Здоровьезберегающие технологии на уроках математики
статья на тему
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к докладу здоровьезберегающие технологии на уроках математики | 102.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное
По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Три уровня ценностного смысла «здоровья» и «болезни»: 1) биологический – изначальное здоровье – это: - совершенство саморегуляции организма; - гармония физиологических процессов; - максимум адаптации, как следствие. 2) социальный – это: - мера социальной активности; - деятельное отношение к миру. 3) личностный, психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание её в смысле преодоления, т.к. здоровье – не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека».
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость ; в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен ; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; д ) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей: Стрессовая педагогическая тактика; Интенсификация учебного процесса; Несоответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Нерациональная организация учебной деятельности; Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья. Они действуют: Комплексно и системно, длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно)
По одной из классификаций (Н.К.Смирнов, 2003) здоровьесберегающие технологии подразделяются на следующие группы: медико - гигиенические здоровьесберегающие технологии; физкультурно - оздоровительные здоровьесберегающие технологии; экологические здоровьесберегающие технологии; здоровьесберегающие технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; здоровьесберегающие образовательные технологии (с подразделением на подгруппы: - организационно-педагогические; - психолого-педагогические; - учебно-воспитательные); личностно ориентированные технологии; социально-адаптирующие личностно - развивающие технологии; лечебно-оздоровительные технологии.
Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Смирнову Н.К., 2003) Принцип ненанесения вреда («Не навреди!»). Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов. Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное) Принцип непрерывности и преемственности здоровьесберегающей деятельности. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Принцип комплексного междисциплинарного подхода. Принцип медико-психологической компетентности учителя (воспитателя). Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными). Принцип приоритета активных методов обучения. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Авторские системы здоровьесбережения . физического и умственного воспитания: «Раннее начало физического развития и закаливания»( Б.П.иЛ.А.Никитины ); «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение» (профессор В.Ф.Базарный); «Единство физического и умственного развития» (Г.П. и Е.В.Воронковы); «Приоритет физической культур как предмета и сферы жизнедеятельности» ( А.Ф.Пазухин ); «Российская школа здоровья» (профессор Л.Г.Татарникова,Санкт-Петербург ); « Валеологическая модель воспитания»(СОШ №464,г.Москва); Система «Детка» Порфирия Иванова; ЙОГА - оздоровительная система, созданная в Древней Индии; У-ШУ - система оздоровления и боевых искусств, созданная в Древнем Китае; ЦИГУН - система оздоровления и боевых искусств и другие.
Положительный эмоциональный настрой; Чёткая организация урока; Разнообразие форм работы с учащимися; Оценка выполненной работы (не только результат, но и степень усердия ученика); Организация работы с классной доской (использование различных форм выделения: подчёркивание, выделение цветом, более крупная запись) Организация учебной деятельности:
Рациональная организация урока — важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психологопедагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Организация динамических пауз Физкультминутки (на 15-20 минут урока по 1 минуте из трёх лёгких упражнений); Предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. упражнения для правильной ориентации дыхания; для успокоения нервной системы; для глаз; для активизации кровообращения.
Организация учебной деятельности Смена видов деятельности: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа… (не менее трёх за урок не позже, чем через 10-15 минут). Дифференцированное домашнее задание. Подведение итогов урока (построение графика настроения на протяжении урока).
Современное здоровьесберегающее образование Направлено на создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья обучающихся; Опирается на научность, креативность , личностно-ориентированную деятельность и системность; Достигается через здоровье сберегающее обучение, активизацию физического развития, соблюдение санитарно-гигиенических норм, пропаганду здорового образа жизни; Приводит к уменьшению пропусков по болезни, предотвращению усталости и утомляемости, мотивации обучения и потребности в здоровом образе жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьезберегающие технологии на уроках физики
Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит от организации учебн...
Здоровьезберегающие технологии на уроках английского языка
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общатьс...
Здоровьезберегающие технологии на уроках английского языка
Использование данных способов и приёмов на уроках дают возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стим...
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...
Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...
Презентация Здоровьезберегающие технологии на уроках музыки.
На уроках музыки необходимо использовать современные здоровьезберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность школьни...
Тема самообразования "Использование здоровьезберегающих технологий на уроках и внеурочное время в начальной школе"
Описание здоровьесберегающих технологий применяемых на уроках и внеурочное время в начальных классах...