«Конструирование урока математики в условиях использования электронных учебно-методических комплектов (ЭУМК)»
статья по теме
доклад по теме: «Конструирование урока математики в условиях использования электронных учебно-методических комплектов (ЭУМК)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Конструирование урока математики в условиях использования электронных учебно-методических комплектов (ЭУМК)».
Выполнена: Зеленской Светланой Валентиновной,
учителем математики высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 8 с Левокумка
Минераловодского района
Ставропольского края
СОДЕРЖАНИЕ
2.4. Организация работы по внедрению образовательных ресурсов в учебный процесс. 2.5. Примерная схема организации урока с использованием ЭОР ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………….. |
18 24 |
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Сегодня обществу нужны творческие личности, которые могут быть активными строителями жизни. Становится важным, чтобы школьник почувствовал себя полноправным участником процесса образования. Это возможно, если педагогическое взаимодействие будет построено на основе сотрудничества субъектов образовательного процесса (учителя и учащегося).
Урок был и остается одной из основных форм обучения. Современный урок математики – постоянно развивающаяся форма, главным направлением развития которой является превращение его в результат творчества учителя и учащегося. Позиции учителя и ученика на уроке тесно связаны между собой: один пришел получить знания, другой – чтобы поделиться этим знанием. Для того, чтобы сделать этот процесс интересным для всех участников педагогического взаимодействия, эффективным (учащиеся должны овладеть знаниями и умениями на уровне планируемых результатов), учитель на достаточном уровне должен уметь управлять учебным процессом.
Урок – это социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен:
- социально-психологическими потребностями общества,
- уровнем его развития,
- конкурентоспособностью его экономики,
- нравственными и моральными ценностями этого общества.
Сегодня система образования нацелена на:
- Получение твердых теоретических знаний
- Практическое применение этих знаний не является целью
- Ученик лишен возможности выбирать приоритеты в обучении
- Ученик и учитель неравноправны: первый обязан уважать второго, второй первого – нет.
I. Особенности содержания ФГОС основного общего образования по математике. Проблемы математического образования и реализация ФГОС.
1.1. Задачи математического образования.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
. • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
1.2.Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
В метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
II. Использование ЭОР в процессе обучения математике.
2.1Средства современных информационных технологий.
Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).
Выделим средства современных информационных технологий в преподавании математики:
Компьютер
Проектор
Сканер
Принтер
Интерактивная доска
Указанные выше технические средства являются основными инструментами для организации и проведения уроков математики.
Практика показывает, что часто возникает проблема с демонстрацией графиков на доске. Для того, чтобы координатная плоскость появлялась на доске в необходимый для работы с классом момент можно использовать среду «Живая математика» или инструмент «Математический конструктор», а если у Вас нет такой возможности, то можно заранее заготовить координатную плоскость. Например, взять лист в клеточку, начертить координатную плоскость и отсканировать, сохраненный файл всегда будет в Вашем арсенале.
Интерактивная доска позволяет, не отходя от доски, находить необходимые объекты, ресурсы, производить построения, преобразования, просматривать документы, входить при необходимости в интернет и т.д.
Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.
2.2 Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и их отличие от учебников.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.
В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.
Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.
Сегодня в ЭОР используют новые педагогические инструменты. Всего их пять:
- интерактив;
- мультимедиа;
- моделинг;
- коммуникативность;
- производительность.
Моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.
Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.
Пятый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
2.3 ЭОР нового поколения.
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.
Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.
Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).
Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.
В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.
Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.
ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.
Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.
Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.
В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия).
В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет:
Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны.
ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др.
Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.
Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение информации;
практические занятия;
аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, о которых говорилось выше.
2.4 Организация работы по внедрению образовательных ресурсов в учебный процесс.
Первый этап организации работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс предполагает систематизацию работы по подготовке технической базы, пополнение имеющихся в школе ЭОР.
В школе, оснащенной компьютерами с выходом в Интернет, а так же локальной сетью с библиотекой. Медиатека периодически пополняется ЭОР и ресурсами Интернет. Это позволяет педагогу подбирать ЭОР для своего урока.
Цифровые образовательные ресурсы не так-то просто внедрить в сложившийся веками учебный процесс. Необходимо уделять внимание тому, как наладить этот процесс, как помочь педагогу освоить новые подходы, способы, методы, формы работы при использовании ЭОР в преподавательской деятельности.
