Описание системы работы по теме:"Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математики"
статья по теме

Матвеева Елена Владимировна

     Одно из ведущих качеств личности - самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами.

Бурный рост научной информации, становление науки  подлинно материальной силой производства потребовали некоторой переориентации обучения учащихся.Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. Самостоятельная деятельность учащихся дает возможность повысить активность учащихся в процессе обучения. Она способствует овладению учащимися прочными математическими знаниями. Мы знаем., что ученик удерживает в памяти 80% того, что основано на личном опыте и 95% того, чему они обучают сами. Поэтому задача учителя – научить школьников учиться, научить самостоятельно, овладевать знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_raboty_po_teme.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы работы по теме:

«Самостоятельная деятельность учащихся  

           при обучении математике»

                                   Матвеева Елена Владимировна

                                           учитель математики

                                           МОУ Мостовской средней школы

                                              имени С. Козлова

                     

                                   

О Б О С Н О В А Н И Е

     Одно из ведущих качеств личности - самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами.

Бурный рост научной информации, становление науки  подлинно материальной силой производства потребовали некоторой переориентации обучения учащихся.Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. Самостоятельная деятельность учащихся дает возможность повысить активность учащихся в процессе обучения. Она способствует овладению учащимися прочными математическими знаниями. Мы знаем., что ученик удерживает в памяти 80% того, что основано на личном опыте и 95% того, чему они обучают сами. Поэтому задача учителя – научить школьников учиться, научить самостоятельно, овладевать знаниями.

     Самая важная задача школы дать учащимся навыки самостоятельной работы. Поэтому сегодня, когда темпы обновления научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится все время доучиваться и переучиваться, ясно, что школа должна не только и, может быть, не столько снабжать ребят базовыми исходными знаниями, но и прививать умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Эти истины не вызывают теперь ни у кого сомнения и могут считаться общепризнанными.

      Познавательная самостоятельность школьника выступает как условие его творческой деятельности и является показателем активности личности, ее высоких способностей к познавательной деятельности. Самостоятельность – качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было, помощи могли решать предложенные познавательные задачи. Учащиеся находятся в позиции самостоятельного принятия решения.

    Постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою собственную жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания школы.

Одним из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности, является самостоятельная работа.

В ходе работы отметила, что в сохранении активности мыслительной деятельности учащегося к тому, что он делает на уроке и дома, большую роль играет интерес.

Поэтому поставила перед собой ряд целей:

 - организация активной деятельности учащихся, направленная на овладение конкретными    математическими знаниями, формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;

-  развитие и тренинг творческого мышления, привитие интереса к предмету;

 - формирование навыков самостоятельного добывания знаний;

-  стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, активности, самостоятельности, упорства в достижении цели;

- формирование понимания значимости математических знаний в повседневной практической жизни.;

- регулярный контроль над успеваемостью учащихся по предмету.

Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать от 12 до 88% времени занятия. Поэтому для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:

-разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке:

              1) использовать проблемные и игровые ситуации

                 для привития интереса к

                 предмету   и активизации познавательной

                  деятельности школьника;

              2) организовывать деятельность учащихся

                     на  самостоятельное добывание

               знаний (работа с книгой и другими источниками)

               3) развивать творческую и прикладную стороны

                     мышления через специально подобранные

                    задания, практические работы,

                      иллюстративный  материал.

- совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;

- осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Планируемые результаты.

  В результате мне хотелось бы, чтобы учащиеся:

  - научились самостоятельно работать с книгой, справочной литературой и другими источниками;

 - научились самостоятельно рассуждать, рашать задачи, анализировать, сравнивать, обобщать;

 - научились самостоятельно контролировать свою деятельность;

 - научились учиться.

Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.

                                    « В любой форме учения особенно хорошо то,

                                                          что получил, вывел, понял сам»

                                                                                            Зельдович Я.Б.

         На протяжении нескольких лет я работала над темой «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике». Мой опыт показывает, что одним из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности, является самостоятельная работа.

    Под самостоятельной работой понимают любую, организованную учителем, активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний и их применение, осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

    Но как же воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать?

     Успех любой самостоятельной работы во многом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовать свою деятельность. Поэтому учителю целесообразно в качестве первого шага раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации.

       В работе учитель может использовать различные виды самостоятельных работ – работа с книгой, упражнения, практические и лабораторные работы ( с элементами исследования), самостоятельные, тестовые,  контрольные работы, математические диктанты, сообщения, домашние наблюдения и опыты, и др. В самостоятельных работах ученик сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей и в целом сам организует свою деятельность, а учитель создает условия для этого.

