"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"
статья по теме
В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор статьи: Казакова Е.В., учитель высшей категории по профессионально-трудовому обучению (профиль «Швейное дело»), руководитель ШМО учителей трудового обучения, математики и СБО
Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения.
В научной литературе существуют различные обозначения технологии кейс-стади. В зарубежных публикациях приходится встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций, деловых историй и, наконец, просто метод case-stadu. В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (КС), ситуационном анализе, кейс-методе. На сегодняшний день кейс-стади переросла уровень метода обучения и вышла на уровень педагогической технологии.
В современном виде данная технология была впервые применена в процессе преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе в 1920 году.
Среди основных функций данной технологии - развитие личностно значимых умений учащихся, среди которых такие как:
- Аналитические, предполагающие умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, добывать и должным образом представлять необходимую информацию.
- Практические, позволяющие использовать теорию на практике при планировании практических действий в ходе решения проблем.
- Творческие, обеспечивающие креативный подход к решению проблемы.
- Коммуникативные, формирующие навыки общения и выступления с использованием текстового и наглядного материала.
Специалисты в области инновационных технологий И.В. Гладких, О.Г Смолянинова, Л.В. Рейнгольд полагают, что кейс-технология:
- представляет собой специфическую разновидность проектно-исследовательской технологии, так как включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры, предполагающие осмысление проблемы и поиск ее путей решения на основании кейса, выступающего одновременно в качестве технического задания и источника информации;
- выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией;
- интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
• представляет обучающимся возможность самостоятельно разобраться в предложенной проблеме с помощью известных им способов деятельности, определить эффективность этих способов и, в случае необходимости, освоить новые. Достижение успеха выступает одной из главных движущих сил и формирует устойчивую позитивную мотивацию и рост познавательной активности обучающихся.
Установлено, что главным элементом кейс-стади является кейс, который должен обеспечивать организацию познавательной учебной деятельности учащихся.
Он представляет собой литературное описание реальной жизненной или производственной ситуации. В основе этой ситуации всегда должна лежать проблема, предполагающая неоднозначность решения. При работе, с которой учащиеся выдвигают и анализируют возможные варианты деятельности.
«случай, ситуация, казус» портфель, дипломат
(пакет документов, образующих единый информационный комплекс, предназначенный для работы учащихся и позволяющий вычленить, осознать, проанализировать и разрешить проблемную ситуацию)
Кейсы классифицируют по разным основаниям:
- по степени реальности;
- по сложности;
- по объему страниц;
- по целям и задачам обучения;
- по видам представления информации;
- по субъективности т. д.
Структура кейса в общем виде может быть представлена следующим образом:
- введение - несколько первых абзацев, которые содержат описание и краткую характеристику организации или действующих лиц, предполагает описание ситуации;
- проблема - несколько абзацев, содержащих описание проблемы. Но это описание предполагает вычленение проблемы, ее видение со стороны разных действующих лиц, уточняется отношение действующих лиц к ситуации, породившей проблему. Здесь же предлагается развитие проблемной ситуации, характеризуются внешние и внутренние факторы, влияющие на проблему, приводится, в случае необходимости, описание взаимодействия действующих лиц или возможные формы их деятельности в рамках предлагаемых обстоятельств;
- материал, предлагаемый для уточнения проблемной ситуации: схемы, таблицы, фотографии, иллюстрации, готовые образцы швейных изделий;
- вопросы, на которые необходимо ответить в ходе решения проблемы. Как правило, они касаются отдельных этапов проблемной ситуации и могут рассматривать достаточно большой круг вопросов, актуальных для описанной ситуации.
Создание кейса как педагогического инструмента требует всесторонней научной, методической и жанровой проработки. Необходимо четко понимать, что кейс может быть, использован как дидактическое средство обучения на разных этапах уроков и с различными целями, но только в том случае, если он разработан правильно, его содержание учитывает специфику предмета и представляет собой литературно обработанный текст.
Сегодня нет единой формы кейсов, однако, существует определенный алгоритм создания кейса.
Практика показывает, что кейс-стади сегодня эффективно используется в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, закладывающими обязательные, нормативные знания.
Кейсы вполне могут использоваться в качестве дидактического средства на разных этапах уроков трудового обучения, с различными целями. Причем это должны быть специально разработанные кейсы, имеющие свою специфику, которая определяется не только наличием вопросов к предложенной ситуации, но и включением в него практических заданий, предполагающих наличие знаний других учебных предметов.
При осуществлении разбора кейсов учащиеся фактически получат на руки готовое решение, которое можно будет применить в аналогичных обстоятельствах в своей будущей жизни. Увеличение в «багаже» учащихся проанализированных кейсов, увеличит вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, сформирует навыки решения более серьёзных проблем.
Создание обучающих кейсов для уроков трудового обучения достаточно сложный творческий процесс, требующий использования определенной методики разработки, учитывающей общие требования к их составлению и специфики содержания предметной области. Только в этом случае кейс может представлять собой качественный учебно-методический продукт и рассматриваться как современное средство обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
от английского «case-stаd u » Предполагает решение реальных проблемных ситуаций Педагогическая технология кейс-стади Впервые применена в Гарвардской бизнес-школе в 1920 году Появление в России 70-80 гг. ситуация обучение
Функции технологии кейс-стади Аналитические Практические Творческие Коммуникативные
Технология кейс-стади это симбиоз технологий Проектно-исследовательской Коллективного обучения Развивающего обучения Проблемного обучения
Портфель, в котором находится пакет документов, образующих единый информационный комплекс, предназначенный для работы учащихся и позволяющий осознать , проанализировать и разрешить проблемную ситуацию Описание реальной жизненной или производственной ситуации это это КЕЙС
Классификация кейсов По объему страниц По сложности По субъектности По наличию сюжета По целям и задачам обучения По степени реальности ситуации
Виды кейсов
Проблема Введение Структура кейса Дополнительный материал Вопросы и задания
Требования к оформлению кейса Наглядность Доступность Чёткая структура Оптимальный объём Грамотность с точки зрения русского языка
Формирование дидактических целей кейса Поиск и сбор информации Выбор жанра кейса Построение или выбор модели ситуации Написание текста кейса Диагностика правильности кейса Подготовка окончательного варианта кейса Внедрение кейса в практику обучения
Определение учебных целей кейса для контроля знаний и умений; для закрепления знаний и умений; для освоения нового знания; в качестве зачета, самостоятельной работы учащихся; как творческое задание на профессиональном конкурсе МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СРЕДСТВО
СЛОЖНЫЙ МНОГОГРАННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология кейс-стади
Краткая история возникновения, содержание педагогической технологии кейс-стади.. Статья представлена в виде презентации....
Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии
Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...
Урок биологии с использованием технологии "Кейс-стади" обучения на примере конкретных ситуаций по теме "Размножение организмов" 10 класс
Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...
Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...
Технология кейс –стади как средство формирования компетенций обучающихся
Описание использования технология кейс –стади (2013 год)...
Статья на тему: "Использование технологии кейс-стади как средство обеспечения межпредметных связей в школе"
В данной статье представлена краткая информация о технологии кейс-стади. Представлена структура учебного кейса. И пример кейса....