Работа на втором этапе заключается в повышении квалификации учителей и обучении их использованию ЭОР в образовательном процессе.
Проектирование урока с использованием ЭОР:
-концептуальный – определяется цель урока, аргументируется применение ЭОР и происходит подбор необходимых ресурсов;
-технологический – выбирается форма проведения урока, происходит детальный анализ выбранных ресурсов, описывается методика использования ЭОР и определяется необходимое техническое обеспечение;
-операциональный – предполагает поэтапное планирование урока.
Логичным продолжением решения этих вопросов является: проведение открытых уроков, видеосъемок мероприятий, создание электронных фото-коллекций мероприятий.
После определения форм организации методики встраивания ЭОР и их апробирования, необходимо сделать анализ проведенных уроков с использованием ЭОР и ответить на следующие вопросы: в чем заключается целесообразность и эффективность применения ЭОР на уроке, в чем преимущество использования данного ресурса по сравнению с работой без его использования, какие новые качества приобретает учебный процесс, какие новые образовательные результаты могут быть получены.
Третий этап работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс предполагает организацию обобщения и распространения педагогического опыта.
Трансляция опыта может проходить на разных уровнях, и для каждого уровня можно отобрать свои формы.
Сеть Интернет обладает удивительными образовательными возможностями и таит вместе с тем большие опасности. Учитель становится для учащегося своеобразным проводником во всемирной паутине, обучает культуре ссылок на использованные материалы, создает мотивацию поиска образовательных ресурсов. Один из стимулов, активизирующих внимание школьников к образовательным ресурсам Интернет, - возможность участия в конкурсах, размещенных на сайтах разных общественных организаций, благотворительных фондов и учебных заведений.
Возможности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе ОУ.
1. Организация образовательного процесса с использованием ИКТ и активным привлечением Интернет-ресурсов (проведение уроков с использованием ИКТ; написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов; использование тестовых оболочек и ЭОРов, в большом количестве имеющихся в Интернете).
2. Внеурочная деятельность включает в себя организацию досуга школьников, вовлечение учащихся в проектную деятельность, НОУ и конкурсы с использованием Интернет-ресурсов; участие в сетевых образовательных проектах. Появление дистанционных школ дало возможность дополнительного образования по ИКТ. Широко используются Интернет-ресурсы при создании и поддержке школьного сайта,
3. Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (посещение курсов по основам ИКТ для начинающих, ИКТ в деятельности учителя-предметника; разработка УМК; наполнения содержания элективных курсов и НРК по средствам сети Интернет; знакомство с полезными ссылками, адресами и сайтами содержащими различные Интернет-ресурсы необходимые для организации учебно-воспитательного процесса. В них можно найти богатейшие методические материалы: разработки уроков, тесты, программы, календарно-тематические планы, виртуальные лаборатории, контрольные работы, электронные учебники).
Работа по выше перечисленным направлениям с использованием ресурсов сети Интернет повышает развивающий потенциал урока и информационную культуру учащихся и учителей. Дает возможность освоения современных информационных технологий, позволяет пользоваться современными материалами, что обеспечивает доступ к качественному образованию или помогает учащимся изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины.
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером. 2.5 Примерная схема организации урока с использованием ЭОР. При подготовке к уроку в компьютерном классе перед учителем стоят следующие задачи: 1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта. 2. Составление выборки из программного продукта. Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, следует разработать подробный план учебного занятия. Особое внимание необходимо уделить формулировке вопросов и заданий к ЭОР, которые будут использоваться на данном уроке. Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств информационных технологий. На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания. На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, перера ботки информации, консультантом учащихся. Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока. В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с ЭОР, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока. При организации самостоятельной деятельности учащихся с ИКТ во внеурочное время необходим доступ к ресурсам. ИКТ позволяют ученику, пропустившему тему, наверстать пропущенный материал самостоятельно |
III. Заключение.
Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс меняет идеологию обучения, которой сегодня присуща открытость, свобода в доступе к образовательным ресурсам, поливалентность в выборе форм, технологий, принципов получения знаний и информации. При всем этом остаются единые требования к количеству и качеству знаний школьников.
Сегодня учитель, владея базовыми ИКТ-компетенциями, может использовать различные цифровые образовательные ресурсы. Если до последнего времени технические возможности школ были ограничены из-за отсутствия компьютеров или большого парка устаревшей техники, то сегодня мы говорим о том, чтобы использование цифровых ресурсов было не просто данью моде, а давало максимальную результативность уроку.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.
