Коллективный способ обучения
презентация к уроку по теме
Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnyy_sposob_obucheniya.pptx | 131.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы реформировать школу, поднять её работу на новый качественный уровень, нужно решить проблему, давно поставленную Коменским, и проблему развивающего обучения по Выготскому . Первая проблема - проблема качества, интеллектуального и гражданского развития нашего подрастающего поколения. Она решается только тогда, когда каждый ученик в учебном процессе сможет систематически преподавать, обучать других всему тому, что изучает сам. Вторая проблема — обучение всех учащихся по способностям, в соответствии с зонами ближайшего развития каждого школьника.
Методики работы в парах сменного состава Коллективные учебные занятия не исключают применение других форм и методов (приёмов) учебной работы на уроках и во внеурочное время. Необходимо эффективно использовать в учебном процессе все 4 формы организации обучения: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Методики коллективных учебных занятий 1) Методика взаимных диктантов 2) Методика чтения по М.Г. Булановской 3) Методика работы с карточками 4) Методика взаимообмена заданиями 5) Разучивание текстов и стихотворений 6) Методика А.Г. Ривина
Взаимные диктанты используются в работе пар сменного состава. Учителю необходимо заготовить тексты диктантов. Тексты должны быть небольшими, примерно в 3-4 раза меньше тех, которые в данном классе даёт учитель. Карточек должно быть столько, чтобы их хватило всем ученикам класса на несколько занятий. Тексты диктантов не должны быть лёгкими. Все карточки учитель проверяет и нумерует. Каждый ученик получает одну карточку с одним текстом диктанта, который он должен внимательно прочитать, а иногда по предложению педагога и записать себе в тетрадь. Затем все ученики рассаживаются по парам. Учитель инструктирует, как должна происходить их совместная работа друг с другом. Основное правило: диктовать каждое слово так, как говорится, а не так, как пишется. Учитель объясняет, чтобы диктовали так, как на уроках диктует он. Опыт показывает, что не обязательно сначала читать весь текст диктанта.
Один из учеников спрашивает другого: «Писать или диктовать?» Если партнёр ответил: «Диктовать», то он диктует, а тот, кто спрашивал, пишет. Диктующий каждое предложение читает два раза. Читает негромко, так, чтобы не мешать работе других пар, но чтобы его слышал сосед-партнёр. Диктуют и пишут по очереди. Когда оба диктанта написаны, начинается проверка. Проверяют вместе, сравнивая с тем, как каждое слово и каждое предложение записаны на карточке, проверенной учителем. Если обнаруживаются ошибки, то диктовавший (он же и проверяющий) их не исправляет, а лишь подчёркивает, используя пасту другого цвета. Во время проверки можно работать над ошибками. Проверяющий спрашивает, на какое правило допущена ошибка, как нужно писать данное слово и почему. Если ошибка в слове из словарика, то оно проговаривается по буквам. После того как проверка диктантов закончена и ошибки проработаны не только устно, но и письменно, в тетрадь своего партнёра каждый пишет: «Проверял Сидоров», «Проверяла Иванова». 1. Инструкция учителя. 2. парная работа по взаимной диктовке. 3. Взаимная проверка, работа над ошибками 4. В тетради запись «Проверяла Иванова».
Совместная работа данной пары на этом заканчивается, и каждый из её участников ищет себе нового партнёра. Для этого достаточно высоко поднять руку или встать и посмотреть, кто ещё в классе закончил свою работу. Пересаживаются тихо, не мешая остальным, — об этом учитель должен предупредить заранее. Если это первый или второй класс, то и потренироваться в таком бесшумном пересаживании. После того как диктанты проверены, ученики обмениваются карточками, ищут себе нового напарника, и теперь они диктуют ему тот диктант, который каждый из них писал. Поэтому получается, что с текстом, записанным на карточке, каждый ученик работает дважды: один раз как ученик, который пишет диктант и которого проверяет партнёр, и второй раз уже как учитель, который диктует и затем проверяет своего нового партнёра (ученика). В 1-2-х классах на взаимные диктанты отводится примерно 15-25 и редко 30 минут. В 3-4-х классах и старше времени требуется гораздо больше, а поэтому стали уроки сдваивать: один урок проводилась обычная работа по плановой теме традиционно, а второй урок — взаимные диктанты с подведением итогов.
