"Что нужно для счастья" Открытый урок в 4 классе по программе "Школа 2100".Тема "Музыка Норвегии".
методическая разработка по музыке
Знакомство с творчеством Эдварда Грига.Сюита "Пер Гюнт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Музыка Норвегии" | 24.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Что нужно для счастья?»
Открытый урок в 4 классе по программе «2100».
Тема: «Музыка Норвегии.»
04.03.2021г
Цели: Знакомство учащихся с сюитой Пер Гюнт Э. Грига и совершенствование умения анализировать произведения.
Задачи:
Образовательная: углубить знания учащихся , продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига.
Личностные:
Эмоционально воспринимать музыкальное творчество разных стран мира и высказывать свое мнение.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
Познавательные:
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Регулятивные:
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений.
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;
умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства;
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке .
Тип урока: Открытие нового знания. Формирование универсальных учебных действий:Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человеЛичностно оценивать музыку, звучащую на уроке
Ход урока
1.Приветствие.
Здравствуйте ребята, садитесь.
Сегодня во время приветствия звучит музыка «В пещере горного короля».
Это подсказка, чтобы сказать, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. Кто написал эту музыку?
2.Актуализация знаний.
Ученики: эту музыку написал Эдвард Григ.
Учитель: Эдвард Григ русский композитор?
Ученики: нет это норвежский композитор.
Учитель: как называется сюита, которую он написал?
Ученики: «Пэр Гюнт».
Учитель: кто может предположить нашу тему урока.
Ученики: « Норвежский композитор Эдвард Григ».
Учитель: да вы почти что правильно сказали, тема нашего урока называется
«Музыка Норвегии». И на нём конечно же пойдёт речь о творчестве Эдварда Грига и его сюите «Пэр Гюнт».Тема урока «Музыка Норвегии».
Но сначала посмотрим видиоролик о биографии Эдварда Грига.
3.Открытие нового знания.
Видео «Биография Эдварда Грига».
Учитель: сегодня мы более детально познакомимся с содержанием «Пэр Гюнт».
Герой сюиты Пер Гюнт- крестьянский парень из норвежской деревни. Мечтая о необыкновенных приключениях и путешествиях, он придумывает и рассказывает односельчанам невероятные истории, которые будто бы происходили с ним. Пер – эгоистичный, не любит работать, ведёт себя как хочет.
В деревне свадьба,здесь Пэр встречает свою возлюбленную Ингрид.В весёлой толпе гостей Пэр Гюнт увидел незнакомую молодую девушку. Тоненькая, светловолосая, очень нежная, она поразила Пэра не только своей красотой, но и скромностью, застенчивостью, даже робостью. Звали эту девушку…(дети продолжают: «Сольвейг»), что означает «солнечный путь». Это имя удивительно ей подходило. Пэр пригласил её на танец, но она, смутившись, не осмелилась принять приглашение и отказала ему. Рассердившись, Пэр решил уговорить невесту Ингрид убежать со своей свадьбы в горы. Жители деревни погнались за Пером, а не догнав, объявили его преступником. Теперь Пэр не мог жить в деревне и был вынужден скитаться. Так он попал в пещеру горного короля, едва выбрался из неё, построил далеко в горах, на поляне себе маленькую избушку, а над дверью прибил оленьи рога. В ней он стал жить одиноким изгнанником, вдали от людей.
Живя в одиночестве, он никак не мог забыть прекрасную девушку
Сольвейг. И вдруг – о счастье! – Сольвейг, его заветная мечта, неожиданно
появляется на пороге лесной избушки. Она говорит, что любит Пера и
останется с ним на всю жизнь. На радостях Пер торопится в лес, чтобы построить новый дом для Сольвейг, но путь ему преграждает дочь Горного короля. Пер понимает, что не имеет права быть с Сольвейг, пока его не простят жители деревни. Во искупление своей вины он решает отправиться в трудное и опасное странствие в дальние края и просит Сольвейг обязательно дождаться его возвращения. Девушка обещает ему ждать.
Сорок лет он отсутствовал, в родной деревне его никто не узнаёт, ведь он стал седым стариком. Долго бродил Пер по окрестностям, пока вдруг случайно не попадает на лесную поляну, на которой стоит знакомая избушка с оленьими рогами над входом. Из неё слышится песня. Её поёт Сольвейг, которая преданно ждёт возвращения Пера все эти бесконечно долгие годы.
Сейчас мы услышим её песню. Это одно из самых известных, самых совершенных творений Грига, гордость норвежского музыкального искусства. Проникновенная и трогательная музыка согрета душевным теплом, искренней любовью, она задумчива и мечтательна. Нежность и печаль, свет и надежда наполняют её. Вступление к песне напоминает пастушеский наигрыш. Видео:
Видео: «Песня Сольвейг».
