Методическая разработка «Урок экологии и энергосбережения»
план-конспект урока по математике (8 класс)

Христич Ольга Леонидовна

Разработка "Урок экологии и энергосбережения" с вариантами решения задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tematicheskogo_uroka.docx135.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

(Место для титульного листа)

Методическая разработка «Урок экологии и энергосбережения»


Конспект тематического урока по математике в 7 классе «Экология и энергосбережение»

Педагог: (ФИО)

Тема: «Экология и энергосбережение»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока

Образовательная: закрепить материал путем решения математических задач.

Развивающая: развитие мыслительной деятельности - операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей; Развить представление о влиянии потребления электроэнергии на экологию, выработать понимание ситуации энергопотребления в родном крае, привить пространственное мышление и познавательный интерес.

Воспитательная: Способствовать формированию привычек, способствующих разумному потреблению энергии в быту.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Учитель: 

  • Сегодня у нас интересный урок. Как вы думаете, о чём пойдет речь? (Дети называют тему урока)
  • как вы думаете, что такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
  • «Энергия» - это важный компонент нашей жизни, ведь ничто вокруг нас не совершается без её участия. Электроэнергия – это способ измерения силы наших электроприборов. Также её называют мощностью, частотой. По сути, это – электрический ток, который дает жизнь всем электроприборам.
  • Ребята, как вы думаете, каким образом энергия поступает в наши дома, в школу? (Ответы учеников)
  • хорошо, мы выяснили, что энергия - это электричество, которое поступает к нам по проводам.

Учитель:

  • Сегодня на уроке  мы поведем речь  о, пожалуй, самом главном помощнике в доме – об электричестве. Электричество приносит нам большую пользу.

В нашем районе находится дизельная электростанция, благодаря которой у нас в школе и домах светло и тепло. Но у всех станций есть минус – это выбросы отработанного топлива в атмосферу. И, чем больше мы тратим электроэнергии, тем сильнее загрязняем наш воздух. Экология страдает от множества промышленных объектов в мире, но если каждый из нас будет разумным и осознанным потребителем – мы вместе сможем уменьшить наносимый вред экологии.

Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и др. природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема. В нашем округе действует программа, направленная на снижение потребления энергии. Это не значит, что нужно сильно ограничивать себя в удобствах - нужно лишь потреблять разумно! И сегодня мы постараемся понять, как это можно сделать, чтобы уберечь нашу экологию, природу, уменьшить затраты на оплату услуг за свет.

Также мы вместе попробуем найти простые решения, которые помогут сберечь часть  энергии  у нас в школе.  На уроке будем решать задачи, рассматривать проблемы, затронутые в них.

Учитель: 

Сегодня на замену лампам накаливания приходят энергосберегающие лампы. Они потребляют меньше энергии. Ребята, так чем хороши такие лампы? (ответы детей:  потребляют  меньше  электроэнергии, экономят  деньги, срок  службы больше, дают ровный  свет).

У нас в школе практически все лампочки – энергосберегающие. Давайте с помощью задачи сравним две лампы: энергосберегающую и обычную и увидим, какова разница потреблении энергии между ними.

Устная работа

 Задача 1

Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Вт*ч, а энергосберегающая лампа - 20 Вт*ч. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? (Вычисления детей)

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы освещение лампами требовало меньшего количества энергии? (Ответы детей: выключать электрический свет, если в классе  никого нет; не включать свет, когда солнце освещает помещение; не закрывать окна шторами в дневное время; использовать энергосберегающие лампы).

Учитель: Чтобы определить стоимость электроэнергии за месяц - нужно определить показания счётчика, найти количество электрической энергии (вычесть с текущего предыдущее показание). Далее - умножить тариф на разницу показаний и найти стоимость электроэнергии.

Справка: тариф стандартного счетчика в ЯНАО в этом году – 2,97 руб/кВт*ч

Задача 2

Определите расход электроэнергии и ее стоимость, согласно показаниям счётчика и имеющемуся тарифу.