Методика М.Г. Булановской Что делать, чтобы каждый первоклассник больше читал вслух? Она предложила всем детям принести в школу старые книжки, которые тогда называли «книжки-распашонки». На уроках труда дети под руководством М.Г.Булановской сделали из них больше сотни карточек, на каждой из которых был наклеен текст в 4-8 строчек иногда небольшое стихотворение. На всех карточках были красочные рисунки. На уроке чтения все ученики получили по одной карточке: 30 учеников - 30 карточек с разными текстами и рисунками. Кроме того, множество карточек лежало на столе учителя. Учительница предложила всем ученикам внимательно прочитать свою карточку. Если было что-то непонятно, ученики поднимали руки и Мария Георгиевна подходила и объясняла. Когда каждый прочитал текст по своей карточке, Мария Георгиевна обратилась к классу:
— Поднимите руку те, кто сидит к дверям (справа).Отлично. Молодцы. Теперь поднимите руку те, кто сидит к окнам (слева). Тоже молодцы. Те, кто сидят слева, положите свою карточку на середину стола так, чтобы её было хорошо видно вам и вашему соседу. Все сделали так? Отлично. Те, кто сидит слева, будут читать свою карточку вслух, но негромко, а вполголоса, так, чтобы вас слышал только сосед, и никто больше. Запомните: негромко! Те, кто сидит справа, должны внимательно следить за тем, как читает каждое слово ваш сосед. Когда все карточки были прочитаны, Мария Георгиевна снова обратилась к классу: — Те, кто сидит справа, внимательно слушали и следили за тем, как читает сосед, и затем сами читали вслух по этой карточке. Теперь вы должны положить свою карточку посередине стола и будете читать вслух. Постарайтесь читать правильно, но негромко. Ваш сосед будет следить за вашим чтением и, где нужно, поправлять. Когда все прочитали тексты, Мария Георгиевна предложила всем взять свои карточки и положить их на край стола. Она спросила: — Вам понравилось работать друг с другом? Понравилось всем. — Теперь каждый возьмёт свою карточку и поменяется со своим партнёром.
Ребята обменялись карточками. Каждый из учеников прочитал текст товарища под его контролем, затем каждый нашёл себе нового партнёра. В каждой новой паре первыми начинали читать текст те, кто сидел слева. Когда обе карточки были прочитаны, дети обменялись карточками и нашли себе нового партнёра. Для обмена партнёрами достаточно было высоко поднять руку или просто встать. Работа в новой паре начиналась с вопроса: «Читать или слушать?» Если партнёр отвечал «Читать!», то его сосед внимательно следил за его чтением и, если было нужно, исправлял и требовал прочитать правильно. Через 20-25 минут учительница предложила всем работу закончить. Детям она задала вопросы: — Кто читал хорошо? С кем было работать интересно? Подсчитайте, сколько вы прочитали рассказов. Какой рассказ (какое стихотворение) вам понравилось? —Кому понравились такие занятия? — Чем они понравились?
Методика работы с карточками Парно-коллективные занятия проводились в основном в начальных классах, обычно в 3-4-х классах, реже — во вторых. В первых классах ученики ещё плохо читают и слишком медленно пишут, а в старших классах нужно сдваивать уроки, изменять расписание, объединять уроки с выполнением домашних заданий. Поэтому такие занятия наиболее успешно проходили в школах-интернатах и школах с продлённым днем. Конечно, многое зависело от личных и профессиональных качеств учителей, которым приходилось изменять свой стиль отношений с учениками на демократический, доверительный, хотя и без снижения требований к ним.
При коллективных учебных занятиях главным средством влияния становится стимулирование и поощрение успехов каждого ученика и коллектива в целом. Как можно меньше принуждения. Между учителем и ребятами устанавливаются более близкие и в то же время профессиональные отношения. Педагог при этом учит детей внимательно слушать сверстника, объясняет, какие вопросы нужно ставить друг другу, как лучше изложить новый материал, как заинтересовать соседа, партнёра, научить его внимательно и ответственно относиться к изучаемому материалу, слушать, не перебивая друг друга, терпеливо объяснять.
