Статья "Типы наглядности и их учет в обучении младших школьников родителями и педагогами"
статья по теме
Одним из направлений моего диссертиционного исследования является изучение типов восприятия учащихся. Собранные данные о ведущих и взаимодополняющих типах восприятия позволяют строить процесс обучения младших школьников с учтом индивидуальных особенностей детей, что соответствует ФГОС Нового поколения. Данная статья поможет не только строить обучение корректно по отношению к детям с разными модальностями, но выбирать разные формы и методы общения с ними.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бычкова Юлия Сергеевна
Типы восприятия и их учет в обучении младших школьников педагогами и родителями.
Когда вы ясным зимним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Падающие снежинки, пороша на деревьях, улыбающиеся лица прохожих? Или, может, радостное чириканье воробьев и рев проезжающих машин? А, может, вы сразу почувствуете теплые лучи зимнего солнца и порыв ветра, взметнувший края вашей одежды? Не случайно объектом вашего внимания в первую очередь станут телесные ощущения, звуки или зрительные образы.
Информацию об окружающем мире мы получаем посредством ощущений, которые возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Как известно, этих чувств у нас пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные. В отличие от ощущений, которые находятся в нас самих, воспринимаемые образы предметов локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. (Р.С.Немов «Психология», М.1999г.).
Процесс восприятия помогает нам объединять отдельные свойства предметов в целостный образ. Конечно, этот образ складывается в результате взаимодействия, скоординированной работы сразу нескольких анализаторов. Например, при виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусовые, обонятельные и осязательные впечатления. Тем не менее, один из анализаторов получает наиболее значимые признаки о свойствах воспринимаемого объекта, перерабатывает больше информации. В зависимости от этого различают и виды восприятия: зрительное, слуховое и осязательное восприятие.
В семидесятых годах Лорен Брэдвей также обратила внимание на наличие у детей индивидуальных особенностей усвоения информации и отметила влияние этих особенностей на способность к обучению. Она также пришла к выводу, что ведущий способ познания является врожденной особенностью человека. Русский ученый И. П. Павлов также утверждал о врожденности ведущего способа познания. В зависимости от того, каким образом дети предпочитают усваивать информацию – глазами, ушами или посредством осязания и движений, Л.Брэдвей предложила употреблять такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель». Мы также будем придерживаться этой терминологии, а ведущий способ познания будем называть зрительным, слуховым и деятельностным или кинестетическим.
В случае раннего определения ведущего способа познания ребенка у родителей и педагогов появляется возможность во время игр, общения и занятий с ребенком привить ему недостающие навыки и развить имеющиеся. Вы спросите, зачем все это нужно – ну и пусть себе познает мир как ему удобнее! Однако для ребенка очень важно достичь определенного баланса в способах познания, поскольку вся наша жизнь и в частности обучение в школе апеллируют сразу ко всем органам чувств ребенка. Речь учителя и работа со звуком рассчитаны на слуховое восприятие, цифровой ряд, чтение – на зрительное, так что ребенок, вынужденный получать информацию преимущественно одним способом, неизбежно отстает в своем развитии от сверстника, у которого активно задействованы все способы познания. Б.А.Хилл считает, что существует определенная связь между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками – теми, что позволяют визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить полученную информацию, - и успешной учебой ребенка в школе.
Следует отметить, что речь не идет о том, что какой-то из способов познания правильный или неправильный. Разумеется, не следует развивать какой-то один тип познания, игнорируя остальные. Способы познания не всегда однозначно выражены и часто встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель. В этом случае, по нашему мнению, зрительный и деятельностный способ восприятия новой информации могут менять свою приоритетность в зависимости от внешних влияний, но все равно остаются ведущими на протяжении всей жизни человека.
Дошкольный возраст.
Как известно, у ребенка в возрасте от 4 до 7 лет ведущим видом деятельности, в процессе которого и происходит познание окружающего мира, является игра. Следовательно, большую часть информации о ведущем способе восприятия ребенка мы можем почерпнуть из наблюдений за его игрой, общением, детскими эмоциями.
«Зритель» (визуал) В игре предпочитает красочные игрушки, плюшевых зверюшек, конструкторы, мозаики, книжки с картинками, рисование красками, наборы детской посуды, солдатиков и т.п.
В своей речи использует очень короткие предложения, иногда говорит не понятно.
