Элективный курс
элективный курс (9 класс) по теме
Ценности профессионала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arutyunyan_el.kurs_cennosti_professionala.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» руководителем ШМО _______/ХмельковойТ.А./ Протокол ШМО №______ От«_____»_________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 г. Ершова» __________/И.В.Рябинцева/ «____»__________200_г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1 г.Ершова» ________________/Г.Н.Лепёхин/ Приказ №____ от«______»_______________20___г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Ценности профессионала»
для 9-х классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1
города Ершова Саратовской области»
Составитель:
Арутюнян Лилит Эдуардовна,
Классный руководитель 9 «А» класса
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«______»_______20_____г.
г. Ершов
2012г.
Рабочая программа элективного курса «Ценности профессионала» для учащихся 9-х классов составлено на основе программы элективного курса Т.А. Пушкина «Ценности профессионала», учебного плана Муниципального образовательного учреждения «Средняя Образовательная Школа № 1 города Ершова Саратовской области». Региональный компонент.
На реализацию программы необходимо 15 часов из расчёта: 12 часов - по одному часу еженедельно - I четверть и по 1-у часу во II, III, IV четвертях-экскурсия.
- Пояснительная записка
Кто я такой?
Знаю ли я себя и что я знаю о своих друзьях, родителях?
Всегда ли я понимаю их, а они меня?
Как научиться понимать себя и других людей?
Что я хочу от жизни, и что хотят от меня люди?
Эти и другие вопросы возникают у подростков, и они ищут на них ответы разными способами. И от того, какие это будут способы, решения, зависит будущее наших взрослеющих детей.
Проблему «Каким быть современному человеку?» поставили как актуальную процессы и явления, происходящие в обществе. Все эти явления и процессы, факты окружающей жизни ставят перед современной школой множество проблем, вопросов, требующих разрешения:
как воспитывать детей сегодня?
Какую цель преследовать?
Как лучше ответить на интересующие их вопросы?
Кто поможет воспитателю достигнуть желаемого?
Какие методы и приемы воздействия на учащихся сегодня могут стать надежными?
А какие наоборот - пойдут во вред?
Выбор профессии, несомненно, является одним из важных моментов, определяющих жизненный путь человека. Но также важно выпускникам школ наметить для себя жизненные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. «Поэтом можешь ты не быть, но человеком быть обязан!»
Одно из средств решения проблем - обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям.
Цель курса:
-посредством искусства, своих знаний, личностного опыта постичь нравственные стороны проблемы выбора профессии, активизировать внутренние ресурсы личности, развивать творческий потенциал, познать и принять себя через свое взаимодействие с окружающим миром, сохранить нравственное здоровье учащихся.
Для реализации этой цели в программе поставлены задачи:
1. Принятие себя как ценности, появление и укрепление веры в себя, в свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.
2. Обучение учащихся основам конструктивного общения. Развитие вербальных и коммуникативных навыков.
3. Осмысление духовной сущности человека, воспитание нравственных качеств личности.
Программа курса вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, формам уроков, методике их) в зависимости от задач, стратегии воспитания, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся.
Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как: •Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка. •Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения. •Формирование положительной нравственной оценки качеств личности, осмысление влияния их на выбор профессии.
Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, театральных спектаклей, художественных и документальных фильмов, передач и т. д. Широко используются различные методики изучения личности учащегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т. д.
- Содержание тем элективного курса
- Труд красит человека. 1 час
Интерактивная беседа. Решение проблемной ситуации. Диагностика. Игра «Доскажи пословицу»
- Человек и его духовные ценности. 1 час
Беседа. Диагностическая методика «Ценности». Психологический практикум.
- Здоровье – ценность профессионала. 1 час
Мини-лекция. Мозговой штурм. Диагностика. Психологические упр. и игры.
- Мир начинается с меня. 2 часа
Беседа. Диагностика. Психологический практикум направленный на формирование ощущения своей уникальности и неповторимости.
6. Твои возможности без границ. 1 час
Мини-лекция. Беседа. Диагностика. Психологический практикум.
- Склонности и интересы в выборе профессии. 1 час
Беседа.
- Общение в жизни человека. 1 час
Беседа. Диагностика уровня общительности. Тренинг общения.
- Общение как взаимодействие. 1 час
Мини-лекция. Диагностика. Психологический практикум (игра, тренинговые упр.)
- Дроги, которые мы выбираем. 1 час
Беседа. Тренинговые упражнения.
- К кому приходит успех? 1 час
Встреча с интересными людьми, добившимися в жизни профессионального успеха, занимающими активную творческую жизненную позицию.
- Вечные темы. 1 час
Беседа. Сказкотерапия.
13-15. Способности и профессиональная пригодность 3 часа
Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. .Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся
В результате изучения элективного курса учащиеся 9 класса должены:
знать/понимать
Расширенное представление о мире профессий, о значении труда в жизни человека.
Ранжировать списки ценностей, актуализировать ценности.
