Тема самообразования "Использование здоровьезберегающих технологий на уроках и внеурочное время в начальной школе"
методическая разработка по физкультуре
Описание здоровьесберегающих технологий применяемых на уроках и внеурочное время в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочное в начальной школе. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»
Тема самообразования:
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и
дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным
разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно
признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у
школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:
– стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
– чрезмерная интенсификация образовательного процесса;
– невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
– недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;
– низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Е главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
– « не навреди»;
– приоритет действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает, что вс происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);
– триединое представление о здоровье (единство физического, психического и духовного здоровья);
– непрерывность и преемственность;
– субъект – субъектные взаимоотношения с учащимся (связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);
– соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;
– гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;
– приоритет позитивного влияния над негативным;
– ответственность учащихся за сво здоровье;
– «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет);
– контроль за результатами.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Пути решения проблемы:
1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в неделю).
2. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой « тропинкой здоровья»).
3. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).
4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.
5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников).
6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различаются следующие технологии:
Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно- гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т. п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье.
Гигиенические условия обеспечение учебного процесса Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры.
Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %.
Учитель физической культуры должен:
– осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
– не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
– контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;
– перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, наджности и крепления оборудования.
Требования к школьным образовательным технологиям Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:
– разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
– в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
– процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
– отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
– учитываются индивидуальные особенности учащихся;
– стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребнка;
– обеспечивается достаточный уровень мотивации;
– учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
– предупреждается переутомление;
– позитивные воздействия преобладают над негативом;
– показатель успешности используется для развития позитивных начал;
– оценка выполняет стимулирующую роль;
– обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
Рациональная организация урока От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 минут.
Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:
– плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
– число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т. д.);
– длительность каждого вида деятельности мин);
– частота смены видов деятельности (мин);
– число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
– места, длительность и условия применения ТСО;
– частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 – 5 мнут любого урока занимает врабатывание (8 – 10 минут), устойчивая работоспособность длится 10 – 15 минут для младших школьников, 15 – 20 минут – для среднего звена, 20 – 30 минут – для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.
Двигательная активность школьника Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной ( утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
2 урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8 – 12 часов в неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры.
В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по-разному реализуют потребность в физической нагрузке.
Построение уроков физкультуры лежит на плечах учителей физ. культуры.
«Физкультура без освобожденных» – принцип, которым должны руководствоваться учителя физ. культуры. Физическая активность должна быть организованна двумя направлениями:
1. Занятия больших форм – уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время;
2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене).
Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «–5 – максимально негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» – отсутствие изменений.
1. Как изменилось состояние твоего здоровья? («–5» – ухудшилось; «+5» – улучшилось)
2. Как изменилось тво отношение к здоровью? («–5» – стал меньше заботиться о свом здоровье, «+5» – стал больше заботиться о свом здоровье)
3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?
4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?
5. Как изменился характер питания?
6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «–5», полезные «+5»)
7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?
8. Отмечаешь ли изменения в свом облике? Если да, то в какую сторону?
(«+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже).
9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?
10. Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже, «–5» – чаще).
11. Изменился контакт твоих родителей со школой?
Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья Возможны два варианта ответа: да или нет.
1. Я часто сижу сгорбившись.
2. Я ношу портфель, а не ранец.
3. У меня привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.
6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
7. Я нередко читаю при плохом свете, лжа.
8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.
9. Бывает, я курю.
Методика самооценки состояния тревожности учащихся (по Кондашу) для 7 – 11 классов Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1– слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого вызвать.
4. Тебя критикуют.
5. Выполнение контрольного зачта.
6. Учитель называет оценки контрольной работы.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.
9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.
10. Неожиданный вопрос учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...
Презентация к уроку по теме «Времена года», начальная школа
В презентации освещена основная лексика по теме «Времена года», представлены упражнения на закрепление новой лексики, презентация завершается стихотворением по теме....
Викторина по теме "Время" для начальной школы
Викторина по теме "Время, числа" для учащихся третьего класса, основана на изученном материале учебников "Веселый китайский" и "Прописи по китайскому иероглифическому письму" Рюнина...
Доклад на тему: «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида».
В докладе изложена подробно роль ИКТ в коррекционной школе, пример использования воспитателем информационно-комуникационных технологий....
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...