Выражает свои эмоции при помощи мимики. Про визуалов говорят « все на лице написано.
«Слушатель» (аудиал) обожает, когда ему читают, с удовольствием слушает кассеты и диски с музыкой и сказками, игрушки предпочитает звучащие или с «шумовыми эффектами» - музыкальные инструменты, детский радио-микрофон, пистолет, «мобильный телефон».
Что касается общения, аудиал очень любит поговорить, речь его удивительно чистая.
Выражает свои эмоции с помощью с помощью интонации и словесных описаний.
«Деятель» (кинестетик) больше всего любит подвижные игры, лазить на шведской стенке, бегать, гулять на улице, кататься с горки или на качелях, играть с мячом, кататься на роликах, санках, самокате или велосипеде.
В общении кинестетик больше полагается на неречевые способы общения.
Выражает свои эмоции с помощью жестов и движений.
В результате наблюдения за игрой педагоги и родители детей предшкольного возраста будут иметь представление о ведущем и компенсирующем типе восприятия.
Школьный возраст.
Чтобы определить тип восприятия учителю поможет педагогическое наблюдение за жестами, движениями глаз, речью ученика, его поведением на перемене. Владея информацией о ведущем типе восприятия, учитель грамотно построит образовательный процесс с учетом следующих рекомендаций.
Визуал.
Этот ребенок спокоен на уроке, внимательно слушает учителя, добросовестно списывает задания в дневник и выполняет их, активен во время дискуссий. Не увлекается шумом. Помнит все, что видел. Лучше задание прочитает сам, чем послушает других. Не приступит к работе, пока не заглянет в учебник. В тетради работает аккуратно, довольно опрятно. Говорит понятно, четко.
Его глаза направлены вверх. Вниз обращены глаза при выражении чувств и переживаний.
Вероятностные характеристики визуалов (Н.И.Хромов):
* мыслят в картинках
* создают зрительные образы
* чувствуют форму
* используют метафору
Обучая визуалов, учителю необходимо опираться на зрительный сигнал.
Учителю рекомендуется
* использовать зрительную наглядность: картинки, схемы, символы, жесты, мимику,
* делать цветные пометки,
* использовать компьютер в процессе обучения, интерактивную доску,
* использовать графику, живопись, скульптуру в разных предметах обучения,
* использовать пантомиму.
Аудиал.
Этот ученик легко отвлекается на уроках. Говорит лучше, чем пишет. Разговаривает всегда, на прогулке, во время письма. Помнит все, о чем говорил. Информацию воспринимает на слух. Предпочтет читать вслух. В речи не жестикулирует. Говорит с собой. Хорошо различает звуки. Повторит слово в слово услышанное. Любит музыку. Ему труднее дается математика и письмо (при письме использует фонетический подход и поэтому пишет неправильно). Не начинает работать, пока не проговорит задание. Может долго говорить сам, но и является хорошим собеседником.
Его глаза смотрят по горизонтали.
Вероятностные характеристики аудиалов:
- чувствуют тон, тембр, ритм,
- эмоциональны к музыке,
- воспринимают сложные музыкальные формы,
- может быть высокодуховным человеком.
Обучая аудиалов, учителю необходимо задействовать слуховой анализатор.
Учителю рекомендуется
* использовать в процессе обучения музыку, песни, разные тембры голоса,
* обеспечивать музыкальное сопровождение при изучении разных дисциплин,
* использовать звуковое сопровождение при работе на компьютере.
Кинестетик (деятель).
Такой ученик реагирует на тактильные поощрения, при этом часто сам прикасается к людям. В разговоре стоит близко к собеседнику. Одежда у него удобная. Физически ориентирован, много двигается. Для него характерно раннее мышечное развитие. Учится, делая, запоминает, проходя через опыт. Читая, указывает. У него много жестов. Иногда опущен вниз подбородок (у внутренних кинестетиков). Вспоминает общие впечатления от пережитого опыта. Говорит медленно, с длинными паузами. Мало использует жесты. В разговоре лаконичен, тактичен, использует слова, описывающие действия, отсчитывает внутренний ритм. Любит книги с активным сюжетом. Читает вслух. Пишет с нажимом, толсто и не так хорошо, чем аудиалы и визуалы. Помнит то, что сделано. Сильная интуиция, но слабость в деталях.
Глаза кинестета направлены вниз.