Карточки по математике приобрели следующую структуру Сначала ставился вопрос, иногда два вопроса по теории: 1. Как найти неизвестное слагаемое? Неизвестный сомножитель? Вычитаемое? Что такое среднее арифметическое? Как найти среднее арифметическое двух, трёх и т.д. чисел? Сформулируй сочетательный закон сложения (умножения). 2. Потом в карточке давалась текстовая задача. 3. Пример для устного или письменного решения.
Карточка 8 .1. 5 Из каких разрядов состоит класс единиц? Класс тысяч? Задача. Ученики посадили 4 ряда яблонь по 12 яблонь в каждом ряду и 2 ряда слив по 18 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев они посадили? Из чисел от 0 до 60 выпиши те, которые делятся на 6. Карточка 3.7.3 Какое окончание в предложном падеже у существительных 1-го и 2-го склонения? Какие предлоги употребляются с предложным падежом? Диктант. Лосиха с лосёнком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи. Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков. Запиши слова: берег, берёза, беседа, библиотека, билет.
Работа по карточкам должна обеспечить усвоение программного материала и поддерживать, усиливать интерес к изучаемому предмету. Возьмём работу двух учеников 3-го класса по математике. В начале учебного года изучается тема «Нумерация». По этой теме заготавливается достаточное и даже с избытком количество карточек, охватывающих весь программный материал. В основном это задачи и упражнения. У каждого ученика своя карточка, которую он уже проработал и был проверен учителем или учеником, проработавшим эту карточку. Один из участников пары в начале встречи обращается к другому: «Спрашивать или отвечать?» — и после ответа между ними начинается диалог: 1-й ученик. Из каких разрядов состоит класс единиц? 2-й ученик. Класс единиц состоит из единиц, десятков и сотен. 1-й ученик. Из каких разрядов состоит класс тысяч? 2-й ученик. Класс тысяч состоит из единиц тысяч, десятков тысяч и сотен тысяч. 1-й ученик. Прочитай задачу. 2-й ученик (читает). 1-й ученик. Что в задаче дано (известно)? Второй ученик последовательно отвечает на те вопросы, которые уже на общеклассных занятиях рассматривали и даже каждый записал в тетрадь:
Второй ученик последовательно отвечает на те вопросы, которые уже на общеклассных занятиях рассматривали и даже каждый записал в тетрадь: Что в задаче дано (известно)? Что в задаче спрашивается (какой вопрос задачи?)? Можно ли задачу решить одним действием? Почему нельзя решить одним действием? Что для этого нужно знать? Что ты узнаёшь в первом действии? Во втором действии? В третьем действии? Задача решена? Каков ответ задачи? Как проверить правильность решения? Что для этого нужно сделать? Когда задача решена и проверена, оба ученика переходят к третьему заданию, которое сначала выполняется только устно. После того как работа по данной карточке закончена, ученики приступают к работе по карточке партнёра. Если же в карточке дана текстовая задача, а по третьему заданию нужны письменные решения, то сначала ученики разбирают, как решить задачу одного партнёра, и затем то же самое проделывают по карточке другого партнёра. Записи по решению задач они делают одновременно. Совместная работа заканчивается взаимопроверкой записей. Обмениваются карточками и каждый ищет себе нового партнёра. Таким образом, задания прорабатываются дважды: один раз каждый выполняет их как ученик, второй раз — как учитель, преподаватель. Аналогичная работа проделывается на коллективных занятиях при изучении по карточкам русского языка. Новый материал учитель даёт как обычно, как везде — для учеников всего класса одновременно. Чтобы выделить время для коллективных занятий, изложение нового материала учитель уплотняет, в основном даёт блоками.
