Проектный метод и его внедрение в учебный процесс.
статья по теме
В статье дается анализ проблем внедрения проектного метода в учебный процесс в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_i_ego_vnedrenie_v_obrazovatelnyy_protsess.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты внедрения проектного метода в образовательный процесс.
Цель данной статьи выяснить природу педагогического проекта и факторы, влияющие на его использование в образовательном процессе. Новый ФГОС благоприятствует установке в образовании компетентностного подхода, подводящего преподавателей к использованию новых педагогических технологий, таких как, проектная. Для многих школьных организаций, это введенная реформа приносит значительные изменения. Не только учителя должны принять эти новые педагогические подходы, но и вся команда школы должна разработать новый способ работы: разработка образовательных проектов, работа в команде (ученики и преподаватели), вовлечение учеников, новые роли родителей, общее видение проектной деятельности.
Эта реальность поднимает две проблематики:
1) первая, "локальной" природы, касается внедрения в жизнь педагогического проекта в классах;
2) вторая системной природы - чтобы эта педагогика смогла быть осуществленной, учебная организация должна функционировать, как сообщество обучения, внедряющего учебный проект, ведущий к развитию не только учеников, а также преподавателей.
1.«Локальное» внедрение проектной педагогики.
Приобретение учебных компетенций, развитие междисциплинарного подхода, будут значительно способствовать успеху всех учеников. В этой перспективе, ученик, который будет иметь успех – тот, который станет творцом своего собственного процесса обучения. Поэтому использование проектной методики, среди других педагогических стратегий, есть рекомендованная методика.
Существуют несколько определений проектного метода; то, которое предложено Arpin и Capra (4) кажется, наиболее полным.
Проектный метод - это подход, который позволяет ученику полностью вовлекаться в процесс получения умений во взаимодействии со сверстниками и окружающей средой, и предлагает учителю выступать в качестве посредника, между учеником и объектами познания.
Чтобы преподавать, используя метод проектов, преподаватель должен поставить перед учениками определенные задачи - коллективные, ориентированные на общие цели, (возникающий в результате сотрудничества между преподавателями и учениками), выполняемые в духе сотрудничества и ведущие к конкретному и совместному продукту.
Таким образом, ученики в итоге такого обучения, достигают целей и личного и социального развития, как в коллективном плане так и в индивидуальном плане; этим самим фактом, приобретают компетенции, определенные образовательными программами.
2. Системное внедрение проектной педагогики.
В этой проблематике проведения в жизнь преподавателями проектной педагогики в их классе, добавляется системный характер: если хотим, чтобы преподаватели изменяли свое преподавание, нужно, чтобы, в их школе был внедрен учебный успех проектов.
Несколько авторов предлагают, что одно из условий успеха этой педагогики в одном классе - связь между индивидуальными проектами учеников и коллективным проектом, продолженным всеми учениками. Иначе говоря, в классе должна быть связь между, с одной стороны, целями обучения коллективного проекта класса и с другой стороны, личными целями и специфическими потребностями учеников (Arpin и Capra ) (4)
Образовательный Проект школы определен как динамичное локальное мероприятие, несущее действие, установленного там согласования со всеми партнерами учреждения, чтобы осуществлять образовательную миссию.
На условия, которые способствуют внедрению проекта в обучение, влияют несколько основных факторов .
А) Сотрудничество, которое существует в школьной команде, и процесс изменений, который создается в этом процессе совместного творчества.
Главное препятствие эффективного использования проектного метода - изменения, которые требуются внутри учебной команды.
На рисунке1 (1,39) показана школьная команда в процессе изменения в идеальной ситуации.
Рисунок1: Реализация проекта на основе сотрудничества между заинтересованными сторонами.
Б) Наличие общей концепции (на уровне школы) реализации проектной деятельности.
Различные анализы позволяют иллюстрировать, что общая концепция в школах возможна при согласованности 3 основных документов, определяющих реализацию проектного метода (рисунок 2).
