Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
статья по теме

Зайцева Ольга

      Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_uchitelya-logopeda.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

   

                                     Учителя – логопеда МБДОУ д/с №7 Зайцевой О.И.

          Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

          Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно-образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су-Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, криотерапию, дыхательную гимнастику.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

    Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика - это упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха. 

Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления.  Поэтому регулярное выполнение дыхательной гимнастики способствует увеличению силы и продолжительности выдоха, нормализует ритм дыхания. Также выполнение дыхательных упражнений является профилактикой острых респираторных заболеваний

Мной составлена картотека игр и упражнений  по дыхательной гимнастике.

Все упражнения имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.

         Гимнастика для глаз  проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Она благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма, глазодвигательные  упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить  восприятие, являются средством профилактики нарушения зрения.

Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах, использую в работе яркие игрушки. В картотеку «Волшебные игры» для глаз  собрала разнообразные  упражнения в стихах.

         Пальчиковые игры и упражнения  на развитие  мелкой моторики пальцев рук  являются неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности предшествуют речевой активности детей. Эти упражнения и игры развивают мелкую моторику пальцев рук, их взаимодействие, способствуют  развитию артикуляционной моторики. Пальчиковые гимнастики позволяют активизировать работоспособность головного мозга, влияют на центры развития речи, помогают снять напряжение.

В логопедическом кабинете создана зона развития мелкой моторики, на полочке располагаются  игры и упражнения  на развитие  пальчиковой активности: игры с прищепками, семенами, пробками, шнуровки, предметы для самомассажа: карандаши, грецкие орехи, шарики, бусинки. Собран материал в картотеку «Пальчиковые игры» на разные лексические темы.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является  артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает: 
 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;  

Необходимость повторять одно и тоже движение продолжительное время утомляет ребенка, пропадает интерес  к занятию. Поэтому я  широко использую всевозможные игровые приемы, которые  создают положительный эмоциональный настрой, способствуют речевому развитию, вносят разнообразие в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста.
 Дети с интересом слушают истории про весёлый  язычок, стихи и сказки с использованием картинок и выполняют предложенные упражнения.

       

 Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

        Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления, речи.

 Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.

 Су-Джок терапия – оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

         Релаксационные упражнения снимают напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата, развиваются процессы саморегуляции, осознанная двигательная активность. Нравится детям  «Путешествие на облаке», играть в «Любопытную Варвару»,  С целью релаксации применяю упражнения на чередование напряжения и расслабления. Игры - «тряпичная кукла и солдатик», «Снеговик», «Сильные и слабые»…

        Ребенок развивается в движении. В связи с этим широко применяю динамические упражнения, физкультминутки. 

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи

С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между определёнными участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма.

Все  используемые мной здоровьесберегающие технологии  вносят большое разнообразие в коррекционную работу и приносят неоценимую пользу!

Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней педагогов ДОУ и родителей.

 Для педагогов запланированы  семинар-практикум «Применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в группе» и представление обобщенного опыта по теме «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда» на педсовете.

Для родителей в уголке для родителей была выставлена папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика», готовится папка по теме «Учимся правильно дышать», консультации по применению  здоровьесберегающих технологий в семье – «Речевые игры».

  Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

  Использование в моей работе здоровьесберегащих технологий, помогают в комплексном и поэтапном устранении речевых нарушений у детей.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практики в условиях детского дома

презентация здоровьесберегающих технологий в логопедической пркатики в условиях детского дома...

Мастер - класс:"Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в логопедической практике".

Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе....

Мастер-класс: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"

Данный мастер-класс содержит описание различных здоровьесберегающих технологий ,которые могут использовать в своей работе, как учителя-логопеды, дефектологи ,так и учителя начальных классов....

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Здоровье сберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Мастер-класс«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»...

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» презентация

презентация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Познакомить  педагогов  с разнообразными методами   и   приёмами работы, которые    оказывают положительное  воздействие на  речевое  развит...