Технология развития критического мышления через чтение и письмо ( презентация)
консультация на тему

Козюбро Инна Алексеевна

 

     Технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, чтение и письмо; это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую творческую активность, затем предоставить условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Основой ТРКМ является трёхфазовая структура урока:

  1. Вызов (на этой стадии пробуждается интерес к теме, создаётся установка на её активное и творчески-поисковое изучение; стадия побуждает к вопросам и фиксирует их, актуализирует имеющиеся знания и структурирует процесс дальнейшего изучения темы).
  2. Осмысление (предполагает соотнесение новой информации с собственными знаниями, получение новой информации активными способами, установление новых смысловых и логических связей; работа с текстом осуществляется по парам, в малых группах, со всеми вместе).
  3. Рефлексия (включает целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и его повторную проблематизацию (новый «вызов»), переживание и творческую переработку полученного результата).

Среди эффективных приёмов ТРКМ можно назвать такие, как:

  • предвосхищение (по фрагменту текста предположить его тему),
  • мозговой штурм (сбор всей известной информации по теме),
  • кластер (графический организатор информации по теме),
  • концептуальную таблицу (знаю – хочу знать - узнал),
  • приемы активного чтения:

     инсерт (чтение текста с пометами),

     чтение с остановками (предположите, что будет дальше?),

     двойной (двухчастный) дневник (цитата + размышление),

  • «толстые» (проблемные) и «тонкие» (конкретные) вопросы,
  • зигзаг (прием обучения сообща),
  • синквейн (резюмирование информации в форме 5 строк) и.т.д.     

     Критическое мышление - это активный и интерактивный процесс познания, позволяющий развивать культуру диалога в совместной деятельности и предполагающий принятие человеком личной ответственности за сделанный выбор. Такой тип мышления повышает уровень культуры индивидуальной работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.ppt117.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления через чтение и письмо Мастер-класс проводит Козюбро Инна Алексеевна МОУ лингвистическая гимназия г. Кирова

Слайд 2

Критическое мышление Социальное Активное Самостоятельное Свободное Творческое Рефлексивное Продуктивное Перспективное

Слайд 3

Об истории ТРКМ Авторы - американские педагоги: Ч. Темпл, Дж. Стил, К.С. Мередит В России применяется с 90-х г. Журналы «Перемена», «Новое образование» Популярность и универсальность

Слайд 4

ТРКМ Целостная система, формирующая навыки работы с информацией, чтения и письма Совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания

Слайд 5

Алгоритм технологии Вызов Осмысление Рефлексия

Слайд 6

1 стадия-ВЫЗОВ Пробуждается интерес к теме, создаётся установка на её актуальное и творчески-поисковое изучение Побуждает к вопросам и фиксирует их Актуализирует имеющиеся знания Структурирует процесс дальнейшего изучения темы

Слайд 7

2 стадия-ОСМЫСЛЕНИЕ Получение новой информации активными способами, её структурирование Соотнесение новой информации с собственными знаниями Установление новых смысловых и логических связей

Слайд 8

3 стадия-РЕФЛЕКСИЯ Целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала Выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация Переживание и творческая переработка полученного результата

Слайд 9

Парад приемов Предвосхищение (по фрагменту текста предположить его тему) Мозговой штурм (сбор всей известной информации по теме) Кластер (графический организатор информации) «Тонкие»( конкретные) и «толстые» (проблемные) вопросы Концептуальная таблица (знаю - хочу знать - узнал) Синквейн (5-стишие)

Слайд 10

Приёмы активного чтения Инсерт (чтение текста с пометами) V - известная информация + - новая информация - - не согласен ? - возник новый вопрос

Слайд 11

Приёмы активного чтения Чтение с остановками (предположить, что будет дальше?) Двойной (двухчастный) дневник: (Цитата + размышление) Тройной вопрос (автору, однокласснику, себе как читателю)

Слайд 12

Выбор позиции и ее обоснование П озиция (я считаю, что…) О боснование (..,потому что…) П ример (Например,…) С ледствие (Поэтому…)

Слайд 13

Синквейн (фр.- «пять» ) 1 строка - 1 существительное 2 строка - 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза из 4-х слов 5 строка – синоним к теме

Слайд 14

Синквейн о синквейне Синквейн стройный, лаконичный мыслит, обобщает, собирает применяется на стадии рефлексии творчество

Слайд 15

Спасибо за внимание! Удачи в применении ТРКМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Презентация.

Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условию для развития критического мышления. Вместе с тем это вовс...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (презентация)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (презентация). Материал для самообразования педагогов....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....