     Самостоятельные работы, которые различаются:

по дидактическим целям:

обучающие;

тренировочные;

закрепляющие;

повторительные;

развивающие;

творческие.

по уровню самостоятельности учащихся:

по образцу (репродуктивные);

реконструктивные, вариативные;

эвристические (частично-поисковые);

исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.)

по степени индивидуальности:

общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);

групповые (в группах, парах);

индивидуальные.

по источнику и методу приобретения знаний:

работа с книгой (в классе, дома);

решение и составление задач;

лабораторные и практические работы;

подготовка докладов, рефератов.

по месту выполнения:

классные;

домашние.

по форме выполнения:

устные;

письменные;

тесты.

Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные учеником в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в классе и дома.

     Видов и форм самостоятельной работы множество. Но она всегда на уроках и при подготовке к ним должна преследовать следующие цели:

- более глубокое и осмысленное усвоение всеми учащимися новых знаний;

- выработка на основе полученных знаний прочных умений и навыков;

- применение их в дальнейшей познавательной работе и жизненной практике;

- служение расширению и углублению изучаемого материала;

способствование развитию интереса учащихся к математике и индивидуальных склонностей;

- содействие развитию способностей и жажды созидания.                  Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы. Необходимо не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, организовать помощь в их устранении.

.     Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у учащихся. Поэтому использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.

Для этого выбираю разные методы работы:

устный;

словесно-графический;

наглядный;

практический.

Каждый из них реализуется в системе приемов, таких как: фронтальный опрос,

устные контрольные работы, построение графиков, диаграмм, фигур на плоскости и в пространстве, работа с ними, с перфокартами, моделями по алгоритму, практические и лабораторные, работа над проектами, сказками, рефератами.

Использую наглядные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур и плоскостей, проекты, описание работ, чертежные и измерительные приборы, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.

 

        

Видов и форм самостоятельной работы множество. Но она всегда на уроках и при подготовке к ним должна преследовать следующие цели:

более глубокое и осмысленное усвоение всеми учащимися новых знаний;

выработка на основе полученных знаний прочных умений и навыков;

применение их в дальнейшей познавательной работе и жизненной практике;

служение расширению и углублению изучаемого материала;

способствование развитию интереса учащихся к математике и индивидуальных склонностей;

содействие развитию способностей и жажды созидания.

а) Самостоятельная работа при проверке домашней работы в классе.

Цель:

выявить пробелы в знаниях и провести их коррекцию;

закрепить знания и способы действий;

формировать целостную систему знаний,

обеспечить контроль и самопроверку знаний.

б) Разноуровневые домашние задания.

Цель:

 создание условия для развития способности каждого ученика самостоятельно учиться и развитие личности учащихся.

в) выполнение практических работ на вычисления и построения; изготовление моделей .  выполнение рисунков, схем, таблиц, рефератов и т. д.

  Цель:

развивать интерес к предмету;

показать практическую значимость, связь с другими науками.

Эта работа позволяет ощутить зависимость результата своего обучения от домашней работы, формировать адекватную самооценку.

Самостоятельная работа при проверке усвоения изученного материала.

1) Диктанты.

Цель: проверка понимания материала, определения, свойства.

Провожу после изучения материала. Диктант читаю в быстром темпе. Для этого требуется мобилизация внимания, сосредоточенности, чёткое знание алгоритма выполнения упражнения. В.Ф. Шаталов говорил, что возрастание речи учителя не отражается на качестве восприятия учебного материала по двум причинам:

а) значительная экономия времени позволяет двукратное повторение;

б) пропорционально скорости речи возрастает уровень внимания.

Диктанты организовываю так, чтобы ребята сразу же увидели свои ошибки, затем провожу корректировку знаний и умений. В это время усваиваются приёмы самоконтроля, приёмы, составляющие основу различных видов проверки.

В 5 классе приучаю детей к диктантам, как к таковым, вырабатываю у них умение слушать, слышать, умение быстро реагировать и быстро решать. Сначала диктанты проверяю только я, а к концу года ввожу уже самопроверку. На начальном этапе обучения самоконтролю бывает наиболее высокий процент объективных оценок.

В 6-8 классах применяю взаимопроверку по своему варианту. А в старших классах уже хорошо проходит проверка соседями по парте, т.е. по другому варианту.

Итак, проведение математического диктанта дает возможность многопланового развития навыков самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности.

В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной деятельности, и ученики самостоятельно совершенствуют свои знания, качество знаний выше, чем в других классах. Они в дальнейшем легко привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций, подбор необходимой литературы, сдача зачётов и экзаменов.

