«Здоровьесберегающие технологии в моей практике»
учебно-методический материал на тему

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Амурский медицинский колледж» в г. Райчихинске

Реферат

«Здоровьесберегающие технологии в моей практике»

Преподаватель терапии:

 Матушевич Татьяна Викторовна

2013год

Содержание:

1. Введение

2. Здоровьесберегающие технологии на уроках

    2.1.     Значение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

          2.2.    Классификация здоровьесберегающих технологий

    2.3. Применение здоровьесберегающих технологий на лекционных и семинарских занятиях в условиях медицинского колледжа

3. Заключение

4. Приложение

5. Литература

Введение

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Необходимо ли обучать будущих медицинских работников технологиям здоровьесбережения? Насколько необходимы такие знания в их дальнейшей работе?

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

2. Здоровьесберегающие технологии на уроках

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю). Становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

    2.1.     Значение здоровьесберегающих технологий в учебном процесс.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

         диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

         адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на
здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние
собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.   

Типы технологий 

        Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

        Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

        Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

        Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

•        Внесубъектные:       технологии рациональной организации
образовательного          процесса,          технологии          формирования
здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п.

•        Предполагающие    пассивную    позицию    учащегося:    фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие     активную     субъектную     позицию     учащегося
различные     виды    гимнастки,    технологии    обучения    здоровью,
воспитание культуры здоровья.

          2.2. Классификация здоровьесберегающнх технологий.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

         По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно - гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики,    психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной      профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно- оздоровительные и валеологические; педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

2.3. Применение здоровьесберегающих технологий на лекционных и семинарских занятиях в условиях медицинского колледжа

Каждое занятие для студента – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных студентов, которых мы видим лишь на переменах, а вот со звонком на занятие исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.

Поэтому педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.). Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы студентов, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение студентам знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; 

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентами на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления студентов и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у студентов в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

-         быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы студентов, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

-         спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

-         задержка студентов в классе после звонка (на перемене).

3. Заключение

Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья студентов и преподавателей от угрожающих или патогенных воздействий, но задачи формирования и укрепления здоровья студентов, воспитания у них культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой. Так необходимо ли обучать будущих медицинских работников технологиям здоровьесбережения? Насколько необходимы такие знания в их дальнейшей работе? Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни. Ответ на вопрос один – да необходимо, поскольку пропаганда здорового образа жизни одно из направлений работы медицинского работника. Имея знания и навыки, он поделиться  ими с окружающими, тогда здоровых людей станет больше.

4. Приложение.

На лекционных и семинарских занятиях я использую упражнения:

Простейшее упражнение для глаз:

1. вертикальные движения глаз вверх-вниз

2. горизонтальные движения вправо-влево

3. вращение глазами по часовой стрелке и против

4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее

5. на доске до начала урока начертить какую-либо кривую и предложить «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Упражнения на релаксацию:

Студенты поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По команде снимают напряжение в спине, шее, плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем студенты выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Упражнение для формирования правильной осанки:

Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. Приседания, хлопки в ладоши над головой. Вращение головой вправо и влево. Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

Дыхательная и звуковая гимнастика (для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей)

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

5. Литература

1.     Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

2.     Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.

3. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

4. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

6. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

Электронные ресурсы

1.     Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003

2.     Биология: http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm

3.     Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/

4.     Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

5.     Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml

6.     Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в моей практике»

Опыт использования здоровьесберегающих методик в моей практике...

Здоровье сберегающие технологии в моей практике.

Переход на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания  предполагает уделение большего внимания здоровьесберегающим технологиям.Необходимость применения здоровье сберегающих техн...

Здоровье сберегающие технологии в моей практике.

Переход на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания  предполагает уделение большего внимания здоровьесберегающим технологиям.Необходимость применения здоровье сберегающих техн...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практики в условиях детского дома

презентация здоровьесберегающих технологий в логопедической пркатики в условиях детского дома...

Мастер - класс:"Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в логопедической практике".

Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе....

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

    Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровь...