«Инновационные образовательные технологии проектной деятельности»
методическая разработка по теме
Проектирование является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет. Метод проектов – это образовательная технология, использовать которую нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей её реализации.. Широко применяемый в мире метод проектов, эффективен для развития у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития так, как формирует активную, самостоятельную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_tekhnologiya_proektnoy_deyatelnosti.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДОД «Исилькульская станция юных натуралистов»
Творческая группа «Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования»
Тема: «Инновационные образовательные технологии проектной деятельности»
Подготовила: педагог дополнительного образования, руководитель творческой группы Карпова Т.Н. |
Исилькуль 2013 г.
Образовательная технология проектной деятельности.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
(Конфуций )
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности, учащихся для реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение добывать новые знания, собирать необходимую информацию, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, делать выводы и умозаключения. Широко применяемый в мире метод проектов, эффективен для развития у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития так, как формирует активную, самостоятельную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные); нацелен на развитие познавательного интереса учащихся, реализует принцип связи обучения с жизнью. «В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». (Е. С. Полат). Практическое применение метода проектов предполагает использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат и разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Данный метод, направлен на развитие способностей ребёнка. Он позволяет проявить каждому ребёнку себя в творчестве. Как известно преимуществом этой технологии является:
- энтузиазм в работе,
- заинтересованность детей,
- связь с реальной жизнью,
- выявление лидирующих позиций ребят,
- научная пытливость,
- умение работать в группе,
- самоконтроль, дисциплинированность.
Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным; проектирование позволяет увидеть самостоятельность и творческую активность учащихся в познании и его можно использовать в любом возрасте. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Работа над проектом позволяет ребенку проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что очень важно, интересен и значим для самих открывателей. Ценность такой деятельности в том, что она имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Цели проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми; умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Ценность метода проектов в результате:
- Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
- Внутренний результат — опыт деятельности — становится бес¬ценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектирование является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет. Метод проектов – это образовательная технология, использовать которую нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей её реализации. В противном случае будет только декларирование, что работа организуется методом проектов, а в действительности это творческие и исследовательские работы, рефераты, доклады по темам программы или её дополняющим, школьные или классные мероприятия, концерты и так далее. Поэтомудля обучения школьников методу проектов как способу учебной деятельности необходимо хорошо владеть его методологией.
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Освоение элемента проектной деятельности приводит к формированию соответствующего специального умения.
Элементы проектной деятельности сгруппированы исследователями данной технологии по видам деятельности, в которых они формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск [3].
Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Исходя из уровней сложности, определяется задаваемый результат формирования проектной деятельности.
Как правильно поставить цель проекта?
Цель проекта – это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого вы хотели бы достичь. Цели нужно ставить таким образом, чтобы их можно было измерить и отследить до успешного завершения. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.
Задачи проекта — измеряемые возможные изменения ситуации. Задачи — это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.
избегайте несовершенных форм глаголов, которые показывают процесс (например, улучшать, усиливать, содействовать);
используйте слова, которые означают завершенность (например, увеличить, укрепить, подготовить.
Чем цели отличаются от задач?
цель – это во имя чего предпринимается проект.
Задачи – конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Задача это всего лишь один из шагов на пути достижения цели.
Методы проекта
указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач.
приводится схема организации работы по проекту и календарный план.
должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
Оценка и отчетность проекта
Должно быть ясно:
как Вы предполагаете оценить в конце, достиг ли проект цели, и как Вы будете контролировать процесс выполнения проекта.
Этапы реализации проекта.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
Этапы работы над проектом
Подготовительный:
Планирование
Исследование:
Результаты:
Подготовка к защите проекта:
Презентация (отчёт):
Оценка результатов и процесса (рефлексия)
Актуальность - (от позднелат . actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования.
В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.
Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации.
Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.
Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.
Различают следующие виды проблем:
o исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
o комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
o научная - совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют огромное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.
Конкретная цель считается «хорошо сформулированной», если она:
1) изложена в позитивных терминах;
2) определена и оценена на основе конкретных физических данных;
3) сформулирована и поддержана человеком или группой, которые желают ее достижения;
4) предполагает сохранение позитивных сторон уже существующего состояния;
5) сформулирована так, чтобы соответствовать окружению.
Формулировка цели всегда начинается с существительного «Исследование, изучение, выявление и т.д.»
Далее указать на конкретные задачи, которые предстоит решать.
Задачи – конкретизированные или более частные цели.
Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.)
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Гипотеза — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Гипотеза формулируется в исследовательском проекте.
1. Варианты вопросов к разделу «Этапы работы над проектом».
I этап.
Для выявления уже имеющихся знаний:
- Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?
- Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме? Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?
- Какие способы решения этой проблемы вы знаете? Что, по- вашему, необходимо для этого сделать?
- Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы?
Для выявления склонности и интересов учащихся:
- Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?
- В чем вы хотели бы лучше разобраться?
- Ваше любимое занятие вне школы?
- Чему вы больше всего хотели бы научиться?
- Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально?
- Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно?
Для выявления затруднений у учащихся:
- О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию? Что нового вам было бы интересно узнать?
- В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными?
Для определения темы проекта:
- Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?