Рисунок 2: документы определяющие направление развития школы
Схема показывает то, что в процесс разработки проекта, Совет образовательного учреждения, который состоит из руководства, преподавательского состава и обслуживающего персонала, членов, представляющих родителей и другие сообщества, разрабатывает Перспективный план и Образовательный проект школы. Впоследствии эти документы представлены учителям, которые несут ответственность за разработку классных проектов в соответствии с учебными планами. Хорошая концепция проекта позволила бы избежать некоторых сомнений и убеждала в осуществлении всех этапов (и оценки и объективизации). Кроме того, преподавателей в результате осуществления проекта, должны сопровождать изменения всей их практики.
Таким образом, Образовательный проект не остался бы абстрактным и часто бесполезным текстом, он стал бы рабочим документом, планом, в котором у каждой группы была бы специфическая роль, важно, чтобы команда-школа задалась вопросами, которые позволят им договориться о целях. Подлинное сотрудничество может иметь место только тогда, когда все субъекты преследуют общие цели.
в) Общее видение ролей различными участниками проекта(руководства, преподавателей, учеников и родителей);
В таблице, составленной на основе результатов исследователей университета Квебека (1, 51), представлена краткая информация о ролях, отводимых для каждой группы участников проектной деятельности.
Таблица
Участники | РОЛИ |
Руководство | • Знания проектной педагогики • Управление обучением команды • Поддержка учебных планов команды |
Преподаватели | • Поощрение успеваемости учеников • Создание в классе климата, способствующего изупроектному обучению • Связь с родителями •Наличие знаний проектной педагогики • Предоставление рекомендаций для учеников • Поддержание адекватного класса •Эффективное управление проектным преподаванием, (планирование, реализация, оценка, и т.д.). • Поощрение участия родителей в проектной деятельности учеников • Мотивация учеников • Быть открытым • лично участвовать • Уважать сильные и слабые стороны каждого (включая себя) •Поддерживать (управлять) учеников в осуществлении задач • Обеспечивать всестороннюю поддержку • Работать в команде с коллегами |
Ученики | Участие в создании благоприятного климата в классе • Инициировать общение с родителями • Знать имеющиеся ресурсы •Участвовать в управлении проектами (планирование, реализация и т.д.). • Быть активными в проекте • Уважать сильные и слабые стороны каждого (включая себя) •Продемонстрировать ответственность и самостоятельность |
Родители | • лично участвовать •интересоваться учебным пережитым ребенка • Мотивировать ребенка • Продолжить школьное обучение дома (идти дальше с ребенком) • Поддержка ребенка в целом • Оказание помощи дома в реализации проектов • Доставка необходимого оснащения |
Одной из главных ролей руководства, управление командой учителей. Таким образом, в роли менеджера профессорско-преподавательского состава, руководство необходимо для создания командного духа и разрешения конфликтов, которые могут возникнуть.
Преподаватели и руководство говорят также, о том, что руководство должно сыграть роль поддержки. Речь идет о поддержке – общей, когда управление выступает в качестве внимательного посредника. Эта поддержка может быть более конкретной - поддержкой материальной, то есть эта роль предоставления материальных и валютных необходимых ресурсов, чтобы осуществлять учебные проекты. Поддержка управления, может быть также поддержкой – моральной. Руководство должно доверять команде, должно поощрять, поддерживать ее, должно иметь хорошие навыки межличностного общения .
Преподаватели, как мы это увидели в концепции ролей, берут на себя наибольшую ответственность за ход проекта, находят, что использование этого метода приводит к дополнительной работе: управление командами, постановка целей, которых надо достигать, построение партнерских отношений с другими преподавателями и родителями. Фактически речь идет для преподавателя о том, чтобы управлять ходом учебного проекта, быть способными изменяться в этой педагогике, быть способными структурировать и управлять деятельностью учеников.
Последняя роль учителей - уважение к себе и другим. Здесь важно, также, познание самого себя и упорство в преодолении трудностей .
Важно также знать и уважать детей, например, делая с ними проекты, которые затрагивают их интересы. Родители также указывают, что очень важно, учитывать потенциал детей.