Перу Гюнту предстояло пройти последнее испытание. Он встретился с ещё
одним сказочным существом – Пуговичником, который ходит с плавильной ложкой и переплавляет тех людей, которых никто не любит, которые ни на что не годны, как пуговица без ушка. Пуговичник хочет переплавить Пера, будто оловянную пуговицу. Спасти его может только человек, который скажет, что Пер приносит ему счастье. Долго и безуспешно Пер ищет такого человека, пока вновь не оказывается у знакомой избушки. На этот раз он заходит в неё. Он видит постаревшую, почти ослепшую Сольвейг, которая до сих пор ждёт его, всё ещё любит и счастлива этой любовью. Бросился к ней Пер Гюнт, и они долго-долго, обнявшись, молчали. Затем Сольвейг запела ему свою колыбельную песню. Её безмятежно-спокойное сопровождение передаёт полную отрешённость от всех земных волнений.
Слушание «Колыбельной».
Учитель:какие музыкально-выразительные средства использовал Эдвард Григ в «Колыбельной?»
Ученики: Колыбельную поёт Сольвейг Пэру.Мелодия плавная,очень выразительная,Сольвейг вкладывает своё большое чувство любви.
Лад-минорный,
средний регистр,
Ритм ровный,
Интонации убаюкивающие.
Исполняет женский голос-сопрано.
40 лет путешествовал Пер. Возвращаясь на родину, он наконец понял, что ничего важного в своей жизни не сделал. И только любовь девушки по имени Сольвейг спасает его от одиночества и отчаяния.
Учитель: сейчас мы исполним песню ,похожую на «Колыбельную Солвейг» и найдём общее.(Стук в дверь)кто это к нам пришёл?
Ребята узнайте по музыке кто эти гости. (звучит «Шествие гномов»).
Ученики-это гномы, музыка называется «Шествие гномов» Эдварда Грига.
Входят «Гномы».
«Гномы»-здравствуйте ребята, мы пришли, чтобы провести с вами физминутку.
Учитель-очень хорошо, мы готовы.
Ребята, Гномов зовут одного Аллегро, а другого Анданте. Переведите их имена.
Ученики: Анданте-медленно, Аллегро-быстро, это названия темпов.
«Гномы» проводят физминутку.
4.Физкультминутка.
1 гном:
Вот простые упражнения!
Всем известные движенья!
И они, хоть и привычны,
Но вот темпы их различны.
Упражненье приседанте:
Приседания анданте
Начинаем выполнять –
Тихо, плавно приседать. (медленные приседания)
2 гном.
Приседлегро – все мы знаем, Значит, быстро приседаем. (приседания учащаются)
А теперь пять раз прыганте –
1 гном:
Тихие прыжки - анданте. (медленные прыжки на месте)
2 гном:
И ещё пять раз прыглегро – В темпе прыгаем аллегро. (прыжки учащаются)
1 гном:
Выполняем наклонданте! Пять наклонов. Темп – анданте. (медленные наклоны вперед или в сторону)
2 гном:
Упражнение албегро – Это бег в темпе аллегро. Значит – скоро и ритмично. Все бежим мы на отлично! (быстрый бег на месте)
1 гном:
На шаганте переходим То есть все спокойно ходим (шаги на месте) Если вы уже устанте, То скорее отдыханте.
Учитель: Давайте поблагодарим « гномов » за весёлую физкультминутку и пожелаем им хорошего настроения.(«Гномы уходят).
А мы споём «Песню Солвейг»
5.Вокально-хоровая работа:
Давайте сделаем дыхательные упражнения
Пение песни..
Работа над интонацией и дикцией.,работа над образом.
5.Итог урока: что нового вы узнали на этом уроке?
Ученики: мы познакомились с биографией Эдварда Грига, с «Песней Солвейг» и «Колыбельной» из сюиты «Пэр Гюнт»,провели музыкальный анализ колыбельной,больше узнали историю Пэра.
6.Рефлексия.
Учитель: у вас ребята на партах есть карточки красные и зелёные. Кому понравился урок поднемите
зелёную карточку, кому не понравился-красную.
7.Домашнее задание.
Написать в своих тетрадях письмо Пэр Гюнту «Что нужно для счастья?»
Ресурсы:
Биография Э.Грига https://www.youtube.com/watch?v=uHXrqmeVyzM
Песня Солвейг https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1105755050601603729&text
infourok.ru/fizkultminutki-na-urokah-muziki-2107459.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"
Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с программой 2100 с использованием информационных технологий. Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...
Планирование уроков русского языка, литературы и риторики в 7 классе (ОС Школа 2100)
Данный материал представляет собой расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики по УМК ОС "Школа 2100" (под ред Бунеевых) в 7 классе...
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
Презентация к уроку 5 класс 2100 "Перебор возможных вариантов"
Презентаци к уроку по математике в 5 классе по программе "Школа 2100". Тема урока :"Перебор возможных вариантов" (1 четверть)...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (5 класс, ОС "Школа 2100).
Урок русского языка с использованием развивающих технологий....
Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.Демокрит....
Конспект урока по обществознанию 6 класса к учебнику 2100, автор Данилов Д.Д. Волшебство человеческого сознания
Перед вами конспект урока по обществознанию 6 класса. Учебник: Данилов Д.Д. и др. Как устроен мир людей. 6 класс.Этот конспект составлен для ребенка, который будет вести урок в день самоуправления, по...