- Почему вы предпочли именно эту тему?
- Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему?
- Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом? Как можно определить «программу-максимум» и «программу-минимум»?
II этап.
Варианты вопросов:
Определение задач:
- Что вам уже известно о теме?
- Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?
- По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?
- Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?
- Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?
- Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.
Поиск и сбор информации:
- Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?
- Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации?
- В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там запросите?
- Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?
- Какие работы могут выполняться параллельно?
- Какие исследования требуют больше (меньше) времени?
- Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Кто и за что будет отвечать? Где будет проводиться работа? В какие сроки?
Интерпретация полученных данных:
- Какая информация необходима для решения поставленной задачи? Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение.
- Каковы критерии оценки полученной информации?
- Установите связь (если она есть) между собранными данными.
IVэтап.
Варианты вопросов:
- Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?
- Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?
- В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.
- В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта?
- В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?
- Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?
- Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?
- Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?
- Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?
VI этап.
Варианты вопросов:
Для обсуждения эффективности проведенной презентации:
- Что нового вы узнали в ходе предъявления результатов над проектом?
- Какие вопросы к участникам проекта у вас возникли?
Для обсуждения эффективности работы над проектом и проведенных исследований:
- Каким образом вы получили результаты? Пришли к таким выводам?
- Кому и для какой цели могут быть интересны полученные вами результаты (выводы)?
- Если продолжить работу над этой темой, что ещё вам было бы интересно узнать, какие исследования провести?
- Что, по – вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему?
- Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом?
- Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее удовлетворение? Почему?
- Как вы относитесь к проективным методам работы?
- Какая проблема интересует вас сейчас?
Также необходимо дать полную рефлексию работы над проектом приблизительно в таком варианте.
I. Вопросы, направленные на анализ проектной работы:
Удачно ли была выбрана тема проекта?
Оптимально ли были определены цель проекта и его задачи?
Глубоко ли Вы исследовали проблему?
Какие «белые пятна» в ней еще остались?
Соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования?
Рационально ли Вы использовали имеющиеся средства?
Какие этапы реализации проекта для Вас были наиболее интересны?
Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом?
Какие свои способности развивали?
На сколько эффективно был выбранный Вами внешний продукт?
Достаточно ли грамотно составлен Вами текстовый вариант работы?
Ваше публичное выступление вызвало интерес у аудитории?
Удачно ли Вы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты?
Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и использовать в будущем?
Где и зачем в будущем Вам может пригодиться приобретенный опыт?
II. Вопросы, направленные на анализ навыков сотрудничества:
Был ли должный психологический комфорт в группе, реализовавшей данный проект?
Каков был характер общения между участниками проекта?
Хотели бы вы поменять состав своей группы?
Все ли участники были достаточно активны?
Все ли смогли проявить свои способности?
Удовлетворены ли вы своей работой в группе?
Руководитель проекта должен дать оценку деятельности каждому участнику. Эта оценка будет иметь две составляющие:
Объективная часть
1. Полнота присутствия на занятиях, где обсуждались творческие задания.
2. Внимательность на занятиях, выполнение установленных требований.
3. Уровень познавательной активности (выступления, вопросы, поиски ответов на вопросы).
4. Качество выполнения основных и дополнительных творческих заданий.
5. Уровень обучаемости, восприимчивости.
6. Волевые качества в увлечении, устремления к личным высоким достижениям в учении.
Субъективная часть:
1. Внимательность на занятиях, качество выполнения установленных требований.
2. Уровень познавательной активности (участие в поисковой и исследовательской деятельности на занятиях.
3. Качество выполнения основных, дополнительных и специальных творческих занятий.
4. Уровень интереса к содержанию занятий, введению новых педагогических технологий.
5. Влияние занятий по курсу с творческими заданиями на улучшение успеваемости по другим предметам.
6. Степень расширения кругозора.
Последовательность выполнения проектов:
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1. Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы
| Уточняют информацию. Обсуждают задание | Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает |
2. Планирование
| Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде | Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает |
3. Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование | Наблюдает. Консультирует |
4. Выполнение | Выполнение проекта | Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект | Наблюдает. Советует |
5. Оценка | Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели | Участвует в коллективном самоанализе проекта | Наблюдает, направляет процесс |
Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования | Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов | Участвуют в коллективном анализе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности и внедрение инновационных технологий
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. А...
Инновационный проект «Построение вариативной модели сетевого взаимодействия в процессе реализации проектной деятельности»
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего...
Организация проектной деятельности студентов в условиях инновационной деятельности БОУ ОО СПО «Омский АТК» на примере интеграции дисциплин ОиУПАП и Иностранного языка (немецкого)
Статья о проектной деятельности студентов на примере интеграции спец. дисциплины и иностранного языка...
«Проектная деятельность ученического самоуправления как инновационная модель развития и воспитания обучающихся" (публикация в журнале "Классный руководитель" №6, 2012г.)
Публикация в журнале "Классный руководитель" №6, 2012год. «Проектная деятельность ученического самоуправления как инновационная модель развития, воспитания и социализации обучающихся» Авторы: ...
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства»....
Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».
Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ЦЕЛЬ: использование проектной деятельности для развития функциональной грамотности, понимания и применения обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.ЗАДАЧИ:...