соотношение целого и частей , в котором Л.В. Занков выдвигает примат целого, подчеркивает « особую роль целостности педагогического воздействия для развития детей».
Дидактические принципы Л.В. Занкова : Обучение на высоком уровне трудности; Ведущая роль теоретических знаний (в начальном обучении ); Обучение быстрым темпом; Осознание школьниками процесса учения; Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.
Обучение на высоком уровне трудности Данное обучение предполагает: преодоление препятствий; напряжения сил учащихся; сложность учебного материала. Этот принцип раскрывает «духовные силы ребенка, дает им простор и направление ». Существенно, что усвоение знаний ведет к их переосмыслению, систематизации , которая имеет сложную структуру. Вместе с тем степень трудности регулируется так, чтобы предлагаемый учебный материал мог быть школьником осмыслен.
Ведущая роль теоретических знаний Этот принцип предполагает усвоение прикладных знаний на базе осмысленных теоретических понятий , в познании взаимозависимости явлений, их существенной внутренней связи.
Обучение быстрым темпом Это следует из принципа высокого уровня трудности и направлен он против «топтания на месте». Этот принцип имеет главным образом качественную, а не количественную характеристику и предполагает раскрытие разных сторон усваиваемых знаний, их углубление.
IV. Осознание школьниками процесса учения Принцип сознательности обращен вовне и имеет в виду осмысленное овладение знаниями, умениями и навыками . Принцип осознанности, по Л.В. Занкову , обращен внутрь, т.е. на протекание учебной деятельности . Школьник осознает расположение учебного материала, необходимость заучить конкретные его элементы, выяснить причины ошибок, если они окажутся. Так сам процесс овладения знаниями и умениями в какой-то мере «становится объектом осознания».
V. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых. Такая работа приводит к большим сдвигам в учебных успехах и развитии слабых учащихся . Исследование проблем развивающего обучения велось 12 лет. Практическим его результатом было сокращение срока начального обучения на один год. С 1969 г. школы всей страны перешли на трехлетнее обучение вместо четырехлетнего. Обучение велось по программам и учебникам, подготовленным на основе новой дидактической системы по Л.З. Занкову . Сейчас в школах Беларуси и России на новом этапе реформы школьного образования эта дидактическая система развивается, совершенствуется.
Вывод: Целью обучения школьников по системе Л.В.Занкова - достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков . Под общим развитием Л.В. Занков понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья , причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения, жизненной успешности ребенка от динамики его продвижения в общем развитии .
Список литературы: Нечаева Н. В., Ванцян А. Г . Система развивающего обучения Л.В. Занкова - что это такое ? – Изд.: ФЕДОРОВ, 2008. http:// www.zankov.ru/rest/parentslib/page=3/category=83/article=1262 http://www.profile-edu.ru/sistema-razvivayushhego-obucheniya-lv-zankova-page-2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.
Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...
Рабочая программа Система развивающего обучения Л.В.Занкова для 1 класса
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и тематическое планирование к урокам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство...
Программа по физической культуре 2 класс (на основе системы развивающего обучения Л.В.Занкова)
Курс «Физическая культура» (авторы В.Н. Шаулин, Н.А. Домнина) разработан на основе концепции системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственног...
Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене
Опыт реализации принципов развивающего обучения Л.В.Занкова в среднем звене на уроках русского языка в 5-7 классах...
Развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения
Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности ребёнка предполагает и его собственную активност...
Основные концепции развивающего обучения
Практическое занятие...
Реферат на тему: «Технология развивающего обучения Л.В. Занкова»
Реферат на тему: «Технология развивающего обучения Л.В. Занкова»...