Применение технологии критического мышления в учебной деятельности.
статья по теме

Кузьмина Инга Валерьевна

 

 Так  как  современная  школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, которая обладает  определенным опытом и способна  ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира, то формирование критического мышления приобретает особую актуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Умеющие мыслить умеют  задавать вопросы.

                                Э. Кинг

Технология развития критического мышления. 

"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

Я.А. Коменский как то сказал, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний уложенный в голову ученика, является целью образования, а то, как он сумеет с ней работать и применять ее в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Именно этого, по моему мнению, с помощью применения технологии критического мышления можно добиться.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) разработана в конце XX века в США.  Она тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, что как раз актуально в наше время.  В основе данной технологии  лежат  идеи  о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. А если же учитель даёт ученику уже готовое задание и требует от него воспроизведение сказанного, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Отсюда следует, что  “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии критического мышления.  

Зададим вопрос: «Какое мышление называется критическим?»

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление — это:

  •  способность ставить новые, полные смысла вопросы;
  •  вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
  •  принимать независимые продуманные решения.

Критически мыслящий человек задает вопросы:

-Что я знаю?

-Что я узнал нового?

-Как изменились мои знания?

-Где я смогу применить полученные знания?

Цель применения: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать).

Технология РКМЧП - целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Это  совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. 

Рассмотрим каждую фазу отдельно.

1 фаза.    Вызов - начальная фаза.  Она предусматривает активизацию ранее полученных знаний.

Цель:

-Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.

-Активизация деятельности учащихся. 

-Формирование мотивации на учебную деятельность.

-Постановка учащимися  индивидуальных целей в учебной деятельности.

Приемы: 

  • «Мозговой штурм». 
  • Прогнозирование.
  • Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания). 
  • Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте .
  • Корзина идей.
  • Кластер.
  • Таблица «З–Х–У».

2 фаза.  Осмысление содержания.  Она предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.

Цель:

-Получение учащимися  новых знаний.

-Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым. 

-Освоение способа работы с информацией. 

-Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.

Приемы:

  • Чтение текста с маркировкой по методу «Insert».
  • Выделение ключевых слов подчёркиванием.
  • Таблица «З–Х–У».

3  фаза.  Рефлексия.  Это стадия размышления. Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия, построить дальнейший маршрут обучения. 

Цель:

- Присвоение нового знания.

-Создание целостного представления о предмете изучения.

-Постановка новых целей в учебной деятельности.

-Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.

Приемы:

  • Творческая работа – синквейн.
  • Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
  • Ведение дневника.
  • Письмо другу.
  • Достраивание кластера из ключевых слов.
  • Перепутанные логические цепи.

Рассмотрим функции трех фаз технологии развития критического мышления с помощью таблицы:
 
 

Вызов  

-Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).

  -Информационная

 (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме).

 

 -Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания 

  

-Информационная (получение новой информации по теме)

 

 -Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).

Рефлексия 

 

-Коммуникационная

 (обмен мнениями о новой информации).

 

 -Информационная (приобретение нового знания).

 

 -Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

 

-Оценочная

 (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса).

Рассмотрим подробнее некоторые приемы технологии критического мышления, такие как:

«Кластер», «Инсерт»,  “Я уже знаю”, «Двойной дневник», “Лови ошибку”, «Зигзаг», «Мозговая атака», «Перепутанные логические цепочки», «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ), «Взаимоопрос», «Кубик. Грани», “Верю-не верю”, «Ключевые слова», “Плюс – минус – интересно(?)”, «Синквейн».  (Презентация).

Подведем итог. Технология критического мышления:

  1. Формирует самостоятельное мышление.
  2. Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
  3. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
  4. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

И так как  современная  школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира, то формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Презентация: "Применение технологии критического мышления в учебной деятельности".

Данная презентация позволит более наглядно раскрыть тему: "Применение технологии критического мышления в учебной деятельности"....

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...

Мастер-класс по теме "Применение технологии критического мышления в учебном процессе"

В данном мастер-классе участники ознакомятся с ключевыми аспектами технологий критического мышления, которые могут быть эффективно интегрированы в образовательном процессе. Мастер к ласс включае...