Организация проектной деятельности и внедрение инновационных технологий
методическая разработка по теме

Бычихина Галина Леонидовна

Развитие  общества  сегодня  диктует  необходимость   использовать  новые  информационные  технологии  во  всех  сферах  жизни.  А  значит,  современный  учитель  должен  применять  компьютерные  телекоммуникации  в  своей  профессиональной  деятельности,  т.к.  главная  задача  школы – воспитать  новое  поколение  грамотных,  думающих,  умеющих  самостоятельно  получать  знания  граждан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_proektnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  проектной  деятельности  и  внедрение  инновационных  технологий

       Развитие  общества  сегодня  диктует  необходимость   использовать  новые  информационные  технологии  во  всех  сферах  жизни.  А  значит,  современный  учитель  должен  применять  компьютерные  телекоммуникации  в  своей  профессиональной  деятельности,  т.к.  главная  задача  школы – воспитать  новое  поколение  грамотных,  думающих,  умеющих  самостоятельно  получать  знания  граждан.

       Информационные  технологии  позволяют  по-новому  использовать  на  уроках  текстовую,  звуковую,  графическую и  видеоинформацию. Эти  технологии  дают  возможность  учителю  и  учащимся  использовать  самые  различные  источники   информации.

        В  любом  новом  и  интересном  деле  есть  свои  пути  познания.  В  работе  с  информационными  технологиями  каждый  решает,  воспользоваться  ли  готовыми  источниками,  например  компакт- дисками,  или  создать  свой  продукт (путь  сложный,  но  наиболее  часто  выбираемый  теми,  кто  знаком  с  основами  компьютерных  программ).

       Что  же  будет  являться  в  этом  случае  источником  для  работы  учителя?

-  Электронные  энциклопедии -  справочный  материал,  выполняющий  в  основном  иллюстративную  функцию.

 

-  Репетиторы – контролеры – выявляют  уровень  знаний  учащихся  с  помощью  тестирования,  осуществляют  подготовку  к  экзаменам.

-  Компьютерные  учебники – содержат  иллюстративный  материал (видео,  звук),  анимацию;  включают  в  себя  дополнительный  материал  к  факультативам,  биографические  справки,  словарь.

-  Мультимедиа – презентации  - создаются  учителем  в  программе  Power Point ,  опираясь  на  собственные  критерии,  задачи  и  ход  урока.  На  сегодняшний  день  это  самая  популярная  среди  учителей  форма  работы  с  информационными  технологиями

-  Сеть- Интернет-  это  своеобразная  энциклопедия  для  учителя,  где  он  может  не  только  почерпнуть  информацию,  но  и  осуществить  обмен  новыми  идеями.

         Рассмотрим  несколько  вариантов  работы  учителя    с   информационными  технологиями:

-  Урок- лекция  по  изучению  нового  материала.

(учитель  в  течение  всего  урока  использует  компьютерную  проекционную  систему  в  качестве  иллюстративного  материала,  включая  в  работу  текст,  аудио- и  видеоматериалы)

-  Комбинированный  урок.

 (сочетает  в  себе  объяснение  учителя  с  использованием  компьютера  и  работу  учеников  (индивидуальную,  групповую)  с  вопросами  и  заданиями,  представленными  в  рамках  мультимедиа  презентации).

 -  Урок- семинар.

  (учащиеся  готовят  собственные  выступления  с  использованием  компьютера).

 -  Защита  учащимися  рефератов  и  проектных  работ  по  предмету.

         Во  внеурочной  деятельности    компьютерные  технологии  используются   в  организации  предметных  недель,  в  проведении  различных  игр,  викторин,  КВН  и  т.д.

       В  настоящее  время  проекты  стали  распространенной  формой  продуктивной    и  общественно  значимой  деятельности   учащихся.  В  основе  проекта  лежит   не  только  информационный,  но  и  деятельностный  подход,  нацеленный  на  формирование   комплекса  мыслительных  способностей  (понимания,  рефлексии,  конструирующего  воображения,  способности  к  целеполаганию  и  т.д.)

       Работа  над  проектом  способствует  воспитанию  у  школьников  значимых  общечеловеческих  ценностей  (социальное  партнерство,  толерантность,  диалог);  чувства  ответственности,  самодисциплины;  желание  делать  свою  работу  качественно.

