Компетентностный подход на уроках спецдисциплин.
статья по теме
Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называться компетенциями или ключевыми компетенциями.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение студентами таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Таким образом, компетенция – это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podkhod_na_urokakh_spetsdistsiplin.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход на уроках спецдисциплин.
Современное общество остро нуждается в специалистах, которые способны:
- самостоятельно овладевать новыми комплексными стратегиями,
- повышать квалификацию во время своей профессиональной деятельности,
- быстро воспринимать новые идеи,
- отличаться компетентностью и ответственностью
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела.
Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.
Выпускнику профессионального колледжа, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком, способным решать как личные проблемы, так и проблемы коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.
Таким образом, умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называться компетенциями или ключевыми компетенциями.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение студентами таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Таким образом, компетенция – это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Возрастание роли профессиональных предметов в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть профессионально грамотным человеком.
Отсюда одной из основных целей профессиональных дисциплин должно быть воспитание умения исследовать явления реального мира. Значит, нужно научить студентов составлять модели реальных ситуаций, владея профессиональными навыками. Для этого необходимо обеспечить усвоение системы научных понятий. Значит, возникает необходимость в отходе от традиционной организации учебного процесса, к организации такой учебной среды дающей возможность зафиксировать изменения в ученике, которые произошли в результате образовательной деятельности.
Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Решением этой проблемы является компетентностный подход. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего образования (в том числе и предметного обучения).
Реализация ключевых компетенции не вызывает особых трудностей, так как для ее становления способствуют различные приемы организации работы учеников. Приведу примеры.
Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию необходимости его появления.
Не вводить знание в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести студентов к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
Основная проблема, которая стояла и стоит передо мной как преподавателем, - активизация познавательной деятельности студентов на уроках, развитие их познавательных интересов. Одним из путей реализации этой проблемы я вижу в применении знаний в нестандартных ситуациях, в практической деятельности человека.
Практические работы по спецдисциплинам - это учебные задания, решаемые конструктивными методами с применением непосредственных измерений.
Практические работы должны быть связаны с проблемным материалом, учитывать индивидуальные способности студентов, в частности уровень их подготовки, способности, работоспособность. Поэтому для выполнения таких работ лучше использовать групповую форму организации урока.
В процессе выполнения практических работ студенты должны научиться пользоваться как можно большим количеством различных инструментов, применять разнообразные вычислительные средства. пользоваться учебниками, справочной литературой, что способствует развитию навыков самостоятельности, их подготовке к самообразованию.
Важно также подчеркнуть необходимость разнообразия практических работ не только по содержанию, но и по их ведущей учебной целевой направленности. В этом смысле я различаю практические работы следующих видов:
- познавательные работы имеют целью поставить студентов в условия открытия ими новых фактов в профессиональной деятельности. Замеченная в результате выполнения работы закономерность дает студентам возможность выдвинуть гипотезу.
- установочные, проводимые с целью ознакомления студентов с оборудованием и простейшими приемами работы с ними.
- иллюстративные, связанные с ознакомлением студентов с отдельными знаниями в программировании.
- тренировочные, предназначенные для закрепления изученных свойств, соотношений, фактов, а также направленные на овладение способом построения программных продуктов, создания и отладки.
-исследовательские, направленные на практическое применение знаний спецпредметов.
- творческие, связанные с созданием на основе основных конструкций специальных программ.
- обобщающие, основной целью которых является систематизация и обобщение теоретических знаний, методов построений, реализации, отладки программного обеспечения.
В целях повышения мотивации и ответственности студентов за качество освоения профессиональных компетенций по программированию, по работе с базами данных, интеграции программных продуктов, где студенты учатся работать с шаблонами, задачами репродуктивного типа, задач творческого характера, для укрепления межпредметных связей курса предметов профцикла, обращаем внимание:
Основное назначение диктантов по определенному спецпредмету - помочь преподавателю эффективно тренировать устойчивость внимания, оперативную память, умение сосредоточиваться. В диктантах можно рассматривать следующие группы заданий:
· операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п., получив информацию на слух;
· логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;
· направленные на отработку профессиональной терминологии.
Игры при изучении профессиональных дисциплин – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции студентов. Игры ставят в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Эффективным способом реализации ключевых компетенций является использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала.
Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны выбранной профессии, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Одним из эффективных методов реализации ключевых компетенций мы считаем использование проектной работы на уроках. Работа должна была концентрироваться на живом и жизненном материале; много внимания обращалось на совместную деятельность студентов, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.
Интегрированные проекты формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию студента, развивают исследовательские и рефлексивные навыки, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, нацелены на развитие познавательного интереса, расширяют кругозор и реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Эффективная реализация компетентностного подхода возможна посредством целенаправленного формирования компонентов компетентостей; поэтапной организации образовательного процесса на интегрированном содержании профессиональных дисциплин.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у студента развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности студента, но не ограничиваются только ими.
Литература
2. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского - 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996
5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии М.:Сентябрь, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...
Применение компетентностного подхода на уроках информатики
Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...
Компетентностный подход на уроках технологии
Принципы компетентностного обучения.• Научность не как свод незыблемых знаний, а научность способа их получения, анализа и интерпретации.• Доступность базируется на организации познавательной де...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО Использование ИКТ на уроках родного языка. 24.01.14 г....
Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время
Обобщение педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время"...
Презентация "Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время"
Презентация к обобщению педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время"...