Урок по математике "Энергосбережение"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Урок решения математических задач экономического содержания для учащихся коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx186.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение  математических  задач экономического содержания

на тему  «Энергосбережение».

Цели и задачи: 

Образовательные:

  • сформировать умения и навыки решать математические  задачи экономического содержания.

Воспитательные

  • привлечь внимание учеников  к проблеме экономии энергии и энергоресурсов;
  • способствовать воспитанию культуры энергопользования;
  • создать  мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;
  • стимулировать интерес  учащихся к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;

Коррекционные

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • коррекция и развитие связной устной речи.

Оборудование: компьютер, стенд по энергосбережению, оформленный учащимися; выставка энергосберегающих бытовых приборов; раздаточный материал для учащихся, мультимедио проектор, презентации к уроку.

Формы ведения урока:

  1. диалог,
  2. объяснение,
  3. практическая работа,
  4. упражнения,
  5. демонстрация,
  6. наблюдение,
  7. игра;
  8. самостоятельная работа,
  9.  использование ТСО,
  10.  проблемные ситуации.


 Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, общеклассная, работа с диаграммой.

Тип урока – урок – проблема «Легко ли быть хозяином?»

Эпиграф: «Энергосбережение

– не экономия,

а умное потребление!

1. Организационный  момент.

Учитель:

 - Сегодня у нас необычный урок. Прочитайте эпиграф   нашего урока  и скажите, о чём пойдет речь?

-Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей) 

-Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать!  Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

-Как вы считаете, каким образом энергия приходит в наши дома? в школу? (Ответы детей)

-Итак, энергия это тоже электричество, которое поступает к нам по проводам.

2. Целеполагание и мотивация.

Сегодня на уроке  мы поведем речь  о, пожалуй, самом главном помощнике в доме…

 К дальним сёлам, городам

Что идёт по проводам?

Светлое величество!

Это … ?  (электричество)

Учитель:

Электричество приносит нам большую пользу.

- Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом, есть электричество – есть и жизнь! 

Учитель:  

- Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и др. природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. 

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь часть  энергии  у нас в школе.

 На уроке будем решать задачи и рассматривать проблемы, затронутые в них.

Учитель:   А вначале  давайте хотя бы  на минутку представим, что мы оказались с вами в 18 веке, когда  не было электричества, или вдруг  наша  школа на один  день оказалась без света.  

 Учитель:

- А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища?

 Послушаем, рассказы ребят.

 (выступления детей)

Ученик 1:

- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр трением древесины и высеканием искры,  который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как называли эту палку? (факел)

Ученик 2:

- Время шло, и люди  совершенствовали свои жилища.

Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома.

Ученик 3:

- Освещение жилища лучиной вызывало свои неудобства и  тогда люди придумали свечи. Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало. Когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.

Ученик 4: 

- На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными. Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

Учитель: 

- А вот что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся  (лампочка).

 Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались. Сейчас  появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы, наполненной парами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятный  для глаз и лучше распространяется в помещении.

Чем же хороши такие лампы? (ответы детей)

-такие лампочки потребляют  меньше  электроэнергии;

-экономят  деньги;

срок  службы больше;

дают ровный  свет 

У нас в школе практически все лампочки – энергосберегающие. Давайте сравним две лампы энергосберегающую и обычную в плане потребления энергии, решим   задачу.

Устная работа

 Задача1.

Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Вт·ч, а энергосберегающая лампа - 20 Вт·ч. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания?(Вычисления детей) 

Учитель : Лампа сутки погорит – 
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
 

(На экране картинка с изображением ярко светящейся лампочки.)

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей) 

- Выключать электрический свет, если в классе  никого нет.

- Не включать свет, когда солнце освещает помещение.

- Не закрывать окна шторами в дневное время.

- Использовать энергосберегающие лампы.

 

Задача 2:  В нашей школе еще имеется 10  обычных ламп накаливания потреблением 100 Вт·ч.  Какую экономию за день  может получить наша школа, если заменить данные лампы на энергосберегающие мощностью в 20 Вт·ч при работе ламп в течение 1 часа. ( тариф за 1 кВт·ч равен 5 руб.)

Работа с классом: составляем план, решаем у доски

Итак, мы можем сэкономить 4р  только за 1 день. Какую экономию может получить школа за год?

 Вычисления детей    

4Х365 =1460  руб – экономия за год

Перед вами диаграмма   расхода электроэнергии  в нашей школе в течение 2012 года

Учитель:

-Назовите месяц наибольшего потребления электричества?

- Назовите месяц наименьшего потребления электричества?

- Попробуйте определить причину возрастания потребления эл/энергии с октября по декабрь?