Варианты использования ИКТ на различных этапах урока математики
Тип урока | Варианты использования ИКТ на различных этапах урока |
Урок усвоения новых знаний | Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа | Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа | Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации |
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия | Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. |
Урок обобщения, систематизации | Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот). |
Урок контроля и коррекции | Тестовые программы, электронные дидактические материалы. |
ЭОР не занимают большую часть урока, а наоборот, позволяют сэкономить время на различных этапах, например, во время устного опроса всегда можно проверить свой ответ запустив, сконструированную модель.
Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (http://school-collection.edu.ru) уже сейчас содержит десятки тысяч образовательных ресурсов в различных предметных областях и продолжает непрерывно пополняться. На данном портале также можно найти много интересных интерактивных средств обучения, но… многие из них (большая часть) созданы на базе Flash и работают в интерактивном режиме. К сожалению, скорость Интернета не позволяет полноценно применить во время урока тот или иной материал, т.к. он слишком долго загружается. Иногда приходится заранее выполнять загрузку материалов на компьютер. Данная коллекция является неотъемлемым помощником для учителей.
Ещё одна интерактивная среда, позволяющая выполнять исследовательские работы – это программа «Живая Геометрия» или «Живая математика». Её можно скачать по ссылке http://www.mathvaz.ru/box/gm.rar. Представленный вариант распространяется свободно.
Практические работы по геометрии – это маленькие исследовательские работы, позволяющие ученику подойти к изучению и усвоению базовых понятий геометрии не через заучивание материала, а путем наглядного опыта. Каждая такая работа состоит из математической модели явления, свойства, понятия, созданной в программной среде «Живая математика» и шаблона отчета о проделанной практической работе. Эта модель очень проста, имеет подвижный чертеж, инструкцию, измеряемые величины. Изменяя чертеж, ученик записывает измеряемые величины (длины отрезков, градусные меры углов) в таблицу, которая имеется в шаблоне отчета. Если нужно делает необходимые вычисления, сравнения и затем, анализируя полученные данные, формулирует вывод.
Результаты использования образовательных электронных ресурсов в школах:
для учащихся – это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах;
для учителя – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками.
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
Приложение.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Решение систем линейных уравнений с двумя переменными
- Предмет: алгебра
- Класс: 7
- Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по решению систем линейных с двумя переменными, расширить и углубить знания учащихся через решения систем с параметром и решение систем используя метод определителя средствами технологии развивающего обучения и ЭОР.
- Базовый учебник:
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Алгебра 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. С.А.Теляковского. – 19-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2010.- 240 с.: ил.
- Задачи:
- - обучающая: отработать умения применять теоретический материал по теме на практике; обобщить, систематизировать все, что изучено по решению систем линейных уравнений с двумя переменными с помощью ЭОР; повторить способы решения систем; расширить и углубить знания учащихся через решения систем с параметром и решение систем используя метод определителя.
- - развивающие: способствовать обучению самостоятельно обобщать и систематизировать; формулировать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, способствовать развитию логического мышления;
- - воспитательная: развивать аккуратность, зрительную память, математически грамотную речь, логическое мышление, сознательное восприятие учебного материала учащихся с помощью ЭОР.