       Участие  в  проектировании  развивает  исследовательские  и  творческие  способности  личности,  умение  работать  с  различными  типами  текстов,  умение  планировать  свою  работу  и  время,  навыки  анализа,  умение  представлять  результаты  своей  работы.

       Сущность  и  ценность  образовательных  проектов  состоит  в  том,  чтобы  научить  детей  проектировать  собственную  траекторию  движения  при  решении  того  или  иного  социокультурного  вопроса.  

       В  качестве  примера  проектной  деятельности    можно  взять  презентацию  проекта  по  обществознанию  «Распад  семьи:  причины,  социально – нравственные  последствия»

 

ПРОЕКТ

Распад  семьи:  причины,  социально – нравственные  последствия.

« Все  счастливые  семьи  похожи  друг  на  друга,  каждая  несчастливая  семья  несчастлива  по-своему».

                                                              Л.Н.Толстой.

       Семейные  отношения  занимают  особое  место  в  жизни  общества  и  каждого  человека.  От  благополучия  семьи  зависит  благополучие  общества,  в  семье  проходит  большая  часть  жизни  практически  каждого  из  нас.

Первый  подарок,  который  получает  человек  это  хорошая,  дружная  семья,  основа  счастливого  детства  и  юности,  залог  благополучной  старости.

       Семья – основа  общества,  его  надежда  на  бессмертие.

«Семья  более  священна,  чем  государство».  

                                                              Конфуций.

       Но,  семейная  жизнь  сложна  и  многогранна.  Взрослые,  даже  с  большим  семейным  опытом,  не  всегда  в  состоянии  правильно  ответить  на  многочисленные  вопросы  и  разрешить  серьезные  проблемы… А  как  же  быть  молодым,  только  вступающим  на  путь  создания  семьи?  Молодое  поколение   должно  осознать  ценность  этого  института,  как  жизненную  первооснову.

       2008  год  в  нашей  стране  был объявлен  годом  семьи   и  это  не  случайно,  ведь  по  статистике  на  10  заключенных  браков  приходится  8 разводов.  Семья  попала  сейчас  в  океан  бедствий.  Взрыв  разводов  и  одиночества,  лавина  несчастий  и  недобрых  нравов – еще  никогда  в  истории  человечества  не  было  такого  острого  семейного  кризиса.

       Распад  семьи.  Каковы  же  причины  этого  трагического  явления?  Каковы  его  социально – нравственные  последствия?

       Цель  проекта  не только  ответить  на  поставленные  вопросы,  но  и  попытаться  решить  главную  проблему – что  нужно  сделать,  чтобы  сохранить  семью.

Тип проекта

Исследовательский, информационный.

Долгосрочный, коллективный.

Возраст участников проекта

Учащиеся 10-х классов

Время работы над проектом

Сентябрь 2009 г. – май 2010 г.

Итоговый продукт

Реферат-исследование с компьютерной презентацией, видеофильм.

Этапы работы над проектом

  1. Выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности.
  2. Формирование проектных групп.
  3. Определение темы с точки зрения её необходимости, реальности.
  4. Обоснование актуальности темы исследования.
  5. Обозначение цели и задач проекта.
  1. Создание системы информационного сопровождения проекта
  2. Выявление методов поиска и источников информации.
  3. Определение путей решения проблемы.
  4. Сбор данных, их анализ и синтез.
  5. Обсуждение и оформление полученных результатов.
  6. Выступление с компьютерной презентацией, демонстрация видеофильма.

Цель проекта

   Подвести учащихся к пониманию, что семья важнейший и уникальный элемент общества.

   В семье каждый учится замечательному искусству –  жить вместе, поэтому необходимо укреплять семью, строить её на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех её членов.

Задачи проекта

  1. Формирование нравственного и полового

самосознания, подготовка к семейной жизни.

  1. Воспитание ответственности, объективной

самооценки, умения подчиняться и руководить, владеть собой в сложных жизненных ситуациях.

  1. Оценка качеств, знаний, умений и навыков, развитых

в ходе участия в проекте.

  1. Приобретение социального опыта для будущих

семейных отношений.

       Народная  мудрость  гласит:  «Дом  держится  на  четырех  углах,  а  семья  на  двух  головах».

