Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
статья по теме
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_uchitelya-logopeda.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Учителя – логопеда МБДОУ д/с №7 Зайцевой О.И. Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно-образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья. Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су-Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, криотерапию, дыхательную гимнастику. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит: - улучшение общего эмоционального состояния; - повышается работоспособность, уверенность в себе; - стимулируются двигательные функции; - снижается утомляемость; - улучшаются пространственные представления; - развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; - стимулируется речевая функция; - улучшается соматическое состояние. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика - это упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха. Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Поэтому регулярное выполнение дыхательной гимнастики способствует увеличению силы и продолжительности выдоха, нормализует ритм дыхания. Также выполнение дыхательных упражнений является профилактикой острых респираторных заболеваний Мной составлена картотека игр и упражнений по дыхательной гимнастике. Все упражнения имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии. Гимнастика для глаз проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Она благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма, глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, являются средством профилактики нарушения зрения. Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах, использую в работе яркие игрушки. В картотеку «Волшебные игры» для глаз собрала разнообразные упражнения в стихах. Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук являются неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности предшествуют речевой активности детей. Эти упражнения и игры развивают мелкую моторику пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Пальчиковые гимнастики позволяют активизировать работоспособность головного мозга, влияют на центры развития речи, помогают снять напряжение. В логопедическом кабинете создана зона развития мелкой моторики, на полочке располагаются игры и упражнения на развитие пальчиковой активности: игры с прищепками, семенами, пробками, шнуровки, предметы для самомассажа: карандаши, грецкие орехи, шарики, бусинки. Собран материал в картотеку «Пальчиковые игры» на разные лексические темы. Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает: - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; Необходимость повторять одно и тоже движение продолжительное время утомляет ребенка, пропадает интерес к занятию. Поэтому я широко использую всевозможные игровые приемы, которые создают положительный эмоциональный настрой, способствуют речевому развитию, вносят разнообразие в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста.
Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления, речи. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д. Су-Джок терапия – оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Релаксационные упражнения снимают напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата, развиваются процессы саморегуляции, осознанная двигательная активность. Нравится детям «Путешествие на облаке», играть в «Любопытную Варвару», С целью релаксации применяю упражнения на чередование напряжения и расслабления. Игры - «тряпичная кукла и солдатик», «Снеговик», «Сильные и слабые»… Ребенок развивается в движении. В связи с этим широко применяю динамические упражнения, физкультминутки. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между определёнными участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. |
Все используемые мной здоровьесберегающие технологии вносят большое разнообразие в коррекционную работу и приносят неоценимую пользу!
Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней педагогов ДОУ и родителей.
Для педагогов запланированы семинар-практикум «Применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в группе» и представление обобщенного опыта по теме «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда» на педсовете.
Для родителей в уголке для родителей была выставлена папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика», готовится папка по теме «Учимся правильно дышать», консультации по применению здоровьесберегающих технологий в семье – «Речевые игры».
Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
Использование в моей работе здоровьесберегащих технологий, помогают в комплексном и поэтапном устранении речевых нарушений у детей.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практики в условиях детского дома
презентация здоровьесберегающих технологий в логопедической пркатики в условиях детского дома...
Мастер - класс:"Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в логопедической практике".
Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....
Мастер-класс: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"
Данный мастер-класс содержит описание различных здоровьесберегающих технологий ,которые могут использовать в своей работе, как учителя-логопеды, дефектологи ,так и учителя начальных классов....
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Здоровье сберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Мастер-класс«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»...
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» презентация
презентация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами работы, которые оказывают положительное воздействие на речевое развит...