Вероятностные способности:
- хорощо контролирует свое тело,
- умело общается с предметами,
- хорошо чувствует ритм,
- быстрая реакция,
- хорошие рефлексы,
- лучше учится двигаясь,
- увлекается активными видами спорта,
- прикасается к объектам,
- действует,
- хорошие навыки к ремеслам,
- использует инструменты,
- запоминает, что сделано,
- быстро адаптируется к условиям внешней среды,
- во время прослушивания играет с предметами,
- долго не может сидеть без движения,
- техническое мышление.
Обучая кинестетиков, учителю необходимо использовать
- физические упражнения, танцы, движения в обучении,
- инструменты, драму, ролевые игры,
- экскурсии,
- частые физ. минутки,
- раздаточный материал,
- работу с мелом или активные задания на интерактивной доске.
Зная способы восприятия учащихся, учителю удастся выбрать индивидуальный стиль обучения каждого ребенка, что позволить повысить качество знаний учебного материала.
Много возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Понаблюдаем за поведением детей на перемене.
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Индивидуально нужно подходить к каждому ученику и в учебной работе:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Даже замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "тс-тс-тс";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Ниже предлагается специальный тест для родителей, позволяющий более или менее точно определить ведущий способ познания у ребенка младшего школьного возраста. Родителям предлагается ознакомиться с вопросами теста и выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Каждый вариант ответа соответствует определенному способу познания. Характерным для ребенка типом восприятия является тот, который в результате насчитывает наибольшее количество баллов. Интересно данный тест предложить и самим ученикам, чтобы узнать их мнение по восприятию к ним окружающего мира. Также учитель может ответить на вопросы теста об ученике. Сопоставив все полученные данные можно получить объективный взгляд о ведущем и компенсирующем типах восприятия каждого ученика.
Определение ведущего способа познания ребенка.
Тест для родителей.
1. Любит ли ваш ребенок поговорить?
а) Он очень рано начал говорить; любит придумывать новые слова, разговаривать по телефону; иногда я даже устаю от его болтовни.
б) Разговаривает «по делу», не утомляя лишней болтовней;
предложения очень информативные и лаконичные.
в) Разговаривать ему некогда, ему надо действовать!
2. Какая формулировка больше всего подходит вашему ребенку?
а) Он может долго сидеть на одном месте, особенно если смотрит мультики или во что-то играет.
б) Просидеть 5 минут на одном месте – это уже рекорд!
в) Почему бы не посидеть и не послушать, о чем говорят взрослые?!
3. Что ваш ребенок любит больше?
а) помогать вам в работе по дому; бегать, прыгать
б) смотреть на себя в зеркало, изображать кого-то
в) танцевать, петь, рассказывать стихи
4. Как вы можете охарактеризовать речь вашего ребенка с точки зрения звукопроизношения?
а) Он не выговаривает лишь несколько звуков в допустимых пределах для своего возраста (Речь соответствует возрасту.)
б) Иногда даже я плохо понимаю, что он говорит из-за того, что у него «каша во рту» или он очень торопится (Есть некоторые речевые нарушения.)
в) У него очень чистая речь! (Речевое развитие выше возрастных норм.)
5. Если ребенок вас не слушается, какой метод из перечисленных вероятнее всего возымеет действие:
а) мне достаточно строго и сердито посмотреть на него, погрозить пальцем
б) приходится повышать голос или кричать, хоть я этого и не люблю
в) иногда приходится как следует шлепнуть
г) лучше всего действует лишение удовольствия (указать какого - «Не пойдешь гулять!», «Не буду читать сказку!», «Никаких мультфильмов!»)
6. Какие игрушки из перечисленных любит больше ваш ребенок?
а) лучшая игрушка – велосипед или мяч!
б) музыкальные инструменты, пистолеты, шумелки-гремелки
в) конструктор, кубики, куклы, солдатики, пазлы, лото с картинками, компьютерные игры
7. Что любит больше?
а) рисовать
б) слушать кассету со сказкой, музыку
в) танцевать
8. Как он себя ведет, когда ему читают книжку?
а) Любит заниматься своими делами и время от времени подходит, чтобы перевернуть страницу или посмотреть картинку.
б) Долго может сидеть и слушать, как ему читают.
в) Если в книжке нет картинок, то она неинтересная! Любит соотносить рассказ с изображением на картинке.
9. Как он выражает свои эмоции чаще всего?
