Целеполагание
статья по теме

Варлакова Ирина Ивановна

РекоРекомендации по формулировке целей занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselepolaganie.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по формулировке целей занятий

1. Общие положения

1.1. Формулирование цели занятия  позволяет организовать деятельность студентов в конечном виде и осуществлять руководство ею. Четко сформулированная цель занятия позволяет преподавателю определить ход предстоящей на уроке работы и уровень усвоения материала: а) уровень представления: б) уровень знаний; в) уровень умений и навыков: г) уровень творчества.
1.2. Учителем должна ставиться цель, в выполнении которой он уверен, в связи с чем необходимо производить диагностику целей, при необходимости в группах с более слабым контингентом цель должна быть изменена. 

2. Требования к формулированию целей

2.1. Цель должна быть

а) четко сформулированной; 
б) понятной; 
в) достижимой; 
г) проверяемой;
д) конкретной.

Чётко, грамотно сформулированная цель занятия - это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства, которое закладывает основу для успешного проведения урока. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, значит и весь сценарий урока преподавателем построен без логического завершения.
Примеры неправильной постановки цели:

1.  Изучить тему: «Диэлектрические материалы»;
2.  Углубить знания учеников по теме «Проводники»;
3. Расширить кругозор учеников.

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения. 
2.2. Нa занятиях преподаватель должен решать триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; следовательно ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, перед преподавателем ставится методическая цель. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знаний учеников, используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».

3. Формулирование учебных (дидактических) целей

3.1. Уровни усвоения знаний учениками определены государственным образовательным стандартом.
3.2. Часть материала на уроке учитель должен преподносить для ознакомления, чтобы ученики имели представления о каких-то фактах, событиях, что является усвоения. Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня материала.

1. Познакомить учеников с методами определения твердости металлов.
2. Дать  понятие «Поляризации диэлектриков». 

Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.
3.3. 2 уровень - это уровень знаний, пересказа. Пример постановки целей данного уровня:

1.  Изучить материал научно-практической конференции по магнетизму:
2.  Повторить классификацию припоев и флюсов;
При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.

3.4. 3 уровень  - уровень умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях. Например:

1.  Способствовать овладению техникой замера ёмкости конденсаторов:
2.  Стремиться к выработке навыка работы с осциллографом:
3. Способствовать отработке навыка определения удельных сопротивлений диэлектриков:
4. Систематизировать знания учеников по теме «Контактные материалы»
Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».

4. Развивающие цели урока

4.1. В целях обучения учеников пользоваться полученными знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное, развивать у студента память, логическое мышление, учитель должен четко формулировать развивающие цели. Пример формулировки развивающих целей занятия:

а)  Способствовать развитию логического мышления;
б)  Развивать память;
в)  Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
г)  Развивать умение выделить главные свойства электрорадиоматериалов;
д)  Развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать;
е)  Paзвивать  умение составлять план и пользоваться им;
ж) Развивать умение составлять факты и события;
з)  Развивать наблюдательность;
е)  Paзвивать внимание.

5. Воспитательные цели урока

5.1. На каждом уроке учитель должен стремиться воспитать лучшие качества в своем ученике, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. 
Примеры формулировок воспитательных целей:

- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, отрицательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью;
- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга;
-  стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, умению  управлять эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Проектирование современного урока. Целеполагание. Презентация.

Презентация для проведения первого занятия Школы молодого специалиста....

"Целеполагание при проектировании урока"

Материал к семинару "Современный урок - личностно-ориентированный урок"....

Особенности целеполагания уроков производственного обучения

В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного об...

Целеполагание и компетентностный подход

Целеполагание и компетентностный подход...

Целеполагание - основная функция управления

Данная презентация содержит материал для проведения обучающего семинара для учителей или зам. директоров по УВР....

Конструирование учебного занятия на основе целеполагания

Статья о конструировании учебного занятия на основе целеполагания. Приведен разработки урока геометрии в 8 классе с использованием данного теоретического материала...