Модель личностно-ориентированного обучения.
статья по теме
Данный материал представляет собой краткое описание модели личностно-ориентированного обучения, перечисляются и анализируются проблемы, с которыми встречается учитель в практической деятельности, подчёркивается необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_rubezhe_vekov_model_lichnostno.docx | 14.8 КБ |
Предварительный просмотр:
На рубеже веков модель личностно-ориентированного обучения (ЛОО) – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин.
- в центре образовательного процесса находится ребёнок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования.
- Личностно-ориентированное обучение является здоровье-сберегающей технологией.
- В последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, но ищут и благоприятную образовательную среду, чтобы он не затерялся в общей массе, была видна его индивидуальность.
Учителю, работающему в модели ЛООЮ необходимо осознать следующее:
- необходим переход от ритуального исполнения методических канонов к построению собственной педагогической концепции.
- важность ориентации педагогической проектирования на личность ученика, а не на функциональное выполнение им учебных операций.
- отказ от монополии на знание безусловных истин ( научных, политических, исторических, художественных, установка на относительность всякого знания и тем самым - на диалог.
При организации ЛОО учителя иногда не учитывают:
- функциональную ассиметрию полушарий головного мозга
- половые особенности детей ( асинхронная эволюция полов )
- гиперактивность детей
- левшество детей
- тип высшей нервной деятельности ( темперамент)
Характеристика ЛОО.
Существует большое количество разнообразных развивающих систем ( из российских, например, системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова). А в технологии ЛОО особое внимание придаётся такому фактору развития как субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Основные цели личностно-ориентированного обучения.
- развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка.
- максимально выявлять, инициировать индивидуальный опыт ребёнка.
- помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Особенности методики:
Образовательный процесс строиться на учебном диалоге учителя и ученика,который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мативация.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребёнка, то его методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Представляется интересным проведение различных видов диагностик. Постоянно наблюдая за каждым ребёнком,выполняющим разные виды учебной работы, накапливается банк данных о формирующемся у него познавательном профиле ученика, который меняется от класса к классу. Впоследствии это служит основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов).
Основные требования к разработке дидактического обеспечения ЛОО.
- изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта учащихся.
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
- ученик должен иметь возможность выбора при выполнении задания.
- необходима стимуляция учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.
«Человек есть не то, что он есть, а то, чем он может стать»( Роджерс ).
Ресурс развития человека заложен в нём самом. Педагог, который следует этим идеям, помогает ребёнку в процессе развития. Каковы же, по Роджерсу, психологические характеристики такого педагога?
- змпатия как способность сочуствия
- конгруэнтность – соответствие позиции воспитанника, искренность и открытость им
- креативность – не только способность к творчеству, но и быстрота реакции в нестандартных ситуациях, способность увлекать, реагировать с юмором
- принятие ребёнка таким, как есть
-суггестивность – воздействие на эмоциональную сферу воспитанников, создание благоприятной атмосферы
- толерантность – принятие права ребёнка на несовпадающую с позицией педагога собственное мнение, права на ошибку
- способность к рефлексии как к самоанализу своего поведения, самоконтроль в процессе общения.
Самые выверенные педагогические технологии могут быть травмирующими для определённого контингента детей. Есть данные, что использование технологии Занкова для детей со слабой, инертной нервной системой, приводило к появлению неврозов. Результатом малых мозговых дисфункций (ММД) может быть устойчивое нарушение слуховой памяти, тогда приём «шёпотом» Амонашвили едва ли будет оправдан.Для них нужна зрительная опора.Для других зрительные опоры ( Шаталов) могут быть убийственны.
Выбирая любую эффективную технологию, необходимо отслеживать,не вредна ли она.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как пробуждается интерес ребёнка к научно-исследовательской деятльности? Как вырисовывается тема будущего исследования? Какова роль педагога, в этом процессе? Какие подводные камни таит в себе первая ...
сущность модели личностно-ориентированного образования
Проведенный анализ различных подходов к пониманию личностно-ориентированного образования позволили нам занять собственную научную позицию и под личностно-ориентированным образованием понимать та...
Научно-исследовательская деятельность учащихся в модели личностно-ориентированного образования
Очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке и в жизни, помочь наиболее полно раскрыть сво...
Доклад «Модели личностно ориентированных уроков»
Доклад для выступления по теме самообразования...
Модели личностно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания
Методическая разработка...
Продуктивность использования образовательных технологий.18 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, проектное обучение, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Преодоление полосы препятствий, включающих в себя освоенные двигательные действия»....
Исследовательская работа учителя "Модели личностно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания"
Материал помогает учителю овладеть навыками личностно-ориентированного обучения...