Представление о связи здоровья и профессионализма. Представления о важности умения видеть и понимать себя, знания о своей уникальности и неповторимости.
Знание понятий «способность», «задатки».
Знания о типах взаимодействия людей, понятие о «ролевом общении»
Осознавать свои внутренние ресурсы, творческий потенциал.
уметь
Обсуждать духовные ценности и их влияния на выбор профессии.
Активизировать интерес к самопознанию.
- Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Kол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Образовательный продукт |
1. | Труд красит человека | 1 | Интерактивная беседа. Решение проблемной ситуации. Диагностика. Игра «Доскажи пословицу» | Результаты диагностики. Расширение представлений о мире профессий, о значении труда в жизни человека. |
2. | Человек и его духовные ценности | 1 | Беседа. Диагностическая методика «Ценности». Психологический практикум. | Ранжирование списка ценностей,актуализация ценностей, обсуждение духовных ценностей и их влияния на выбор профессии |
3. | Здоровье – ценность профессионала | 1 | Мини-лекция. Мозговой штурм. Диагностика. Психологические упр. и игры. | Представление о связи здоровья и профессионализма.Результаты диагностики. |
4-5. | Мир начинается с меня | 2 | Беседа. Диагностика. Психологический практикум направленный на формирование ощущения своей уникальности и неповторимости. | Активизированный интерес к самопознанию.Представления о важности умения видеть и понимать себя, знания о своей уникальности и неповторимости.Результаты диагностики. |
6. | Твои возможности без границ | 1 | Мини-лекция. Беседа. Диагностика. Психологический практикум. | Знаниe понятий «способность», «задатки». Результаты тестирования. Рекомендации по развитию способностей. |
7. | Склонности и интересы в выборе профессии. (диагностическое занятие) | 1 | Беседа. | Рекомендации по выбору профиля. |
8. | Общение в жизни человека | 1 | Беседа. Диагностика уровня общительности. Тренинг общения. | Результаты диагностики уровня общительности. Рекомендации по развитию навыков общения. |
9. | Общение как взаимодействие | 1 | Мини-лекция. Диагностика. Психологический практикум (игра, тренинговые упр.) | Знания о типах взаимодействия людей, понятие о «ролевом общении». Рекомендации по развитию коммуникативных навыков. |
10. | Дроги, которые мы выбираем | 1 | Беседа. Тренинговые упражнения. | Схема профессионального планирования. |
11. | К кому приходит успех? | 1 | Встреча с интересными людьми, добившимися в жизни профессионального успеха, занимающими активную творческую жизненную позицию. | Напутствие, рекомендации профессионалов. |
12. | Вечные темы | 1 | Беседа. Сказкотерапия. | Осознание своих внутренних ресурсов, творческого потенциала. |
13-15 | Способности и профессиональная пригодность | 3 | Беседа, тренинги. | Осознание своих внутренних ресурсов, своего потенциала. |
- Используемая литература
1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М. : Глобус, 2006.
2. Ефимова Н. Готовлюсь к профессиональной деятельности. // Школьный психолог. 2007г., №2.
3. Классные часы: 7 класс / авт-сост.А.В.Давыдова.- М.: ВАКО, 2008.
4. Н.Н. Лубянова. Мир мужественности, женственности и красоты: элективный курс. 8-9 классы. – Учитиль, 2007.
5. Лысикова И. Психологические игры и игрушки. Путник. // школьный психолог. 2005г. № 8
6. Т.И. Магомедова, Л.Н.Канищева. Формирование здорового образа жизни. 5-11 клаасы: классные часы. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Осипук Э. Озеро души. Примерный план проведения мастер-класса по использованию мандалотерапии.// Школьный психолог, №9, 2007
8. Пяткова О. Вечные темы. Тренинговое занятие для учащихся 8-10 классов.// Школьный психолог, № 11, 2007.
9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004.
10. Рогов Е.И. Психология общения.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001.
11. Федоренко Л.Г. Секреты общения. Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2003.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Фактическая | |||
1. | Труд красит человека | 1 | 03.09.12 | |
2. | Человек и его духовные ценности | 1 | 10.09.12 | |
3. | Здоровье – ценность профессионала | 1 | 17.09.12 | |
4-5. | Мир начинается с меня | 2 | 24.09.12 01.10.12 | |
6. | Твои возможности без границ | 1 | 08.10.12 | |
7. | Склонности и интересы в выборе профессии. (диагностическое занятие) | 1 | 15.10.12 | |
8. | Общение в жизни человека | 1 | ||
9. | Общение как взаимодействие | 1 | 22.10.12 | |
10. | Дроги, которые мы выбираем | 1 | ||
11. | К кому приходит успех? | 1 | 29.10.12 | |
12. | Вечные темы | 1 | ||
13-15 | Экскурсии | 3 | 12.11.12 21.01.13 15.04.13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Комментарии
Элективный курс
Ценности персонала-9 класс