 «Расчёт оплаты за квартал »

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

- Сколько же денег будет стоить электроэнергия, израсходованная нашей школой за год? В какой период года расход денег был максимальный?

- для того, чтобы сравнить расход, давайте рассчитаем оплату по квартально.

Квартал – это 3 месяца.

Тариф оплаты за 1 кВт·ч для нашей школы в среднем составляет 5 рублей.

-  Как  мы можем это узнать? (умножением стоимости 1  кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии за 3 месяца)

 Работает у доски 1 человек, ведет расчет за 1 квартал.

Остальной расход за свет  вам предстоит вычислить самостоятельно.

  • Самостоятельная работа по группам

(Класс разделить на 3 группы)

 Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.

Задача: вычислить расход денег поквартально (за 2,3,4 кварталы)

1 группа- 2 квартал

2 группа- 3 квартал

3 группа- 4 квартал

- Давайте проверим, что у нас получилось (проверка по слайду).

-Как же теперь нам найти общий расход денег за год? (сложить полученные данные)

-Учащиеся выполняют вычисления.

- Могла ли наша школа сэкономить и как? (ответы учащихся) 

Учитель

Разминка «Игра с лампочками»

На каждом проводе висит по 5 лампочек

Всего на проводах:

3 лампочки по 40 ватт;

3 лампочки по 60 ватт

2 лампочки по 100 ватт

500

200

300

Напиши на каждой лампочке её мощность

Задача 3

 А теперь давайте посчитаем,  сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении  света в учебных  кабинетах школы во время перемен за 1 учебный день?

1) Для начала сосчитаем  количество учебных кабинетов (ответы детей)-5

2) Сколько ламп в каждом кабинете?  

8светильников по 2 лампы в каждом- 8х2=16 ламп

3) Продолжительность всех перемен -10 мин +15 мин+15 мин+10 мин + 10 мин =60 мин=1 ч

Мощность 1 лампы- 20 Вт

Вычисления:

1)Общее количество ламп во всех  учебных кабинетах?

8х2х5=80

2)Каков расход энергии?

80х20х1ч =1600 Вт·ч = 1,6 кВт·ч 

3) Какова стоимость электроэнергии исходя из тарифа:

1,6 кВт·ч х  5 руб=8 руб

Ответ : экономия составит 8 руб за 1 день

Учитель:

-  Давайте рассчитаем, какую сумму школьного  бюджета можно было бы сэкономить, если мы, благодаря советам по энергосбережению, сократили потребление электроэнергии за год на  20 %. Стоимость 1 кВт·ч составляет сейчас  5 руб.

-Учащиеся  выполняют  вычисления.

А знаете ли вы ,что   1 кВт электроэнергии достаточно, чтобы испечь 38 кг хлеба или сшить 2 пары обуви, произвести 14 кг сыра, 12 часов смотреть цветной телевизор, 2 часа пылесосить

 Такое же количество энергии потребляют за 10 часов бессмысленного горения лампочки в 100 Вт

Учитель:

- Ваши предложения по экономии эл /энергии в нашей школе.

   Ответы учащихся :

- при ненадобности свет отключать;

-периодически протирать лампочки (хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной);

 - замена ламп накаливания на энергосберегающие, которые  экономят до 80% электроэнергии.


Учитель: Электричеством надо пользоваться экономно и дома, и в школе, выключать свет всегда и везде, когда он горит зря.

 Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей во всем мире выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты.

Следующий Час Земли состоится в субботу  31 марта 2014 года с 20:30 до 21:30  по местному времени. 

  Итог  урока  (Рефлексия)

 Сегодня мы решали часть проблемы экономии бюджета школы. Вы получили ответы на вопросы, как можно сохранить этот бюджет и стать маленьким «хозяином» в школе? А что для этого необходимо?  (Ответы детей)

Экономить надо свет-

Это вовсе не запрет,

А для всех для нас совет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...

Тема урока: Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах. Озеленение городов.

Конспект урока по экологии по теме: Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах. Озеленение городов.11 класс (профильный уровень)Учебник: «Экология:10-11 классы:профильный уровень/ Б.М.М...

Урок по теме "Энергосбережение"

Урок по теме "Энергосбережение"...

Отчёт о проведении Всероссийского урока"Экология и энергосбережение"

Урок был посвящён проблеме энергосбережения в нашей стране....

Методическая разработка «Урок экологии и энергосбережения»

Разработка "Урок экологии и энергосбережения" с вариантами решения задач...

Урок по теме "Энергосбережение"

Урок по теме "Энергосбережение"...

Тематический урок "Экология и энергосбережение"

Изучение элементарных правил экономии энергии в быту...