- Тип урока: комбинированный урок
- Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
- Необходимое техническое оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность учащихся | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. Мотивация учащихся. | -Приветствует учащихся. Сообщает: «Сегодня на уроке мы сделаем обобщение по всем методам решения, выделим наиболее простой метод, преимущества и недостатки каждого метода (способа) решения систем». | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя. | 2 мин | |
2 | Актуализация знаний и умений | -Организует работу по ранее изученному материалу. Дает решить систему линейных уравнений с двумя неизвестными разными способами. | Решают систему уравнений, предложенную учителем, по вариантам в тетради и у доски. Затем ученик, решающий у доски, объясняет решение своим методом. | 8 мин | |
3 | Целеполага-ние. | -Задаёт вопрос: Каковы преимущества и недостатки каждого метода решения данной системы? Заполните предложенную таблицу и сделайте выводы. Учитель помогает ученикам сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого метода | Ученики заполняют таблицу по каждому методу решения системы. Применяют выводы для определения способа решения для конкретной системы. | 3 мин | |
4 | Изучение нового материала и закрепление знаний | Учитель организует работу по закреплению изученного материала; предлагает ряд методов и заданий на расширение и углубление знаний учащихся через решения систем с параметром и решение систем используя метод определителя. | -Отвечают (фронтально) на вопрос учителя. Учащиеся, выполняют самостоятельную работу на двух листочках с копиркой. А два ученика решают эту же самостоятельную работу за доской, так чтобы не было видно классу. -Одновременно сильный ученик получает индивидуально задание решить систему методом определителя. И демонстрирует это на доске. Выполнив самостоятельную работу, ученики один экземпляр сразу сдают учителю. Открываем доску и сверяем работу учеников у доски и на местах. Каждый ученик сам проверяет свою работу, и сам ее оценивает. И сдает учителю | 15мин | |
5 | Диагности-ка знаний и умений | http://fcior.edu.ru/card/12260/sistema-dvuh-lineynyh-uravneniy.html | Демонстрирует учащимся ЭОР, организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР. | Выполняют самостоятельно задание, представленное в ЭОР, делают самопроверку. | 10 мин |
6 | Итог урока | Обращает внимание учащихся на цель урока, предлагает сделать выводы по изученному материалу и оценить уровень своих достижений. -Сегодня на уроке мы обобщили все методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными. -Выделили преимущества и недостатки каждого метода и наиболее распространенный метод решения систем. -Рассмотрели системы имеющие различное количество корней. - Рассмотрели методы наиболее рациональные при решении той или иной системы. -Непосредственно проверили практические знания решения систем линейных уравнений с двумя переменными. | Обращаются к практической цели урока, делают выводы по изученной теме и анализируют уровень своих достижений. | 3 мин | |
7 | Домашнее задание | 1225(а, б) – для всех; дополнительно – 1226. | Записывают домашнее задание | 2 мин | |
8 | Рефлексия | Учитель задает вопросы: что заинтересовало на уроке; что было трудно; сто нового узнали? | Учащиеся высказывают своё мнение | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Решение систем линейных уравнений с двумя переменными
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
«Система двух линейных уравнений» | Практический учебный образовательный модуль | учебный образовательый модуль | http://fcior.edu.ru/card/12260/sistema-dvuh-lineynyh-uravneniy.html |
ЛИТЕРАТУРА
1. Образовательные стандарты / Под ред. Б.А. Бордовского. - Санкт-Петербург: Образование, 1996.
2..Практикум по методике преподавания математики в средней школе: Учебное. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов /Т.В. Автономова, С.В. Варченко, В.А. Гусев и др.; Под ред. В.И. Мишина. - М.: Просвещение, 2011.
3.Коротаева Е.В. Директор – учитель –ученик: пути взаимодействия. – М.: Сентябрь, 2000
4. Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 8 -9 классов. – М.: Илекса, 2003
5. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя – 2-е изд. – М.: просвещение, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный учебно-методический комплект по физической культуре для учащихся 5-9 классов
Электронный учебно- методический комплект разработан Кравчук татьяной Михайловной, учителем физической культуры МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями к УМК. Материал представл...
Электронный учебно-методический комплект по физической культуре для 5-9 классов
Электронный учебно- методический комплект разработан Кравчук татьяной Михайловной, учителем физической культуры МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями к УМК. Материал представл...
Конструирование уроков по физике в условиях использования электронных учебно-методических комплектов
Материал содержит сообщение по теме. Приведеныпримеры применения ЭУМК с конкретных уроков физики в 7-11 классах., значение применения на уроках ЭУМК. Указаны ссылки на применённые в работе сайты...
Самостоятельно разработанный электронный учебно-методический комплект
Электронное мультимедийное учебное пособие тема: "Основа здорового образа жизни"...
Самостоятельно разработанный электронный учебно-методический комплект
Электронное мультимедийное учебное пособие тема: "Основа здорового образа жизни"...
Инновационный проект "Развитие технического творчества младших школьников через применение электронных учебно-методических комплексов (Лего-конструирование, СИРС)"
Цель Программы: Развитие когнитивных навыков младших школьников.Задачи Программы: Обучение решению задач на языке программирования LegoWedo.Формирование навыков технического моделирова...
Электронный учебно - методический комплект (программа SunRav BookReader) Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс
Методическая разработка Электронный учебно - методический комплект (программа SunRav BookReader) Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс, в ней определены организационные условия...