Конструирование уроков по физике в условиях использования электронных учебно-методических комплектов
методическая разработка по физике на тему
Материал содержит сообщение по теме. Приведеныпримеры применения ЭУМК с конкретных уроков физики в 7-11 классах., значение применения на уроках ЭУМК. Указаны ссылки на применённые в работе сайты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_urokov_fiziki.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей г. Маркса Саратовской области
Конструирование уроков по физике в условиях использования
электронных учебно-методических комплектов
(Выступление на РМО учителей физики)
Учитель физики
Васильева Нина Егоровна
Ноябрь 2013г.
г. Маркс
Конструирование уроков по физике в условиях использования электронных учебно-методических комплектов (ЭУМК) (из опыта работы).
Первые опыты по применению компьютеров в образовании относятся к началу 60-тых годов. Появились первые программные обучающие средства в виде автоматизированных учебных курсов, затем автоматизированных обучающих систем (АОС), реализующих парадигму программированного обучения. Динамика развития программного обеспечения, появление персональных компьютеров (ПК) третьего поколения, развитие телекоммуникационных технологий активно инициирует процессы внедрения и использования новых информационных технологий (НИТ) в образовании. Все это вместе взятое привело к появлению мультимедийных автоматизированных обучающих систем (МАОС).
Главной отличительной особенностью технологий обучения, основанных на использовании Новых Информационных Технологий, от традиционных является применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, использование которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.
1. Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.
Традиционные аудиовизуальные средства обучения могут быть с успехом заменены компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов будет меняться.
Например, на уроке изучения нового материала целесообразно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его).(слайд )
На этапе закрепления новых знаний можно провести игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя отдельные информационные слайды. Подобные (традиционные по сути) уроки позволяют отказаться учителю от привычных инструментов в работе мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся к предмету.
Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.
2. Цифровые образовательные ресурсы
Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал.
Также я использую программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.
На уроках активно используются электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая лаборатория», «1С:Репетитор. Физика+Варианты ЕГЭ» и другие. Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты, позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.
Однако следует отметить, что все перечисленные формы проведения практических занятий с использованием ИКТ первоначально требуют четко отработанной технологии, в том числе постановки учебных задач и организации учебной деятельности учащихся.
3. Использование Интернет – ресурсов
Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.
Интернет - учебная, справочная информация
Интернет - ЕГЭ
Интернет – практикумы, урок
Интернет - олимпиады, конкурсы
Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета учитель может предложить список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.
Такой список может находиться на специальном стенде в кабинете.
Приведем примеры таких аннотаций при изучении физики.
1. http://www.fizika.ru — Данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов.
2. http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике. Есть теория по каждой из предложенных тем, наглядный эксперимент крупным планом.
3. http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое множество справочных таблиц по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое.
4. http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека содержит самые последние новости науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно. Можно узнать все о самых последних открытиях в науке.
5. http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику находить любую информацию по физике материал по истории физики. Здесь же находится краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых – физиков
Интернет-ресурсы которые применяются часто: «Информационно-образовательный портал РБ» http://www.oprb.ru/, «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/), фестиваль «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/),официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/), ФИПИ (http://www.fipi.ru/), «Открытый колледж. Физика» (http://college.ru/physics/), методическое объединение учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/), «Физика Ru» (http://www.fizika.ru/), Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/), Астрофизический портал (http://www.afportal.ru/), «Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/) и другие. Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения, для исследовательской работы.
Учебный проект – это совместная деятельность учащихся, имеющая общую цель, направленную на достижение конечного результата. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат. Продуктом проектной деятельности является доклад, плакат, модель, рисунок, информация, презентация. (Работа ученика 10 класса Искалиева Ибрагима «Влажность воздуха».
Проектная деятельность воспитывает и развивает: самостоятельность в проявлениях (в паре, группе, индивидуально); умение выслушать других; умение высказать свое мнение; коммуникативность и заинтересованность в достижении цели; умение научиться понимать и выражать себя.
Мотивация к изучению физики у учащихся повышается и при подготовке домашних проектов. Используя различные цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office ребята готовят сообщения, доклады, дополнения к материалу урока. Учитель ставит пред учениками конкретную задачу, а технологию выполнения этого задания ученики выбирают сами, учитель же оцениваю конечный результат. Важно чтобы используемый материал (схемы, диаграммы, текстовая информация, анимации, видео, иллюстративный графический материал) был логически выдержан и нес конкретную необходимую информацию.
Проектируя свои уроки, я опиралась на логику построения, на этапы урока:
Организация начала занятия.
Проверка выполнения домашнего задания.
Подготовка к усвоению нового материала.
Изучение нового материала.
Первичная проверка знаний.
Закрепление знаний.
Контроль усвоения знаний.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание.
Приведу примеры использования ЭУМК на некоторых этапах урока:
- Организация начала урока. (Тема: «Траектория» - 9 класс (слайд 5-6)
«Кристаллические и аморфные тела» - 10 класс (слайд 7)
2. Проверка домашнего задания. «Измерительные приборы» - 7 класс (слайд 8-13), «Магнитное поле» - 8 класс (слайд 14-15). «Правило смещения» - 9 класс, (слайд 16-17), «Закон сохранения импульса» - 9 класс (слайд 18-19), «Лизы» - 8 класс (слайд 20-21).