Новый рисунок (1)Новый рисунок (2)

           Показания на 1.08.2020     Показания на 1.09.2020

Решение:

  1. Рассчитаем количество  электрической энергии

А= 125кВт*ч -  25кВт*ч = 100 кВт*ч

  1. Рассчитываем стоимость электроэнергии.

Стоимость =  А * тариф

Стоимость = 100 кВт*ч *  2,97 руб/кВт*ч =297 руб

Учитель: А теперь вы узнаете торой способ определения расхода и стоимости электрической энергии без счётчика. Для этого нужно знать мощность электроприборов и время работы. Чтобы определить расход и стоимость электроэнергии без счётчика, пользуемся формулой:

А = W*t , где  W – мощность электроприборов в кВт*ч;

Мощность электроприбора записывается в паспорте электроприбора или на корпусе.

Задача 3

Электрическая лампа имеет мощность 100 Вт. Ежедневно лампа горит 6 часов. Рассчитать стоимость электроэнергии  за 30 дней при тарифе 2,97 руб. за 1 кВт*ч  (один ученики записывает задачу и решение на доске, остальные - в тетради).

Дано:

W = 100 Вт

t = 6ч*30 = 180 ч

Тариф = 2,97  руб/кВт*ч

Стоимость C - ?

Решение:

А = Р*t.

А = 100 Вт*180 ч = 18 000 Вт*ч = 18 кВт*ч.

Стоимость = 2,97 руб/(кВт*ч)*18 кВт*ч =53,46 руб.

Ответ: количество А = 18 кВт*ч, стоимость = 53,46 руб.

Работа с классом

 Составляется план, решается учеником у доски, остальные работают в тетрадях, после обсуждается решение и ответы.

Учитель: Посмотрите на таблицу, в ней указано количество потребления энергии в школе в течение года, данные за каждый месяц.

Расход электроэнергии  в школе в течение  года

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

Учитель:

- В каком месяце наибольшее потребление электричества?

- В каком месяце наименьшее потребление электричества?

- Как вы думаете, почему потребление электроэнергии с октября по декабрь увеличивается?

- Сколько будет стоить электроэнергия, употребленная школой за год?

Для того, чтобы сравнить расход, давайте рассчитаем оплату по квартально. Квартал равен трем месяцам. Тариф оплаты за 1 кВт*ч для нашей школы в среднем составляет 3 рубля. Как  мы можем это узнать? (умножаем стоимости 1  кВт*ч на кол-во израсходованной электроэнергии за 3 месяца)

 Работает у доски 1 человек, ведет расчет за 1 квартал.

Остальной расход за свет  вам предстоит вычислить самостоятельно.

Самостоятельная работа по группам

Класс разделить на 3 группы. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями (Прил.1).

Задача: вычислить расход денег поквартально (за 2,3,4 кварталы)

1 пара - 1 квартал

2 пара - 2 квартал

3 пара - 3 квартал

4 пара - 4 квартал

  • Давайте проверим, что у нас получилось (проверка на доске).
  • Теперь, как найти общий расход денег за год? (сложить полученные данные).

Учащиеся выполняют вычисления.

  • Могла ли наша школа сэкономить и как? (ответы учащихся)

Задача 3

Учитель: А сейчас, воспользуемся вторым способом расчета электроэнергии и определим количество энергии и стоимость электроэнергии за 1 месяц в нашем компьютерном классе. Результаты запишем в таблицы, которые я раздам (Прил. 2) (Одна таблица появляется на экране в классе).

Название электропри-

бора

Мощность прибора

кВт

Время работы за 1 день

Кол-во

дней

Время работы в месяц ч

Количество электроэнергии за 1 месяц,

кВт*ч

Тариф

руб/кВт*ч

Стои-

мость за 1 месяц

руб

лампочка

(15 шт.)

ЛБ

0,036*15=

0,54

5 ч

25

2,97

Компьютер

0,15

6 ч

1

2,97

Проектор

0,3

6 ч

1

2,97

Итого:

2,97

Решение:

Название электропри-

бора

Мощность прибора

кВт

Время работы за 1 день

Кол-во

дней

Время работы в месяц ч

Количество электроэнергии за 1 месяц,

кВт*ч

Тариф

руб/кВт*ч

Стои-

мость за 1 месяц

руб

лампочка

(15 шт.)

