Статья "Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках физкультуры"
статья по физкультуре

Главное для учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Горевская средняя школа»

Статья

«Сохранение и укрепление здоровья учащихся

на уроках физкультуры»

Учитель физкультуры и ОБЖ

Круглов Д.Е.

 

                                                                   

2021

Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни.

Главное для учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. Для этого учитель делает следующее:

1) Систематически проводятся беседы о том, что нужно делать и как для сохранения и укрепления здоровья;

2) Прививается  интерес к физической культуре, проводя уроки интересно;

3) Самостоятельное выполнение различных физических упражнений для развития физических способностей и укрепления здоровья ученика;

4) Воспитание потребности в движении как образе жизни;

5) Формирование у детей и родителей понятие здорового образа жизни и желание его вести через беседы среди учеников и их родителей.

К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека, к созданию в школе здоровьесберегающих условий обучения.
    Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

Главная задача школы –  организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

1. Воспитательный (состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни).

2. Обучающий (состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению).

3. Оздоровительный (состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности).
Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
   Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.

Эффективность проведения прыжков со скакалкой.
Скакалка на уроках физической культуры служит отличным простейшим спортивным инвентарем. Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна.
Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений.
Формирование осанки на уроках

Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека. Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз.
Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин. Систематические разумные занятия физической культурой считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры.
• Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

• Ходьба на носках, руки в различных положениях.
• Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
• Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
• Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро..
Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность по сохранению собственного здоровья. Предполагаемые результаты:

• Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.

• Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и ЗОЖ в семьях учащихся.

• Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья.
• Снижения уровня заболеваний среди учащихся.

• Улучшение показателей физического развития.

Формирование ЗОЖ — это шанс, взрослых, педагогов решить проблему сохранения здоровья детей, сформировать у них положительные психологические эмоции относительно спорта и физической культуры, привить им стремление к двигательной активности и ритмичному образу жизни. И в наше время как никогда актуальным являются слова великого просветителя Жан – Жака Руссо «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП...

Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках и во внеурочное время

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Важным условием решения этой задачи для любого учителя-предметника является урок как ведущая организ...

Содоклад на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в 8 классе по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» (из опыта работы)

Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного пространства в школе. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физическо...

Методические рекомендации "Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся"

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и спос...