"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"
статья по теме

В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор статьи: Казакова Е.В., учитель высшей категории по профессионально-трудовому обучению (профиль «Швейное дело»), руководитель ШМО учителей трудового обучения, математики и СБО

Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения.

В научной литературе существуют различные обозначения технологии кейс-стади. В зарубежных публикациях приходится встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций, деловых историй и, наконец, просто метод case-stadu. В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (КС), ситуационном анализе, кейс-методе. На сегодняшний день кейс-стади переросла уровень метода обучения и вышла на уровень педагогической технологии.

В современном виде данная технология была впервые применена в процессе преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе в 1920 году.

Среди основных функций данной технологии - развитие личностно значимых умений учащихся, среди которых такие как:

  1. Аналитические, предполагающие умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, добывать и должным образом представлять необходимую информацию.
  2. Практические, позволяющие использовать теорию на практике при планировании практических действий в ходе решения проблем.
  3. Творческие, обеспечивающие креативный подход к решению проблемы.
  4. Коммуникативные, формирующие навыки общения и выступления с использованием текстового и наглядного материала.

Специалисты в области инновационных технологий И.В. Гладких, О.Г Смолянинова, Л.В.  Рейнгольд полагают, что кейс-технология:

  • представляет собой специфическую разновидность проектно-исследовательской технологии, так как включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры, предполагающие осмысление проблемы и поиск ее путей решения на основании кейса, выступающего одновременно в качестве технического задания и источника информации;
  • выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией;
  • интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;

• представляет обучающимся возможность самостоятельно разобраться в предложенной проблеме с помощью известных им способов деятельности, определить эффективность этих способов и, в случае необходимости, освоить новые. Достижение успеха выступает одной из главных движущих сил и формирует устойчивую позитивную мотивацию и рост познавательной активности обучающихся.

Установлено, что главным элементом кейс-стади является кейс, который должен обеспечивать организацию познавательной учебной деятельности учащихся.

Он представляет собой литературное описание реальной жизненной или производственной ситуации. В основе этой ситуации всегда должна лежать проблема, предполагающая неоднозначность решения. При работе, с которой учащиеся выдвигают и анализируют возможные варианты деятельности.

    «случай, ситуация, казус»                 портфель, дипломат

(пакет документов, образующих единый информационный комплекс, предназначенный для работы учащихся и позволяющий вычленить, осознать, проанализировать и разрешить проблемную ситуацию)

 Кейсы классифицируют по разным основаниям:

  • по степени реальности;
  • по сложности;
  • по объему страниц;
  • по целям и задачам обучения;
  • по видам представления информации;
  • по субъективности т. д.

Структура кейса в общем виде может быть представлена следующим образом:

  • введение - несколько первых абзацев, которые содержат описание и краткую характеристику организации или действующих лиц, предполагает описание ситуации;
  • проблема - несколько абзацев, содержащих описание проблемы. Но это описание предполагает вычленение проблемы, ее видение со стороны разных действующих лиц, уточняется отношение действующих лиц к ситуации, породившей проблему. Здесь же предлагается развитие проблемной ситуации, характеризуются внешние и внутренние факторы, влияющие на проблему, приводится, в случае необходимости, описание взаимодействия действующих лиц или возможные формы их деятельности в рамках предлагаемых обстоятельств;
  • материал, предлагаемый для уточнения проблемной ситуации: схемы, таблицы, фотографии, иллюстрации, готовые образцы швейных изделий;
  • вопросы, на которые необходимо ответить в ходе решения проблемы. Как правило, они касаются отдельных этапов проблемной ситуации и могут рассматривать достаточно большой круг вопросов, актуальных для описанной ситуации.

Создание кейса как педагогического инструмента требует всесторонней научной, методической и жанровой проработки. Необходимо четко понимать, что кейс может быть, использован как дидактическое средство обучения на разных этапах уроков и с различными целями, но только в том случае, если он разработан правильно, его содержание учитывает специфику предмета и представляет собой литературно обработанный текст.

Сегодня нет единой формы кейсов, однако, существует определенный алгоритм создания кейса.

Практика показывает, что кейс-стади сегодня эффективно используется в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, закладывающими обязательные, нормативные знания.

        Кейсы вполне могут использоваться в качестве дидактического средства на разных этапах уроков трудового обучения, с различными целями. Причем это должны быть специально разработанные кейсы, имеющие свою специфику, которая определяется не только наличием вопросов к предложенной ситуации, но и включением в него практических заданий, предполагающих наличие знаний других учебных предметов.

При осуществлении разбора кейсов учащиеся фактически получат на руки готовое решение, которое можно будет применить в аналогичных обстоятельствах в своей будущей жизни. Увеличение в «багаже» учащихся проанализированных кейсов, увеличит вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, сформирует навыки решения более серьёзных проблем.

Создание обучающих кейсов для уроков трудового обучения достаточно сложный творческий процесс, требующий использования определенной методики разработки, учитывающей общие требования к их составлению и специфики содержания предметной области. Только в этом случае кейс может представлять собой качественный учебно-методический продукт и рассматриваться как современное средство обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс как основной элемент технологии кейс-стади и современное средство обучения» Подготовила учитель трудового обучения высшей категории Казакова Е.В. «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9 VIII вида» Краснокамск, 2013

Слайд 2

от английского «case-stаd u » Предполагает решение реальных проблемных ситуаций Педагогическая технология кейс-стади Впервые применена в Гарвардской бизнес-школе в 1920 году Появление в России 70-80 гг. ситуация обучение

Слайд 3

Функции технологии кейс-стади Аналитические Практические Творческие Коммуникативные

Слайд 4

Технология кейс-стади это симбиоз технологий Проектно-исследовательской Коллективного обучения Развивающего обучения Проблемного обучения

Слайд 5

Портфель, в котором находится пакет документов, образующих единый информационный комплекс, предназначенный для работы учащихся и позволяющий осознать , проанализировать и разрешить проблемную ситуацию Описание реальной жизненной или производственной ситуации это это КЕЙС

Слайд 6

Классификация кейсов По объему страниц По сложности По субъектности По наличию сюжета По целям и задачам обучения По степени реальности ситуации

Слайд 7

Виды кейсов

Слайд 8

Проблема Введение Структура кейса Дополнительный материал Вопросы и задания

Слайд 9

Требования к оформлению кейса Наглядность Доступность Чёткая структура Оптимальный объём Грамотность с точки зрения русского языка

Слайд 10

Формирование дидактических целей кейса Поиск и сбор информации Выбор жанра кейса Построение или выбор модели ситуации Написание текста кейса Диагностика правильности кейса Подготовка окончательного варианта кейса Внедрение кейса в практику обучения

Слайд 11

Определение учебных целей кейса для контроля знаний и умений; для закрепления знаний и умений; для освоения нового знания; в качестве зачета, самостоятельной работы учащихся; как творческое задание на профессиональном конкурсе МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СРЕДСТВО

Слайд 12

СЛОЖНЫЙ МНОГОГРАННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология кейс-стади

Краткая история возникновения, содержание  педагогической технологии кейс-стади.. Статья представлена в виде презентации....

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

Урок биологии с использованием технологии "Кейс-стади" обучения на примере конкретных ситуаций по теме "Размножение организмов" 10 класс

Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...

Технология кейс –стади как средство формирования компетенций обучающихся

Описание использования технология кейс –стади (2013 год)...

Статья на тему: "Использование технологии кейс-стади как средство обеспечения межпредметных связей в школе"

В данной статье представлена краткая информация о технологии кейс-стади. Представлена структура учебного кейса. И пример кейса....