Методика взаимообмена заданиями (М.А. Мкртчян) Эта методика предназначается для отработки навыков выполнения стандартных, типовых заданий. Действия учителя относятся прежде всего к подготовке дидактического материала, «запуска» взаимообмена заданиями, координации взаимодействия учащихся, учёта и контроля работы школьников. Действия учеников определены алгоритмом методики. Если по методике «Взаимообмен заданиями» изучается материал по программе всего года обучения, то он разбивается на разделы с учётом того, что: в каждом разделе количество карточек от 6 до 10; разные карточки одного раздела состоят из упражнений, отрабатывающих разные правописные навыки; на каждой карточке — законченные задания. Предположим, 6 учеников приступают к выполнению заданий по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием». Составляются карточки Kl , K 2, КЗ, К4, К5, К6. В каждой карточке подобраны задания на отработку правописаний корней с чередующимися гласными, но в разных карточках — разные орфограммы. В К1 — упражнения на отработку орфограммы «Корни с чередованием, управляемые суффиксом -а-», в К2 — «Корни с чередованием, управляемые ударением», в КЗ — «Корни с чередованием, управляемые согласными», в К4 — «Корни с чередованием, управляемые смыслом», в К5 — «Корни с чередованием, управляемые полногласием-неполногласием», в Кб представлены все случаи орфограммы «Корни с чередованием».
К № Корни с чередованием, управляемые суффиксом –а- Повтори и расскажи правило. 2. Вставь пропущенные буквы и обозначь орфограмму. Образец: полагать – положение (а / о) Бл …стать, прик … снуться , предл …гать, заж …гать. А) Прил… гаемые усилия, легкое прик … сновение , предл … гаемые варианты, к… сание сетки, к… снуться рукой. Б) К…суля, к…сой, к… сматый , вк …сую, к…сынка К № ключ Корни с чередованием, управляемые суффиксом –а- Блистать, прикоснуться, предлагать, зажигать. А) Прилагаемые усилия, легкое прикосновение, предлагаемые варианты, касание сетки, коснуться рукой. Б) Кос / ул / я, кос / ой - косо, косм / ат / ый – космы, в / кос / ую - вкось, косынк / а – косо (в данных словах безударные гласные, проверяемые ударением). Каждая карточка состоит из двух частей: первая часть — задание для ввода, оно же для взаимообмена, вторая — задание для самостоятельной работы, оно же для взаимоконтроля.
К № Корни с чередованием , управляемые ударением 3. Повтори и расскажи правило. 4. Вставь пропущенные буквы и обозначь орфограмму. Образец: загореть – загар; заря – зорька (а / о) З… рница , дог…рать, г… релые , оз… рение . А) тв … рение , уг … рный , перег … реть , возг … рание , проск … нять , з … ренька , оз… ряться , приг … реть , сг … реть , заг … релый , оз … рить . Б) г… ремыка , г … ревать , г …речь, г… рняк . К № ключ Корни с чередованием, управляемые ударением Зарница, догорать , горелые , озарение . А) творение , угарный , перегореть , возгорание , просклонять , зоренька , озаряться , пригореть , сгореть , загорелый , озарить . Б) горемыка , горевать , горечь , горняк .
Карточки, представленные в данном блоке, предназначены для закрепления орфографических навыков после изучения правил всего блока. Другие карточки можно использовать для отработки навыков правописания слов после знакомства учащихся с отдельными правилами. Всего по курсу русского языка 5-го класса в учебном пособии дано 8 блоков, что включает весь программный материал 5-го класса.
к1 к2 к3 к4 к5 к6 Петров * Иванов * Озеров * Степанов * Попов * Кузнецов *
Все шесть карточек распределяются между учениками и ставится точка напротив фамилии каждого ученика. Из таблицы видно, что Петрову выдана карточка 1 (К1), Иванову — К2, Озерову — КЗ и т.д. Далее начинается так называемый «запуск» темы. Каждый ученик прорабатывает задания своей карточки, и его проверяет учитель по первой части карточки. Задания второй части карточки ученик выполняет самостоятельно и затем проверяется у преподавателя. После этого в таблицу учёта ему ставится знак «+» вместо точки. Петров проработал карточку 1 (К1), Озеров — КЗ, Степанов — К4, Иванов и Кузнецов продолжают работать соответственно над К2 и Кб. «Запуск» темы считается законченным, если каждое задание (карточка) проработано и проверено хотя бы одним учеником. Чтобы выполнить остальные задания, каждый ученик работает по очереди с каждым — в парах и при этом обмениваются заданиями. Как происходит обмен заданиями в парах?
