Деятельностный подход в обучении математике
статья на тему
Из опыта работы. Технология деятельностного метода. Новая система дидактических принципов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в обучении
Как обучать, развивать, воспитывать сегодня? Я убеждена, что ребенка должен окружать мир творчества, мир красоты, мир сказки, мир фантазии. Я должна принимать школьника таким, каков он есть. Это значит – не раздражаться от неказистого внешнего вида, от незнания, неразвитости, от ошибок в поведении – ребенок имеет на них право. Относится к ребенку так, как будто он уже стал таким, каким я хотела бы его видеть. Необходимо внушать ребенку веру в то, что хочешь в нем видеть. Стараюсь хвалить детей как можно чаще. Мы с вами порой не подозреваем, насколько глубоко сидят в нашем сознании и подсознании слова взрослого человека. Только похвала укрепляет в ребенке уверенность в себе, может помочь проявится всему самому лучшему, что только есть в нем! Надо организовать деятельность обучающегося таким образом, чтобы дать ему возможность хоть на миг стать таким, каким он хотел бы быть, т.е. умным, добрым. Дать испытать от этого удовольствие, познать сладость благодарности окружающих. Для того, чтобы помогать детям, для себя я использую правило – «ПРАВИЛО 7У»: уверенность, успешность, удивительность, убедительность, уважительность, уравновешенность, улыбчивость. Обучение и воспитание должно побуждать к самовоспитанию, саморазвитию
Обеспечить развивающую функцию образования позволяет новая система дидактических принципов, которая предусматривает:
1. Самостоятельное «открытие» детьми нового знания (принцип деятельности).
2. Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики (принцип непрерывности). 3.Формирование единой картины мира (принцип целостного представления о мире).
4. Школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне. А ученик обязан усвоить это содержание на уровне не ниже минимального (принцип минимакса).
5. Снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы (принцип психологической комфортности).
6. Развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к системному перебору гипотез и выбору оптимального варианта (принцип вариативности).
7. Максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
Использование деятельностного метода в обучении обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания.
На уроках происходит формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений.
Обучающиеся приобретают умения сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, различные способы решения задач, связывать знания и жизненный опыт с новой информацией.
Технология деятельностного метода: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи, «открытие» нового знания, первичное закрепление, самостоятельная работа, включение знания в систему знаний, рефлексия деятельности.
Формы организации урока могут быть самыми разными, от традиционных до нестандартных. Важным является включение каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы. С использованием деятельностного метода проведены уроки по теме «Неполные квадратные уравнения», «Решение квадратных уравнений по формуле», «Еще один способ решения уравнений», «Понятие площади многоугольника» и другие.
В своей работе я использую уроки - мастерские.
При проведении мастерских создаются условия, способствующие осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.
Уроки-мастерские разрабатываю сама, например, «Первый признак равенства треугольников», «Сумма углов треугольника», «Тетраэдр. Параллелепипед» и т. д., а также использую мастерские других учителей: мастерская по теме «Многоугольники» преподавателя математики Комисаровой А.В., мастерская по теме «Степенная функция» Лопатиной Л.В.
Проведение мастерских предполагает использование совокупности научных приемов, методов, позволяющих учителю-мастеру применить свои знания и умения, организовать целенаправленную творческую работу учащихся. Основные методы обучения проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский.
Последний этап мастерской, да и любого урока – это самоанализ урока и подведение учениками итогов собственной деятельности, т.е. рефлексия. На этом этапе происходит соотношений полученных результатов с поставленной целью деятельности, фиксация успешности работы и вывод о следующих шагах. Таким образом, каждый ученик отвечает на вопросы: «Чего я добился?», «Что мне делать дальше?», «Как прошел урок?» Учителю не следует забывать, что деятельность обучающихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования школьника и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность. Выделим три этапа формирования самоконтроля:
1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого :
показываю учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявления степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения;
ознакомить обучающихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки;
просить обучающегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;
просить обучающегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии.
2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
Для этого практикую взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. При взаимопроверке обучающиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Практикую решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками. Остальные обучающиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необходимо:
предлагать обучающимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;
приучать обучающихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю;
демонстрировать обучающимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить обучающимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить. 3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, делать её самоанализ, самооценку и само коррекцию.
Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Коррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и коррекцию своей деятельности:
вырабатываю у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий;
не тороплюсь с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а даю возможность ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку не снижаю;
не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке.
приучаю учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?»;
Как оценить результаты деятельностного метода?
А это значительно повысился интерес к математике, ребята стали более активны на уроке, более открыты в общении, более самостоятельны при выборе путей решения той или иной задачи, улучшилось качество знаний.
Детям присуща жажда деятельности, и она часто находит свое выражение в игре, заменяющий ребенку необходимый для него труд. Математические игры объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память.
Использование программного материала вызывает у учащихся активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей математики, развивает интерес и любознательность.
