Применение технологии критического мышления в учебной деятельности.
статья по теме
Так как современная школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, которая обладает определенным опытом и способна ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, то формирование критического мышления приобретает особую актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение технологии критического мышления в учебной деятельности. | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Э. Кинг
Технология развития критического мышления.
"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Я.А. Коменский как то сказал, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний уложенный в голову ученика, является целью образования, а то, как он сумеет с ней работать и применять ее в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Именно этого, по моему мнению, с помощью применения технологии критического мышления можно добиться.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) разработана в конце XX века в США. Она тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, что как раз актуально в наше время. В основе данной технологии лежат идеи о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. А если же учитель даёт ученику уже готовое задание и требует от него воспроизведение сказанного, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Отсюда следует, что “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии критического мышления.
Зададим вопрос: «Какое мышление называется критическим?»
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление — это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
- принимать независимые продуманные решения.
Критически мыслящий человек задает вопросы:
-Что я знаю?
-Что я узнал нового?
-Как изменились мои знания?
-Где я смогу применить полученные знания?
Цель применения: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать).
Технология РКМЧП - целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Рассмотрим каждую фазу отдельно.
1 фаза. Вызов - начальная фаза. Она предусматривает активизацию ранее полученных знаний.
Цель:
-Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
-Активизация деятельности учащихся.
-Формирование мотивации на учебную деятельность.
-Постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.
Приемы:
- «Мозговой штурм».
- Прогнозирование.
- Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания).
- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте .
- Корзина идей.
- Кластер.
- Таблица «З–Х–У».
2 фаза. Осмысление содержания. Она предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.
Цель:
-Получение учащимися новых знаний.
-Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым.
-Освоение способа работы с информацией.
-Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.
Приемы:
- Чтение текста с маркировкой по методу «Insert».
- Выделение ключевых слов подчёркиванием.
- Таблица «З–Х–У».
3 фаза. Рефлексия. Это стадия размышления. Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия, построить дальнейший маршрут обучения.
Цель:
- Присвоение нового знания.
-Создание целостного представления о предмете изучения.
-Постановка новых целей в учебной деятельности.
-Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.
Приемы:
- Творческая работа – синквейн.
- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
- Ведение дневника.
- Письмо другу.
- Достраивание кластера из ключевых слов.
- Перепутанные логические цепи.
Рассмотрим функции трех фаз технологии развития критического мышления с помощью таблицы:
Вызов -Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). -Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме).
-Коммуникационная | Осмысление содержания
-Информационная (получение новой информации по теме)
-Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). | Рефлексия
-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
-Информационная (приобретение нового знания).
-Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
-Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, |
Рассмотрим подробнее некоторые приемы технологии критического мышления, такие как:
«Кластер», «Инсерт», “Я уже знаю”, «Двойной дневник», “Лови ошибку”, «Зигзаг», «Мозговая атака», «Перепутанные логические цепочки», «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ), «Взаимоопрос», «Кубик. Грани», “Верю-не верю”, «Ключевые слова», “Плюс – минус – интересно(?)”, «Синквейн». (Презентация).
Подведем итог. Технология критического мышления:
- Формирует самостоятельное мышление.
- Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
- Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
- Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
И так как современная школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, то формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...
Мастер-класс "Реализация государственной общеобразовательной программы формирования компетенций через применение технологии критического мышления на уроках литературы"
Представление опыта конструирования урока по технологии критического мышления....
Презентация: "Применение технологии критического мышления в учебной деятельности".
Данная презентация позволит более наглядно раскрыть тему: "Применение технологии критического мышления в учебной деятельности"....
Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.
Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...
Мастер-класс по теме "Применение технологии критического мышления в учебном процессе"
В данном мастер-классе участники ознакомятся с ключевыми аспектами технологий критического мышления, которые могут быть эффективно интегрированы в образовательном процессе. Мастер к ласс включае...