Алгоритм работы для учащихся 1.Получи карточку и поставь точку в листке учёта. 2.Выслушай объяснение преподавателя по заданию первой части карточки. Сделай записи в свою тетрадь под его наблюдением. Научись сам объяснять это задание. 3.Самостоятельно выполни аналогичное задание по второй части карточки под буквой а. Правильность выполнения проверь у преподавателя. В листке учёта вместо точки поставь «-Ь>. 4.Найди партнёра в своей малой группе. Объясни ему задание первой части своей карточки. 5.Проследи, как он делает записи в свою тетрадь и одновременно комментирует правописание слов. При необходимости поправляй его, отвечай на вопросы. Убедись, что он задание понял. 6.Выслушай объяснения партнёра по первой части его карточки. Сделай записи в свою тетрадь, попутно комментируй правописание слов. 7.Обменяйтесь карточками, и каждый самостоятельно выполните второе задание новой карточки под буквой а. 8.Сверьте второе задание: а)если выполнено верно, то поблагодарите друг друга и ищите нового партнёра в своей малой группе; б)если есть ошибки, исправьте и объясните их. 9.Поставь «+» в листке учёта напротив своей фамилии в графе с номером карточки, задание которой тебе передал партнёр. 10.Найди нового партнёра и работай с ним, начиная с п. 4, 11.Если окажется, что вы с кем-либо из партнёров пропустили ошибку и это обнаружилось при работе в следующих парах, то выполни задание правильно и скажи об этой ошибке тому, с кем вы её не обнаружили.
Что делать с карточкой, по которой выполнялись задания? Обмениваться лишь заданиями или карточками тоже? Ученик, проработавший, например, карточку К1 (Петров), обходит учеников своей малой группы и по очереди работает с каждым. В результате обмена заданиями он знакомится и прорабатывает К2, КЗ, К4, К5 и К6, но при этом он и его партнёры только обмениваются заданиями, а карточка (К1) остаётся у него до конца учебного занятия (до завершения изучения блока), т.е. обмена карточками не происходит. Если же учитель рекомендует не только обмениваться заданиями, но и карточками, проверяя друг друга, то при этом каждый участник занятий прорабатывает все карточки K 1, K 2, КЗ, К4, К5 и К6, обмениваясь ими при каждой встрече. Каждую карточку, таким образом, каждый участник занятий прорабатывает как минимум два раза: первый раз — выполняя функции ученика, а второй раз — учителя, обучающего и проверяющего своего партнёра. В первом случае ученик со своей карточкой, например К5, обходит всех своих партнёров по данному блоку, давая объяснения по первому заданию и проверяя самостоятельное выполнение второго задания. Во втором случае ученик после обмена заданиями и карточками даёт комментарии каждому новому партнёру уже не по К5, а по той карточке, которую он получил от предыдущего партнёра. На практике используются оба варианта. Но вернёмся к «запуску».
к1 к2 к3 к4 к5 к6 Петров + + * Иванов + * Озеров + * Степанов * + + Попов * + + Кузнецов * +
Из таблицы видно, кто какие карточки уже проработал и был проверен. Петров проработал К1 и КЗ и в данный момент выполняет задания по К5, Иванов выполнил задания и проверен по К2, прорабатывает К6. Озеров уже справился с заданиями К1 и КЗ, выполняет К4 и т.д. По таблице легко определить, у кого можно получить помощь по той или иной прорабатываемой карточке. Например, Попов в данный момент выполняет задания по K 1. K 1 проработали и были проверены Петров и Озеров, они и могут оказать ему помощь, а также его проверить. В свою очередь Попов уже выполнил задания по К4 и К5 и был проверен. Следовательно, по К4 и К5 к нему могут обращаться за помощью и проверкой все те, кто эти карточки прорабатывает или с ними будет работать.