В связи с этим, необходимо позаботиться о том, чтобы вовлечь учащихся в активную учебную деятельность на уроках, создавая игровые ситуации или проводя дидактические игры, которые позволят в достаточной мере, раскрепостив ученика, постепенно формировать интерес к математике, приучать к сотворчеству с товарищами и учителем. Таким образом, через нестандартные формы обучения, отражающее реальное математическое содержание, можно совершенствовать и процесс управления учебной деятельностью учащихся. На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы и своего опыта делаю следующие выводы:
Развитию познавательного интереса к учению способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, т.е. активной познавательной деятельности учащихся.
Игра как форма обучения и воспитания стимулирует мотивацию учения, влияет на развитие познавательного интереса и активацию познавательной деятельности, тем самым, формируя положительное отношение учащихся к математике, как к учебному предмету. В моей педагогической копилке разработаны такие коллективные игры, как “Брейн-ринг”, “КВН”, “Математический поезд”, “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Математический марафон”, «Я – гений. Я – талант!» и другие.
Информационно-коммуникационные технологии – обучение школьников работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута. В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.
I. Объяснение нового материала. На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Применение компьютерных презентаций позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаю демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах. Примерно так прошел для учителей района открытый урок геометрии в 8-ом классе по теме «Понятие площади многоугольника». 10 декабря 2010 года газета «Притоболье» напечатала статью «Всегда в поиске» - отзыв учителей математики о заседании методического объединения, проведенного Александровой З.С.
II. Решение текстовых задач. На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и, в общем виде, программа распознает ответы независимо от способа их написания.
III. Контроль знаний. При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».
Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ.
Рассмотрим применение компьютерных технологий на одном из уроков математики. 10 класс. Тема «Производная». Урок закрепления и повторения знаний. Урок проводится по методу проекта. В ходе урока учащиеся должны создать проект – компьютерную презентацию по определенной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам.
Теоретики подбирают теоретический и исторический материал.
Практики работают по карточкам, вычисляют значение производной в заданной точке.
Технические редакторы работают на компьютере, выбирают макет, шаблон оформления, набирают текст.
В конце урока группы защищают созданные проекты, обосновывая при этом выбор тех или иных компьютерных программ.
Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности. Учащийся может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.
Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Почти в каждом классе есть от природы одаренные дети. Но если не заботиться постоянно об их развитии, не поставлять им достаточную пищу для ума, то они не смогут состояться как творческие личности.
Система работы с одаренными детьми:
Школьные математические олимпиады
Районные математические олимпиады
Заочные математические олимпиады
Математические чтения 5-9 классы
Школьные научно-практические конференции
Интеллектуальные игры «Кенгуру»
Математический кружок
Индивидуальная работа
Дополнительные развивающие курсы
Деятельностные технологии, активные методы обучения, информационно-коммуникационные технологии
Одной из перспективных форм развития творческих способностей личности является создание в общеобразовательных школах научных обществ учащихся. Увлечение наукой в школьные годы оказывает огромное воспитывающее влияние, развивает потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие и ответственность за порученное дело. В нашей школе научно-исследовательская работа по математике ведется не первый год. Изучаются темы, взятые за пределами школьной программы, пишутся рефераты. В 2007-2008 учебном году под эту работу мы подвели нормативно-правовую базу: создано Математическое Научное Общество Учащихся (МНОУ): разработаны Устав и Программа МНОУ, выпускается малоформатная газета “Математический вестник”.
Каждый год весной проходит Научно-практическая конференция, в которой принимают участие ребята с 5-го по 10 класс. Участники конференции награждаются грамотами за победу, за участие.
Ежегодно в школе проходит математическая неделя.
НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ - 2013
Конкурс рисунков на координатной плоскости. 6-8 классы.
Самостоятельно изображают рисунок и описывают его с помощью координат точек.
Конкурс математических газет в виде презентаций на компьютере. 5-11классы
Газеты могут быть тематическими, например, посвященными великим математикам, или интересным открытиям), или содержать загадки и удивительные факты и т.д. Важно, чтобы газеты были красочными и включали разборчивый и доступный текст.
- Викторина 7-11классы.
- Игра «Математический марафон» 7-8 классы.
- Игра «Звездный час»
9-11 классы.
- Игра «Счастливый случай»
7-9классы.
- Конкурс «Математический коктейль» 8-11классы.
- Подведение итогов конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Педагогический проект по теме " Деятельностный подход в обучении математики- путь повышения качества знаний учащихся основной школы"
Проблема , выдвинутая автором в рамках педагогического проекта, является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без развития умений и ...
Доклад "Деятельностный подход в обучении математике"
внедрение в процесс обучения деятельностных технологий...
"Системно-деятельностный подход в обучении математики"
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг....
Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике. Выступление на городском семинаре учителей математики.
В содержании дано значение и место интеллектуальных игр в обучении и воспитании учащихся, о возможности этих игр при подготовке к ЕГЭ, приведена технология математической игры "Домино"....
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...