Четыре  угла  семейного  очага – это  любовь,   верность, уважение  и  взаимопомощь.  А  в  качестве  созидателей и   хранителей  выступают  муж  и  жена.  Они  ответственны    за  прочность  и  долговечность  дома – семьи.

Давайте  построим  такой  дом.

       В  основу – фундамент  мы  заложим  любовь,  а  далее  соберем  по  кирпичикам

Вот  и  построен  дом – семья!

Семья – это  то,  что  мы  делим  на  всех,

Всем  понемножку:  и  слезы  и  смех,  

Взлет  и  паденье,  радость,  печаль,

Дружбу  и  ссоры,  молчанья  печать…

       Вступая  в  брак,  люди  хотят  семейного  счастья.  Но  их  надежды  не  всегда  сбываются.  Появляются  проблемы - бытовые,  социальные,  экономические  и  они  постепенно  кирпичик  за  кирпичиком  начинают  разрушать  этот  дом.

Почему  далеко  не  всем  удается  сохранить  семью?  Почему  между  супругами  возникают  ссоры  и  конфликты,  нередко  ведущие  к  разводам?  Почему  исчезает  любовь  и  уважение,  когда-то  объединявшие  их?

Причины  распада  семьи.

(выявление методов поиска и источников информации)

1. Психологические исследования. Изучение причин семейных конфликтов:

- тестирование «Конфликтная ли Вы личность?», «Уровень конфликтности», «Родительские отношения».                    

- методика «Удовлетворенность браком», «Ролевые ожидания и притязания в браке».

2. Аудио- видео интервью «Почему распадаются семьи?»

3. Бракоразводный процесс (судебные слушания по поводу расторжения брака)

4. Интернет и печатные издания

Социально-нравственные последствия распада семьи.

  1. Детский дом – трагедия и надежда.
  2. «Трудные» дети – как результат распада семьи.
  3. Проблемы неполных семей.
  4. Одиночество – путь к деградации личности.
  5. Рост психических заболеваний. Суицид.
  6. Влияние развода на уровень рождаемости.

       Работа  над  проектом  невозможна  без  правовых  знаний  о  браке  и  семье.

Практикум

«Конфликты в семье. Способы их разрешения».

Лабораторно-практические занятия

 Составление брачного договора,  брачного объявления

Круглый стол

«Зачем человеку семья?»

Тестирование, тренинг

«Атмосфера семейного благополучия»

       Отдельно  взятый  человек  смертен,  но  человечество  в  целом  бессмертно,  и  это  достигается  благодаря  наличию  в  природе  полового  инстинкта,  который  толкает  мужчин  и  женщин  друг  к  другу  заставляя  их  продолжать  свой  род.

Беседа

«Половое воспитание подростков»

«Культура поведения в семье»

Видеоинтервью

Вопросы для молодоженов:

  1. Почему вы вступаете в брак?
  2. Цель создания семьи?
  3. Что нужно сделать, чтобы быть счастливыми в браке?

Видеоинтервью

Вопросы для семейных пар, долгие годы проживших вместе:

1. Сколько лет вы вместе?

2. Вы счастливы в браке?

3. Существовала ли угроза распада вашей семьи? Причина?

4. Что бы вы пожелали вступающим в брак?

Обсуждение и оформление полученных результатов

Заключение.

       Роль  семьи  в  жизни  человека  трудно  переоценить. Счастливое  супружество  оказывает  на  него  самое  благотворное  влияние,  способствует  максимальному  проявлению  его  способностей   и  возможностей.  В  семье  человек  находит  поддержку  в  своей  профессиональной  и  общественной  деятельности.

       Информационно- коммуникативные  технологии  становятся  необходимым  компонентом  профессиональной  культуры  учителя.  Цель  педагога – применяя  технологию,  обеспечить  приемлемый  уровень  знаний  и  умений  у  большинства  обучаемых,  это  знание  не  только  базового  минимума,  но  и  умение  искать,  находить  и  анализировать  данные.

1. Брак. Условия и порядок его заключения

2. Права и обязанности супругов

3. Брачный договор

4. Порядок расторжения брака.

5. Права и

обязанности

родителей.

6. Права и обязанности детей.