Роль, отведенная ученикам - участие в управлении проектом. Это указывает направление, « они должны позаботиться о различных этапах проекта, чтобы его успешно завершать ». Хотя эта роль не дает достаточно информации о том, что ученики действительно делают, чтобы принимать участие в управлении проектом; эта роль больше похожа на цель (развитие компетенции) чем роль, которая ученикам должна была бы приписаться де- факто. Другая роль, которая была обозначена почти всеми группами участников, связана с участием в проекте. У учеников есть роль, активно принимать участие в проекте, вникая в задачу и интересуясь его темой.
Роль родителей, главным образом, трогает личную причастность. Родители должны включиться в учебную жизнь в классе, чтобы помогать преподавательнице и оценивать работу их ребенка: « Часто, родители призваны к тому, чтобы напрямую принять участие в классе или дома в проекте ».
Вторую роль родителей- роль поддержки ребенка на различных уровнях. Сначала, они должны предложить поддержку – академическую: они помогают с выполнением домашних заданий и уроков, или помогут найти информацию. Она может быть, поддержкой общей: быть естественным с ребенком, его слушать, удовлетворять его потребности, а также сотрудничать (помогать, содействовать) с преподавателями. Хотелось бы отметить, что из всех участников проектной деятельности, именно немногочисленность родителей в выполнении своих ролей. (По разным причинам: занятость и т.д.)
Итак, проблемы, возникающие при использовании и освоении проектного метода, не связаны с сутью самого метода; они связаны с одной стороны, с подготовкой группы для работы в проекте и с другой стороны, с климатом, который царит внутри учебной школьной команды. Используя проектный метод, необходимо помнить о самом смысле понятия проекта – это деятельность в сотрудничестве: сотрудничество на уровне класса, во взаимодействиях, которые там происходят, в отношениях людей которых надо обучать вместе; сотрудничество также на уровне школы.
Это побуждает школы задуматься о типе сотрудничества, который они хотели бы осуществить внутри своей школьной команды. Согласованность действий всех участников проекта (учеников, учителей, родителей, руководства школы и др.), согласованность Перспективного плана школы, Образовательного проекта школы и классных проектов – главные условия организации проектной деятельности в средней школе.
Литература
- Catherine Lanaris, Lorraine Savoie-Zajc «L’appropriation de la pedagogie par projet en tant que facteur contributoire a la reussite scolair des eleves». Университет Квебека ,2004, перевод с фран. Медяник М.В.
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
- Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
- Arpin, L., & Capra, L.). L'apprentissage par projets. Montréal: Chenelière McGraw-Hill. 2001
- Boutinet, J.-P. Anthropologie du projet. Paris: Presses Universitaires de France. 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы мультимедиа-приложения по фитнесу.
Аннотация. Разработка и внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы мультимедиа-приложения по фитнесу, позволяющего усовершенс...
Тема по самообразованию "Внедрение в учебный процесс систем информационного обеспечения занятий"
Использование информационных коммуникативных технологий на уроках является средством развития познавательной компетентности школьников. В условиях модернизации школьного образования появляются н...
Повышение качества школьного математического образования посредством внедрения в учебный процесс инновационных технологий
Я работаю в малокомплектной школе, где в одном классе обучаются учащиеся с очень разными способностями. Для того чтобы максимально развивать на уроке каждого ученика, я применяю личностно ориентирован...
Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».
Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....
Образовательные технологии "Внедрение в учебный процесс ВФСК ГТО"
Выступление преподавателя физической культуры ГАОУ СПО РБ ТС и ГХ Кижингинский филиал Ломака И.В. на научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной подготовки специалистов ...
Внедрение в учебный процесс среднего профессионального образования ВФСК ГТО»
В настоящее время внедрение в систему среднего профессионального образования физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» стало одним из ...
Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса при внедрении второго иностранного языка
Введение инновационноых форм обучения для повышения результативности обучения, развития креативного мышления учащихся на уроках немецкого языка....