Курс лекций для педагогов о технологии критического мышления через чтение и письмо
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trkm.rar | 102.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 1.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)
Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование».
Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее:
- соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом,
- а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.
Так что учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д.
С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран.
России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Несмотря на то, что в России технология распространяется уже более 15 лет, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».
Можно сказать, что в ТРКМЧП синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, а также идеи эвристического обучения и довели их до уровня технологии.
КМЧП может быть использована в различных предметных областях:
- словесность,
- история, обществознание,
- правовое образование,
- иностранный язык,
- география, экология,
- мировая художественная культура,
- начальные классы…
и для учащихся разных возрастных групп:
- начальная школа,
- средняя школа,
- ВУЗы,
- учреждения повышения квалификации.
Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства. Она развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – ...
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка
Некоторые выводы по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка...
Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.
Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...
Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...
Внедрение технологии критического мышления через чтение и письмо (анализ рассказа И.Бунина"Роман горбуна)
Состояние современного образования и тенденции его развития требуют новых подходов к развитию образовательной среды. Каждому педагогу хочется видеть своих учеников самостоятельными и инициативным, стр...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...