а) при помощи интонации, фразами типа «О, боже!», очень театрально, иногда даже наигранно
б) при помощи мимики - все на лице написано.
в) при помощи жестов, движений (прыгает от радости; падает на пол, когда рассержен и т.п.)
10. Для того чтобы он запомнил правила игры, ему достаточно
а) просто рассказать правила игры
б) продемонстрировать правила на примере
в) легко сам разберется в процессе игры
11. Как вы считаете, какой способ восприятия новой информации у вашего ребенка развит больше остальных:
а) зрительный,
б) слуховой
в) деятельностный
№ вопроса Зритель Слушатель Деятель
1 б а в
2 а в б
3 б в а
4 а в б
5 а б в
6 в б а
7 а б в
8 в б а
9 б а в
10 б а в
В ответе на 5 вопрос теста при выборе варианта г), балл получает тот вид восприятия, которого лишается ребенок. Если, например, для ребенка нет страшнее наказания, чем не идти гулять, значит балл ставится в колонке «Деятель». Если на него лучше всего действует угроза «Никаких мультиков!», значит ставим балл в колонке – «Зритель» и т.д.
Следует особо обратить внимание на последний 11-й вопрос теста, который также получает дополнительный балл. Часто родители отвечают на этот вопрос не объективно, приписывая своему ребенку именно тот способ познания, который они считают «наилучшим» и который они хотели бы видеть у своего ребенка. Тем не менее, это указывает нам на то, какой именно способ восприятия у ребенка родители поощряют и развивают больше остальных.
Итак, ведущий способ восприятия новой информации оставляет за собой приоритет на всю жизнь, но «подтянуть» остальные способы познания до уровня ведущего и достичь определенного баланса между различными навыками восприятия можно, вовлекая ребенка в определенные виды деятельности.
Создавая определенные условия для развития ребенка, внимательные родители и педагоги могут целенаправленно развивать недостающие визуальные, аудиальные или кинестетические навыки у ребенка, удовлетворяя при этом и его приоритетные потребности восприятия. При этом необходимо учитывать характерный для ребенка способ познания (иначе учебный процесс просто не вызовет у него интереса) и предлагать ученику такие задания, в которых бы сочетались имеющиеся навыки с теми, которые необходимо развить. Например, для развития навыков зрителя у «слушателей» и «деятелей» можно предложить детям рисование яркими фломастерами или красками (работа с ножницами и бумагой, пластилином и т.д.) под музыку или пластинку со сказкой. Для развития навыков слушателя у «зрителя» можно читать ему вслух раскладывающиеся книги с объемными красочными иллюстрациями. Для развития слушательских навыков у «деятеля» подойдет игра в жмурки или прятки, в которой нужно находить игроков по голосу или по определенному звуку.
Важно своевременно определить ведущий способ познания ребенка, в этом случае у родителей и педагогов появляется возможность оказать необходимое влияние на развитие и обучение ребенка, на его уверенность в собственных силах и на его общение с миром.
Список использованной литературы.
1. Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек - в принцы. - Воронеж, 1995. - 240с.
2. Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии. - М., 1995. -290 с.
3. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - Минск, 1995, - 220с.
4. Ллойд Л. Школьная магия. - М., 1994. -206 с.
5. Маркова А.К., Лидерс А.Г. , Яковлев Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.
6. Немов Р.С. Психология. - М.,2001. – 688c.
6. Ремеева А.Ф. Индивидуально-типологические особенности познавательной деятельности подростков, обусловленные функциональной асимметрией мозга, и процесс обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1998. -23 с.
7. С.Л. Рубинштейн "Основы общей психологии".- М.,2007. – 584с.
8. Степанов В.Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых// Вопросы психологии. - 1992. - N 2. - С.42-52.
9. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. - М., 2008. – 128с.
Бычкова Ю.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников
Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-29875-1634239036.jpg)
Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.
основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-142113-1535885345.jpg)
Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников
Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191997-1359539935.jpg)
Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам
Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-610934-1426864978.jpg)
УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
УЧЕТПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПРИ ОБУЧЕНИИИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/23/picture-1395854-1648021185.jpg)
Методика обучения иностранному языку при учете психофизических особенностей младших школьников
Публикация представляет собой разбор методик преподавания английского языка с учетом психологии и физиологических особенностей младших школьников...
Использование методов наглядности при обучении младших школьников
Одним из необходимых и эффективных методов в музыкальном образовании детей является использование наглядных методов обучения....