ЛБ

0,036*15=

0,54

5 ч

25

125

67,5

2,97

200,475

Компьютер

0,15

1

6

0.9

2,97

2,673

Проектор

0,3

6 ч

1

6

1.8

2,97

5,346

Итого:

70.2

2,97

208,494

Учитель: Ну вот, мы знает расходы в одном классе. Как вы думаете, как можно уменьшить потребление энергии в школе? (Ответы детей)

Подведение итогов урока, заключительное слово учителя

Учитель: Ребята, хотелось бы услышать ваши предложения по экономии электрической энергии в нашей школе.

Ответы учащихся:

  • выключать свет при ненадобности;
  •  регулярно протирать лампочки, потому что хорошо протертая лампочка светит на 10-15% ярче запыленной;
  • заменить лампы накаливания на энергосберегающие – они помогут сэкономить до 80% электроэнергии.

Учитель: В ходе урока были сделаны следующие основные выводы:

  1. Энергосберегающие технологии в наше время становятся все более актуальными. Экономия электроэнергии даст возможность снизить наши финансовые затраты. И очень важно то, что экономия  положительно повлияет на окружающую среду. Ведь мы узнали, что процесс производства энергии, которую мы потребляем, наносит вред окружающей среде.
  2. Мы решали задачи по экономии электроэнергии и убедились в том, что энергосбережение возможно очень разными способами. Многие способы зависят только от нашего поведения. Интересно узнать, что 15-20% потребляемой в быту электроэнергии пропадает из-за не бережливого отношения людей.

Надеюсь, сегодняшний урок сделает вас более осознанными потребителями энергии. В мире существует «Час Земли»: каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей во всем мире выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты. «Час Земли» – это символ бережного отношения к экологии, заботы о ресурсах нашей планеты, которые не бесконечны. Отметьте себе в календаре этот день и не забывайте присоединяться к подобным акциям, ведь каждый из вас может сделать глобальное добро природе.


Приложения

Приложение 1.

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход электроэнергии

кВт / час

9 146

кВт·ч 

14 344

кВт·ч

11 996

кВт·ч

7 630

кВт·ч 

7 240

кВт·ч 

4 035

кВт·ч 

905

кВт·ч

390

кВт·ч 

7 642

кВт·ч 

7 761

кВт·ч

9 905

кВт·ч 

14 266

кВт·ч

Приложение 2

Название электропри-

бора

Мощность прибора

кВт

Время работы за 1 день

Кол-во

дней

Время работы в месяц ч

Количество электроэнергии за 1 месяц,

кВт*ч

Тариф

руб/кВт*ч

Стои-

мость за 1 месяц

руб

лампочка

(15 шт.)

ЛБ

0,036*15=

0,54

5 ч

25

2,97

Компьютер

0,15

6 ч

1

2,97

Проектор

0,3

6 ч

1

2,97

Итого:

2,97


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта на тему: "Энергосбережение - миф или реальность"

Жить только для себя-не значит жить!А потому должны мы постаратьсяЭнергию разумно потребить,не только правнукам должна она достаться.Энергия повсюду на земле:В запасах нефти, газа, древесины,В ветрах ...

Методическая разработка урока экологии по теме «Искусственные экосистемы. Агроценозы» (5 класс)

Цель урока:  изучить особенности агроценозов и агроэкосистем Задачи:-  ввести понятие об агроценозах  как сообществах, соз­даваемых человеком;- показать специфику  и особеннос...

Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."

Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...

Методическая разработка урока экологии для учащихся 10-11 классов "Пищевые взаимодействия между популяциями"

Цели урока: ·        Обучающиеся знают понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «детрит», «детри...

Отчёт о проведении Всероссийского урока"Экология и энергосбережение"

Урок был посвящён проблеме энергосбережения в нашей стране....

Методическая разработка урока энергосбережения природных ресурсов, участие в акции "ВМЕСТЕЯРЧЕ!"

В рамках акции в 11 классе прошел урок энергосбережения природных ресурсов...

Тематический урок "Экология и энергосбережение"

Изучение элементарных правил экономии энергии в быту...