Обучение слабоуспевающих школьников
статья (7 класс) по теме

Организация обучения слабоуспевающих школьников. Несколько советов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации обучения слабоуспевающих школьников.

  Обучение в математике выполняет три основные функции : образовательную, воспитательную, развивающую. На каждом уроке у  учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. У каждого обучающегося откладывается свое отношение к предмету.

  В своей работе необходимо учитывать недостатки мышления слабоуспевающих детей, их низкую работоспособность и слабую волю и, разумеется , следствия этих причин – отсутствие навыков учебной деятельности и узкий кругозор. Конечно, необходимо учитывать и возрастные особенности обучающихся.

Каждый ученик отличается способностью к учению, имеющейся системой знаний , сложившимися мотивами учений и волей.

1.У одних учеников отсутствует интерес ко всякой познавательной деятельности , они имеют узкий умственный кругозор , учатся только из желания избежать неприятности, не желают прилагать волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности. Отсюда следует отсутствие самостоятельности , сознательного отношения к предмету.

2.Другие проявляют интерес к занимательной стороне  учебного материала, но без желания проникают в сущность изучаемого явления, имеют узкий кругозор, мотивы учения лежат вне учебной деятельности  -  они учатся для родителей, а не для себя и поэтому проявляют слабые волевые усилия при изучении математики, самостоятельность их требует побуждение и контроля со стороны учителя.

3.Третьи проявляют интерес к предмету, но не умеют проникнуть в сущность явления, их умственный кругозор  расширяется за счет интереса, мотивы учения так же лежат вне учебной деятельности  - это осознание нужности знаний  по предмету. Ученики прилагают определенные волевые усилия для изучения математики, преодоления трудностей в изучении математики , но все таки их самостоятельность проявляется только при наличии интереса к изучаемому предмету.

4. У четвертых появился интерес к сущности изучаемого явления, т.е. познавательный  интерес, их кругозор расширился до нормального для данного возраста уровня , в основе мотивов учения лежит интерес к самому предмету, ученики прилагают волевые усилия для овладения методами изучения математики, обнаруживая при этом стремление к  полной самостоятельности как на уроке , так и на внеклассных мероприятиях.

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. 

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Для поддержания прочного усвоения знаний и поддержания необходимого уровня развития

1.Формирование у детей умений взаимоконтроля, взаимопроверки и самооценки знаний. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и самоконтроля.  Созданная на уроке ситуация успеха и эмоционального благополучия стимулирует мотивацию каждого ребенка к обучению, готовит ученика спокойно принимать оценку учителя , проанализировав вместе с ним ошибки наметив пути их исправления(коррекция знаний)

2. Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чем”, оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа. В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

3. Ребенка необходимо научить: работать  с учебником, со справочными материалами. Для этого необходимо: 1) знакомить с учебником, 2) каждый раз, давая задания , учитель  «сообща» с учениками решает , что в нем подлежит заучиванию дословно, что для передачи своими мыслями, своими словами, а какой  материал не следует заучивать – достаточно прочитать; 3) работать над терминами учащихся устной и письменной речи, например, записывая определение, разобрать по частям речи, выбрать главные и назвать зависимые слова, главное подчеркнуть, отметить окончание, поставить ударение, заглянуть в словарь(дома). Осторожно использовать термин-замену: «дискриминант» - «различитель» и т.д.

4. На каком-либо конкретном занятии учащиеся самостоятельно изучают отдельные параграфы учебника и составляют краткий конспект этого параграфа. Перед ними стоит задача – пересказать или пояснить прочитанное, выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести.… В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

5.Актуализация опорных знаний. Но чаще всего у таких учащихся нет нужных опорных знаний, необходимы дополнительные занятия,  предваряющие изучение  новой  темы. Или уделить  на  АОЗ больше времени для таких детей (дифференцируемый подход).

6. Различные виды самостоятельных работ с использованием ИКТ. Выполнение заданий по образцу, с использованием алгоритма. Закончить решение, . Решение заданий с указаниями, подсказками.  Пошаговые инструкции.

7 С помощью тестов «Слышу, вижу , чувствую» определите ведущий канал восприятия информации вашими учениками. Визуалы ? Аудиалы? Кинестетики? Визуалы, аудиалы, кинестетики.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

- На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).

- От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

- Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

- Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

На что обязательно обращают внимание?

- Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

- Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
- Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

- Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

- Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. 

                             ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

        1.Ведущий канал восприятия.psycabi.nettesty/289-test-audial-vizual…s…

 2 .Развитие ключевых компетенций. Антонова А.Н..Эл. адрес: festival@1septeber.ru    

3.Причины снижения успеваемости   nytva.taba.ruNP…Razvitiena_urokah_matemmatiki…AN…

       4. Визуалы, аудиалы, кинестетики. mamanur.rupubl/26-1-0-157 . Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с.

      5. Венгер, А.Л. Психологическое обследование школьников  /А.Л. Венгер, А.Г.

       6. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис.  / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников

Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив  ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...

Видео уроки и презентации программ обучения для школьников по техническим дисциплинам. Архив 2010 года

Для школьников. Компьютерные курсы с нуля для начинающих , школьников. Программирование на языках C++ C# OpenGL. Трехмерное компьютерное моделирование. Обучение компьютерному черчению. Санкт-Пет...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.

основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....

Статья "Типы наглядности и их учет в обучении младших школьников родителями и педагогами"

Одним из направлений моего диссертиционного исследования является изучение типов восприятия учащихся. Собранные данные о ведущих и взаимодополняющих типах восприятия позволяют строить процесс обучения...

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся

Опыт: "Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся"...

Индивидуальная траектория обучения слабоуспевающих детей на уроках математики.

Новый тип образования предполагает совершенствование образовательного процесса как педагогической и психологической поддержки индивидуального становления учащегося в зависимости от его интересов и воз...