Деятельностный подход в обучении математики
статья по теме
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Сегодня задача общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «вооружить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyi_podkhod_v_obuchenii_matematiki.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в обучении математики
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Сегодня задача общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «вооружить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности, обучить способам ее осуществления («как учиться»). Психологи единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, что дифференциация ему посильна.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем работа в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение обыкновенных дробей» предложите учащимся записать в тетради любые три задания по теме, а выполнить их должен будет сосед по парте. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам. Выделите на выполнение этого задания конкретное время. В течение этого времени каждый ученик класса каждый получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение.
Такие задания можно давать сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Такие упражнения можно проводить при изучении самых разных тем и во всех классах. Например, составьте уравнение или неравенство по изучаемой теме, сравните числа, постройте точку на координатной плоскости и другие. Задания можно включать и в домашнюю работу: составьте карточку для одноклассника.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. По заданию учителя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое. Это проклассифицировать объекты, определить и выделить главное, обосновать связь новой темы с предыдущей, рассказать новое по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам. В результате такой деятельности обучающиеся как бы берут на себя роль учителя при объяснении нового материала. Важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «да это же совсем просто»).
При деятельностном подходе в обучении хорошо использовать карточки на этапе устной работы, которая выполняется в паре под условным названием «ученик - учитель». Каждый играет роль то учителя, то ученика. На работу можно выделить до 10 минут. Учитель в это время слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах. Он оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя».
Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, видеть, слышать, исправлять ошибки других, одновременно обогащая, закрепляя и свои знания. Полезно каждому дать возможность высказать своё мнение и быть услышанным. . Можно организовать работу в паре «ученик - учитель», в которую включены сильный - слабый или сильный - средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Данная работа способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества.
Думаю, что при правильной организации и системности работы ученики приобретут не только опыт конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, но и приобретут более качественные знания по предмету. Математику нельзя изучать, наблюдая, как выполняет задания одноклассник. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.
Литература:
1. Ушакова И.А. Приёмы педагогической техники. ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»- Саратов, 2008
2. Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” –М: 2004 г.
3. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. Изд. “Школа 2000…” –М: 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Педагогический проект по теме " Деятельностный подход в обучении математики- путь повышения качества знаний учащихся основной школы"
Проблема , выдвинутая автором в рамках педагогического проекта, является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без развития умений и ...
Доклад "Деятельностный подход в обучении математике"
внедрение в процесс обучения деятельностных технологий...
Деятельностный подход в обучении математике
Из опыта работы. Технология деятельностного метода. Новая система дидактических принципов....
"Системно-деятельностный подход в обучении математики"
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг....
Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике. Выступление на городском семинаре учителей математики.
В содержании дано значение и место интеллектуальных игр в обучении и воспитании учащихся, о возможности этих игр при подготовке к ЕГЭ, приведена технология математической игры "Домино"....