Разучивание текстов и стихотворений Если нужно выучить наизусть какой-то текст (на родном или неродном языке), то используется примерно одна и та же простая методика, дающая, как показал опыт педагогов, работающих в начальных и в старших классах, а также в вузах и ссузах , почти всегда самые высокие результаты. Предположим, класс (группа) должен выучить наизусть стихотворение или какой-то текст в прозе. На общеклассных занятиях учитель зачитывает этот текст. Вместе с учениками разбирается, анализируется содержание, используемые автором художественные средства, выясняется основная идея, цель, терминология. Такого разбора текста, прозаического или стихотворного, может и не быть. Ученики во многих случаях могут приступать к заучиванию текстов и без предварительной работы с учителем. Итак, каждый ученик имеет на руках текст и его нужно выучить наизусть. Каждый читает текст про себя и разбивает его на части по 3-4-5 или 6 строчек. Для облегчения работы учащихся это может сделать и учитель. Если изучается один и тот же текст, то желательно, чтобы выделенные части были у всех одинаковыми.
После того как каждый ученик прочитал весь текст, разобрался в содержании, уточнил значение терминов и выражений, которые могли вызвать у него затруднения, участники занятия приступают к совместной работе. Один из них читает первое предложение и каждый по очереди его воспроизводит вслух. Если предложение большое, то его делят на части. Когда каждый из работающей пары добивается чёткого и правильного воспроизведения, приступают к другому предложению. Обычно выделенная часть для заучивания состоит из двух-трёх предложений. Когда каждый из участников пары может свободно и правильно воспроизвести дословно весь выделенный текст (а это примерно 3-5 и максимум 6 строчек), пара распадается. Каждый себе находит нового партнёра. Начинают с того, что по очереди воспроизводят выученную часть текста. Часто обнаруживается, что с предыдущим партнёром текст ещё не был изучен и требуется доработка. Это в порядке вещей. При такой методике главное — повторение и дословное воспроизведение. Понимание текста, сознательность его усвоения обеспечиваются в процессе общеклассного разбора (анализа) или во время работы в первой паре. При работе со вторым партнёром воспроизводится и доучивается первая часть текста и разучивается вторая часть.
С третьим партнёром воспроизводятся первые две части, если нужно, они доучиваются, и идёт работа по третьей части текста. Разумеется, при этом используются всевозможные приёмы: каждое предложение делится на части, уточняется смысл каждого слова, воспроизводят и произносят вслух разные части текста и предложений, показывают друг другу первые буквы, которыми начинается новая строчка, выделяют ключевые слова и т.д.
Если весь текст разделён на 5 или 6 частей, то при новых встречах каждый воспроизводит то, что было изучено и выучено раньше, и прорабатывается новая порция текста. С каждым новым партнёром — порция текста. Когда весь текст изучен по частям и ученик научился его воспроизводить полностью или почти полностью без подсказки партнёра и не заглядывая в книгу (или тетрадь), где он изложен, то на следующих, заключительных встречах (одной или двух) текст воспроизводится полностью. Практикуются также выступления (чтение текста вслух наизусть) перед малой группой и даже перед всем классом. Обычно перед таким выступлением ученики хотят поработать с текстом индивидуально, самостоятельно, без партнёра, так как им хочется сосредоточиться и себя проверить, убедиться в том, что они хорошо подготовились. Иногда ребята просят учителя их проверить.
Если разучивается стихотворение, то оно, как правило, уже разбито на части, куплеты, четырёхстишья . Принцип проработки, разучивания один и тот же: после тщательного разбора, анализа текста по содержанию и рассмотрения его художественных достоинств и особенностей стихотворение разучивают по частям, выучивается наизусть новая часть (примерно четыре строчки) и воспроизводится то, что было выучено наизусть с предыдущими партнёрами. После того как выучены наизусть последние строчки стихотворения, начинается самостоятельная работа над всем текстом от начала и до конца и затем выступления перед малой группой и классом. Над выразительностью чтения работают при всех встречах, с каждым партнёром, но особенно в последних парах, когда каждый готовится выступать перед малой группой или перед классом.
Методика А.Г. Ривина А.Г. Ривин при изучении математики в парах сменного состава использовал главным образом карточки и решебники . Содержание учебников, задачи и их решения, теоремы и их доказательства переносились на карточки и в опыте студентов. Диапазон её применения довольно обширный: от начальных классов и включая студентов высшей школы.
В начале четвёртой четверти в московской школе-интернате № 13 В.К.Дьяченко и В.Д. Моргунова ввели методику А.Г.Ривина для проработки и изучения текстов на уроках чтения во 2-м классе. По программе предстояло изучение темы «Весна». Предварительно мы подобрали рассказы и небольшие статьи об этом времени года: Г. Скребицкого «На пороге весны», М. Пришвина «Остров спасения», «Дом на колёсах», «Ребята и утята», «Земля показалась», Мантейфеля «Трудная зимовка», «Лесной хор» и многие другие. Вот некоторые названия для ориентации нашего читателя: «Лоси», «Сосулька», «Весна», «Светлая капель», «Дедушка Мазай и зайцы», «Игры и пляски», «Прилёт зябликов», «Цветут берёзки», «Петрусь в лесу», «Ранней весной», «Этажи леса», «Лебеди», «Три весны» и т.д. В классе было 30 учеников. Рассказов и статей нужно было заготовить достаточно, с запасом. Рассказы и статьи по величине были разные: от одной страницы (и даже меньше) до четырёх.
На общеклассных занятиях учительница В.Д. Моргунова на протяжении почти всей третьей четверти обучала детей составлять план по изучаемым статьям и рассказам. Что значит проработать статью или рассказ, подготовиться к письменному или устному изложению? Прежде всего нужно рассказ или статью прочитать, разобраться в содержании текста, выяснить непонятные слова и выражения, уметь разбить текст на логически законченные части, придумать к каждой части соответствующее содержанию заглавие. Для этого нередко нужно найти ключевые слова. Когда план готов и основная идея рассказа или статьи понятна, нужно научиться последовательно, пункт за пунктом, ничего не пропуская, изложить всё содержание статьи или рассказа. Но очень часто нет необходимости всё излагать с подробностями, достаточно изложить лишь главное, основное, в виде аннотации. Поэтому учеников уже на общеклассных занятиях готовили давать полное, развёрнутое изложение и изложение «свёрнутое», сокращённое, ограничиваясь только формулировками и пересказом основных мыслей, не вдаваясь в детали.
Важнейшая часть методики А.Г.Ривина — «запуск», начало. Как это происходит и когда? Обычно во внеурочное время. Каждый ученик получает свой текст статьи или рассказа. Статьи и рассказы разные, хотя дублирование не исключается. В тетради ученик пишет только дату и название статьи. Если запись плана ведётся на отдельном листочке, то пишут дату, фамилию и название статьи или рассказа. Это он, владелец темы, записывает сам. Все остальные записи в его тетради (или на листке) будут делать другие участники учебного занятия. Начало «запуска». Я приглашаю одного ученика. У него своя статья и у меня своя. Предположим, начинаем с его статьи. Дата и название статьи в тетради у него записаны. Предварительного чтения статьи в целом не требуется. Так как хозяин статьи — мой партнёр, то я беру его книгу (статью) и читаю первый абзац. Это примерно 5-11 строчек, представляющих собой по содержанию нечто законченное. Дальше мы обсуждаем: «О чём здесь говорится?» Каждый из нас воспроизводит содержание прочитанного. Обычно это делается по частям, по отдельным предложениям, отдельным выражениям и мыслям. Второй вопрос возникает сам по себе: «Какое мы дадим заглавие?» После обсуждения находим подходящее заглавие, которое я записываю в тетрадь хозяина статьи. Его тетрадь и книга откладываются в сторону.
Приступаем к проработке моей статьи. Книга должна лежать на середине стола, свою тетрадь я передаю собеседнику. Предлагаю ему читать. Он читает первый абзац текста моей статьи, и дальше мы сначала воспроизводим содержание прочитанного, уточняем и выясняем значение новых слов и выражений, и после обсуждения мой сосед пишет в мою тетрадь первое заглавие. Наша работа в паре на этом заканчивается. Каждый из нас забирает свою статью и тетрадь. Мы тут же находим себе нового партнёра. Первая «встреча» закончена. Работа со вторым партнёром. Назовём её «вторая встреча» По рекомендации А.Г. Ривина работа пары начинается с вопроса: «Слушать или рассказывать?» Если партнёр сказал «Слушать!», то я вручаю ему свою тетрадь и кладу на середину стола (парты) свою книгу (статью). Я могу сразу приступать к изложению того абзаца, который уже проработал с предыдущим партнёром, предварительно сообщив при этом название статьи (рассказа) и его автора. Но наш опыт подсказал нам, что диалог между партнёрами в паре идёт продуктивнее, если слушающий находится в активной позиции. А это происходит тогда, когда по моей тетради он зачитывает первый пункт плана и таким образом требует от меня, чтобы я ему сообщил содержание проработанною с моим первым партнёром абзаца.
Книга лежит перед нами открытой, и, если нужно для полноты и точности, я могу отдельные места тут же прочесть. Когда первый абзац я изложил, мы приступаем ко второму абзацу. Один из нас читает, второй слушает. Предпочтительнее, если читает не хозяин статьи, хотя принципиального значения это не имеет. Затем начинается воспроизведение и обсуждение: «О чём говорится в этом абзаце (в этом отрывке статьи)?», «Как мы его озаглавим?» Заглавие, то есть второй пункт плана, в мою тетрадь записывает мой новый партнёр. После этого он отдаёт мне мою статью (книгу) и тетрадь. Приступаем к работе над его текстом. Я читаю заглавие его статьи и первый пункт плана. При этом он не просто рассказывает, сообщает мне содержание проработанного с предыдущим партнёром абзаца, а отвечает на мой вопрос, что значительно повышает моё внимание и интерес к его рассказу. Затем идёт чтение, воспроизведение и обсуждение очередного абзаца и заканчивается тем, что после согласования я записываю пункт плана в тетрадь своего собеседника. Наша работа с ним на данный момент заканчивается, и каждый из нас находит себе нового партнёра.
Третья встреча начинается с вопроса: «Слушать или рассказывать?» А иногда ученики сразу же обмениваются тетрадями и книгами. Если мой новый партнёр сказал, что он будет слушать, то я свою книгу кладу на середину стола (парты) и он по моей тетради начинает меня спрашивать о том, что мы проработали с двумя предыдущими партнёрами. Моя задача при этом состоит в том, чтобы наиболее полно и точно изложить содержание уже проработанных мной абзацев статьи. Берём очередной абзац, читаем, воспроизводим его содержание, обсуждаем, формулируем соответствующее заглавие, обычно при этом спорим, иногда перечитываем абзац снова и снова, и в конце концов после согласования он записывает новое заглавие в мою тетрадь. Такая же процедура происходит и с его статьёй.
Совместная работа с четвёртым, пятым и дальнейшими партнёрами идёт по тому же алгоритму: обмениваемся тетрадями и книгами, один из участников парной работы зачитывает пункт за пунктом заглавия плана, а второй (владелец темы) излагает то, что он уже проработал с предыдущими партнёрами; читают и обсуждают следующий абзац, озаглавливают, записывают друг другу в тетрадь выработанное совместными усилиями очередное заглавие, благодарят друг друга и расходятся, чтобы с новым партнёром ещё раз всё воспроизвести и сделать ещё один шаг вперёд в проработке своей статьи и статьи каждого нового партнёра. Со временем каждый из учеников более чётко и более уверенно начинает работать, всё реже и реже обращаясь с вопросами к учителю.
Если сначала ученики подробнейшим образом излагали то, что проработали с первым или вторым партнёром, то в дальнейшем ребята излагают проработанный материал более уверенно и в свёрнутом виде. Мы обратили внимание на то, что, если в классе 30 учеников, нет необходимости каждому из них давать разные тексты. Здесь обнаружилась определённая закономерность. В начальных классах статьи и рассказы, прорабатываемые на коллективных занятиях, сравнительно небольшие и их изучение (проработка) укладывается примерно в 1-2 и в редких случаях в 3-4 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.
Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....
Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "
Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...
Коллективный способ обучения на уроках биологии.
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и ко...
Коллективный способ обучения как средство активизации позна-вательного интереса учащихся на уроках иностранного языка
В данной статье рассматривается способ повышения интереса учащихся к изучению английского языка в процессе коллективной роботы. Кроме того, приводятся п...
Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...
"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"
« … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, с...
Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка
1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...