Итак, видов самостоятельных работ и форм их проведения много. Я для себя разграничила их, и применяю в системе. Она состоит в том, что почти на каждом уроке использую два вида самостоятельных работ. Первая проводится в начале урока на этапе проверки знаний. Здесь провожу такие виды работ, как диктанты, тесты и осуществляю моментальную проверку с помощью учащихся. Не всегда оцениваю работу, но всегда провожу коллективный анализ её и корректировку знаний. Вторая самостоятельная работа проводится в конце урока. Она взаимосвязана с первой, в ней реализуются знания, полученные и откорректированные в начале урока. Эти две работы принципиально разные и преследуют разные цели. Что даёт такая система “двух работ”?

Выполнение общего задания в первой работе и её результаты помогают в дифференциации второй работы.

Учёт ошибок, допускаемых учащимися, позволяют бороться с пробелами в знаниях.

Такая связь двух работ способствует осознанному усвоению знаний и закреплению навыков.

Принцип “двух работ” активизирует деятельность ученика на уроке, не позволяет ему расслабляться, т.к. он заинтересован в улучшении результата своей работы.

Если первая работа простая, рассчитанная на одно действие, то вторая включает в себя составные задания, требующие размышления и рассуждения.

Всё это усиливает интерес к предмету и способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся.

  Культура мыслительной деятельности ученика значительно повышается, он успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти каждый ученик на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие снижает интерес учеников к работе. Хотя в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно выработать устойчивые навыки. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес учащихся к данным темам.

    От того, как организован контроль знаний и умений, зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьезное внимание его методам, приемам, формам и видам.

     На уроках применяю следующие виды проверки:

предварительная;

текущая;

периодическая;

итоговая.

    Использую различные формы контроля:

по способу предъявления (письменный и устный);

по числу проверяемых (индивидуальный, групповой, фронтальный);

по месту проведения (в классе или дома);

по степени дифференцируемости (дифференцируемый или нет);

по объему контролируемого материала (итоговый – экзамен, промежуточный – зачет, контрольная работа);

по характеру предъявляемых знаний (вопросы, работа с печатными средствами: карточки, рабочие тетради, тесты, перфокарты; работа над ошибками, схемы, таблицы, диаграммы, графики).

Однако важно, чтобы ученик мог успешно самостоятельно работать, необходимо чтобы у него был развит навык самоконтроля за производимой деятельностью.

 САМОКОНТРОЛЬ –это способность человека самостоятельно находить, исправлять и предупреждать ошибки и недостатки своей деятельности. “Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных действий”. (Педагогическая Энциклопедия)

Учителю нужно формировать у учащихся некоторые приемы самоконтроля: сверка с образцом, с ответом, повторение решения задачи, решение обратной задачи, прикидка, проверка на частном случае, соотношение результата с действительностью ,нахождение ошибки;  выбор более рационального решения задачи;

умение определять по окончанию темы, какие знания и умения получены и над чем следует поработать.

Для этого я использую различные карточки ( например с готовыми или кодированными ответами), знания, полученные ранее или в других областях ( физики, химии , биологии и др.).Проверку предлагаю выполнить самому ученику, сверяя ответы с готовыми на доске, работая в парах,. Можно  использовать взаимопроверку.

Регулярное использование разнообразных самостоятельных работ позволило добиться высокой успеваемости ( 100%) по математике и за последние три года роста качества знаний с 43% до 54% .

    Процесс обучения – всегда процесс творческий.

     Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ:

- систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников;

- связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач;

- контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников.

Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.

Жизнь человека – это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.

Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.

Результат нашей совместной работы скажется: научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Я не смогу их всегда опекать, они окончат школу и уйдут, но механизм работы мысли уже приведен в действие.

Вот тогда, может быть, и будет реализовано назначение образования. Появятся новые вопросы. И мы будем жить дальше.

Литература:

Карп А. П. Даю уроки математики. - М., Просвещение, 1992.

Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. - М., Прометей, 2003.

Чередов И.М. Формы учебной работы. - М.: Просвещение, 1988.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

Р.А. Утеева «Формы учебной деятельности учащихся на уроке» Математика в школе. 1995 №2.

Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (Формирование умений самостоятельной работы); Сб. статей/ Сост. С.И. Демидова, Л.О. Денищева. – М.: Просвещение, 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Обобщение опыта работы по теме "Исследовательская деятельность учащихся на уроке математики"

Материал посвящен особенностям опытно-экспериментальной работы на уроках математики....

Тема по самообразованию "Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике."

Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике...

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание....