Доклад "Деятельностный подход в обучении математике"
методическая разработка по алгебре по теме
внедрение в процесс обучения деятельностных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_matematike.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в обучении математике
Простейшие математические знания могут применяться умело и с пользой
лишь в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит
сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно
А.Н. Колмогоров
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. (Большой энциклопедический словарь.)
Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а ученики должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления.
Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Наряду с этой проблемой необходимо поставить задачу: учить своих школьников рассуждать, учить их мыслить. Вы согласитесь, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.
Способность школьников к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности по следующей структуре: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднений, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.
Если уже «открыто» новое понятие, новый способ действия, то возникают насущные вопросы: как организовать работу с учащимися, чтобы это знание было усвоено каждым из них? Может ли быть гарантией усвоения нового понятия решение энного количества заданий данного типа?
Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив ее, ученик способен в дальнейшем избегать затруднений, вызвавших ошибку, при выполнении аналогичных заданий.
Технология деятельностного подхода предусматривает следующие этапы:
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Постановка проблемы.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности. ( Итоги урока).
Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать "хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы к учебной деятельности.
Iэтап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин)
Цель: мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.
Организация этапа:
1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2) устанавливаются тематические рамки («могу»).
3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития. Одной из перспективных форм формирования культуры мышления учащихся, развития творческих способностей личности является исследовательская деятельность. В нашем лицее ежегодно проходят лицейские чтения, где ребята выступают с исследовательскими работами. А лучшие работы представляются на городской научно--исследовательской конференции.
В процессе исследовательской работы школьники сами ищут способы решения поставленной задачи, реализуют их, учатся обобщать полученные результаты, применять их для решения новых проблем.
Введение в школьное образование элективных курсов по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и прежде всего, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Внеурочные занятия учителя лицея с успехом используют для развития творческого мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.
II этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5–7 мин)
Организация этапа:
- повторить изученные способы действий, достаточные для построения нового знания;
- тренировать соответствующие мыслительные операции;
- мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
- фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
III этап. Постановка проблемы (3–4 мин)
Цель:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать и место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения и те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IVэтап Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) (3–4 мин)
Цель: построить проект выхода из затруднения.
Организация этапа
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:
1) ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
2) согласовывают тему урока;
3) выбирают способ (дополнение или уточнение);
4) строят план достижения цели;
5) определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.
Vэтап. Реализация построенного проекта (4–5 мин)
Цель:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);
- организовать решение исходного задания, данного для пробного действия;
- уточнить общий характер нового знания;
- зафиксировать преодоление затруднения.
VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5–6 мин)
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
VII этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин)
Цель:
- проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
- организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
VIII этап. Включение в систему знаний и повторение. (5–8 мин)
Цель:
- выявить границы применимости нового знания;
- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
IX этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2–4 мин)
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание
Образовательная среда в практическом преподавании при реализации технологии деятельностного метода организуется в соответствии со следующей системой дидактических принципов:
1) принцип активизации деятельности учащихся – заключается в том, что ученик вовлекается в процесс изложения учителем нового знания с помощью приемов проблемного объяснения (подводящий диалог, побуждающий диалог, эвристическая беседа и др.);
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
3) принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук);
4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания на максимальном уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей);
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в лицее и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6) принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Принцип минимакса обеспечивает для каждого ученика возможность продвижения вперед в собственном темпе на посильном для себя уровне трудности и является при правильном его использовании совместно с принципом психологической комфортности саморегулирующимся и здоровьесберегающим механизмом разноуровневого обучения.
Таким образом, разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она создает условия для выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории.
В дидактической системе деятельностного метода выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Для каждого типа урока основные цели можно сформулировать следующим образом.
1 Уроки «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
2 Уроки рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - математических понятий, алгоритмов и т.д.
3 Уроки общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно – методических линий курса математики средней школы и построение обобщенных норм учебной деятельности.
4 Уроки развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных метаматематических понятий и алгоритмов.
При проведении уроков необходимо использование ИКТ для организации фронтального опроса, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля, а также подготовка простейших дидактических материалов, в том числе для решения задач по готовым чертежам на уроках геометрии. Это ведет к значительной экономии времени.
Актуальность деятельностного подхода.
Жизнь не стоит на месте, общество постоянно развивается. Сегодня не нужны пассивные граждане, не умеющие думать, самостоятельно принимать решения, а главное не готовые осознанно отвечать за принятые решения. Поэтому обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, ведь еще К. Венцель говорил, что: « задача истинного педагога состоит в помощи молодой душе свободно созреть и родиться для свободной самостоятельной жизни». Знания и навыки должны помогать жить человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся
Статья "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...
Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.
Выступление на методическом обЪединение....
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...
Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"
Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6562397","attributes":{"alt":"","class":"media-image...
Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике. Выступление на городском семинаре учителей математики.
В содержании дано значение и место интеллектуальных игр в обучении и воспитании учащихся, о возможности этих игр при подготовке к ЕГЭ, приведена технология математической игры "Домино"....
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...