3. Изложение нового материала:
«Сила упругости» - 10 класс (слайд 23-28)
«Большинство тем 9-11 классы (слайд 29)
4. Первичное закрепление материала: «Закон Гука» (слайд 31), «Виды деформации» - 10 класс (слайд 32), «График скорости» - 9 класс (слайд 33-35).
5. Контроль знаний: «Тепловые явления» - 8 класс, тестирование сайт «Классная физика» (слайд 37-39), «Законы взаимодействия и движения тел» 9 класс, (слайд 40).
6. На всех этапах урока необходимо использовать Документ-камеру (если она имеется в кабинете). (слайд 41-48)
В настоящее время в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из них является документ-камера, всё больше становящаяся незаменимым помощником современных учебных и факультативных процессов.
Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использую возможности документ-камеры практически на всех уроках.
Основные направления использования:
- Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке.
- Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.
- Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке.
- Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.
- На уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования.
Демонстрация предметов, имеющих различные геометрические формы.
Демонстрация мелких частей объектов.
Проверка и исправление домашних работ учащихся.
Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов.
Демонстрация брошюр, книг, альбомов.
Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией.
Возможность быстрого редактирования письменных работ.
Работа над ошибками
Демонстрация опытов, выполненных учащимися.
Работа с тестами.
Демонстрация решения сложных задач.
Сравнение изображений с реальными объектами.
Демонстрация иллюстрированных изданий.
Демонстрация карточек с изображениями предметов.
Демонстрация работ учащихся в виде фотографий, рисунков, отчетов и т.д.
Проверка домашней работы.
Демонстрация измерений: метрических, весовых, объема тел и жидкостей и т.д.
Демонстрация лабораторных исследований.
Демонстрация сведений об известных людях или исторических событиях.
Демонстрация высказываний (цитат).
Демонстрация этапов проведения научных исследований.
7. Итог урока (Рефлексия) (слайд 49).
8. Домашнее задание: (слайд 50)
Вывод:
- Информационные технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.
- В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных и коммуникационных технологий при обучении физики в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса.
- Применение электронных учебно-методических комплектов дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос, сделать урок более плотным, даёт возможность экономии времени на уроке, помогает учащимся более творчески решать задачи и тесты, изучать новый материал.
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения с применением электронных учебно-методических комплектов.
В результате использования ИКТ у обучающихся повысился интерес к физике, как к экспериментальной науке.
Разумеется, педагогическая эффективность использования программных сред зависит не только от самих электронных средств, но и от подготовки учителей для работы с ними, от наличия оборудования в школе.
Компьютер – мощный инструмент
в руках грамотного учителя,
но никогда не сможет претендовать
на место самого Учителя!
Список использованной литературы
1. Акуленко В.Л. CD по физике глазами учителя физики. М.: Первое сентября. Физика. - 2003. - №22. - 11-16.
2. Андросова E.F. Методические и содержательные аспекты построения курса программирования на основе объектно-ориентированного подхода (для физико-математических специальностей педагогических вузов): Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 193 с.
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.:ИОШ РАО. 1994, 228.
4. Астафьева Е.Н., Филатова Л.В. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Информатика и образование - М., 2001. - №4; - 35-40.
5. Африна Е.И; Использование электронной почты на уроках физики. // Вопросы Интернет-образования. - 2003. - №1.
6. Баранова Ю. Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин Е.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе.// Информатика и образование. - 2000. - №8. - G.43-47.
7. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., ГомулинаН. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии. — М.: Первое сентября. Физика. - 1999 - №20. — С, 3-9.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
9. Гомулина Н.Н. «Открытая физика 2.0.» и «Открытая астрономия» - новый шаг // Компьютер в школе. - 2000. - № 3. - 25-29:
10. Гомулина Н.Н., Михайлов СВ. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования // Физика. - 2000 - № 39. - 68-71.
11. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. — М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
12. Кавтрев А. Ф. Компьютерные программы по физике в средней школе. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», №1. — Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998. — с. 42.
13. Кавтрев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». — М.: ООО «Физикон», 2000. — 50с.
14. Кавтрев А. Ф. Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений// Первое сентября. Физика. 2001. № 20. С. 5 – 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный учебно-методический комплект по физической культуре для учащихся 5-9 классов
Электронный учебно- методический комплект разработан Кравчук татьяной Михайловной, учителем физической культуры МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями к УМК. Материал представл...
Электронный учебно-методический комплект по физической культуре для 5-9 классов
Электронный учебно- методический комплект разработан Кравчук татьяной Михайловной, учителем физической культуры МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями к УМК. Материал представл...
«Конструирование урока математики в условиях использования электронных учебно-методических комплектов (ЭУМК)»
доклад по теме: «Конструирование урока математики в условиях использования электронных учебно-методических комплектов (ЭУМК)»...
Самостоятельно разработанный электронный учебно-методический комплект
Электронное мультимедийное учебное пособие тема: "Основа здорового образа жизни"...
Самостоятельно разработанный электронный учебно-методический комплект
Электронное мультимедийное учебное пособие тема: "Основа здорового образа жизни"...
Инновационный проект "Развитие технического творчества младших школьников через применение электронных учебно-методических комплексов (Лего-конструирование, СИРС)"
Цель Программы: Развитие когнитивных навыков младших школьников.Задачи Программы: Обучение решению задач на языке программирования LegoWedo.Формирование навыков технического моделирова...
Электронный учебно - методический комплект (программа SunRav BookReader) Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс
Методическая разработка Электронный учебно - методический комплект (программа SunRav BookReader) Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс, в ней определены организационные условия...