Интерактивное обучение для создания ситуации успеха ученикам на уроках истории и обществознания
материал по истории (5, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
в рамках муниципального этапа «Учитель года-2021г»
по теме
" Интерактивное обучение для создания ситуации успеха
ученикам на уроках истории
и обществознания"
учитель истории и обществознания
Дыртык Данара Чапааевна.
Не секрет, что в сельской школе в силу всех объективных и субъективных причин деятельность учителя немного , но отличается от учителя города. Не смотря на эти обстоятельства наша задача выполнять все требования, которые предъявляются современному учителю. Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости - одна из поставленных задач ФГОС. Одной из главных для меня образовательных задач представляется задача формирования у учащихся умения самостоятельно получать новые знания, информацию, перерабатывать полученные знания, ставить и решать проблемные задачи. Если быть честной перед собой, то решение этих задач, у меня вызвало некоторые затруднения. И я, воспользовавшись, интернет ресурсом переняла опыт у моих коллег за, что им безгранично благодарна. И сегодня с удовольствием поделюсь с вами. Может кто уже знаком с этими технологиями и приемами-это будет ещё одна возможность обогатить нашу педагогическую копилку.
Давно, когда только начинала постигать азы педагогики. Мне запомнились слова К.Д. Ушинского «Только успех поддерживает интерес ученика к учению». И только сегодня я понимаю значение этого высказывания. Каждый раз, когда преподаю свои предметы, вместе с учениками стараемся создавать ситуацию успеха.
Цель мастер - класса: поделиться своим опытом ,пополнить свои знания в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задачи:
- вспомнить понятие "педагогический успех", “интерактивное обучение”;
- показать методы и приемы интерактивного обучения, применяемые на уроках истории и обществознания, провоцирующие создание ситуации успеха для учащихся .
Для начала мы вместе должны прояснить значение понятий:
СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают достижение цели.
УСПЕХ - это положительный результат деятельности.
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
УСПЕХ с педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Моя задача как учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих учеников возможность почувствовать радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Для достижения поставленных целей и задач пользуюсь интерактивными методами обучения. Это очень трудоемкая процедура как для учителя так и для ученика. Подготовка как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.
“Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога
То есть, интерактивное обучение – форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания . Я выбрала наиболее приемлемые и наиболее популярные для создания ситуации успеха, из многочисленного разнообразия интерактивных методик.
Стараюсь выбрать задания посильные детям. Предлагаю различные виды заданий, которые можно применить для различных этапов урока.
В помощь приглашается фокус - группа из 6 человек, в решении поставленных задач могут принимать активное участие и коллеги из зала. Выступление сопровождается презентацией.
Прежде, чем начать работу на уроке мы настраиваемся на позитив, желая друг другу успеха.
Задание 1. Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте, Мария! (прикосновение всей ладонью)
Используя сингапурскую технологию, максимально адаптируем приемы под конкретную ситуацию, так же использую работу с путевыми ,оценочными и рабочими листами. Использование занимательных задач также повышает интерес к предмету.
Задача №1.
На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?
1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?
2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?
3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?
4. Что связывает два этих события?
Решение задачи :
1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.
2. Петр I.
3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 — 1721) в которой Россия также воевала со шведами.
Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.
Сочинение-рассуждение, письма, сказки, реклама, сочинение стихов. Эти виды работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания.
" Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как...",
«Бизнес – это удел молодых, так как…» и т.д.
Теперь я предлагаю фокус-группе поработать в контексте урока обществознания и на практике отработать ряд заданий в рабочих листах. Тему урока мы сейчас с вами сформулируем.
На слайде появляются изображения золотой рыбки, четерехлистного клевера, трехлапой жабы, подковы, смеющегося будды, денежного дерева. Ученики отвечают на вопросы:
1. Определите, что же объединяет все эти символы?
(Символы счастья, удачи, благополучия, успеха)
2.Предположите, о чем мы будем сегодня говорить?
Наша тема:"На пути к жизненному успеху".
Проблемный вопрос нашего урока: Как выглядит формула успеха? В итоге нашей работы мы получим готовый продукт - мы выведим формулу успеха!
Выполните задание №3 в рабочих листах. Прочтите высказывания, обсудите их в группе и найдите ответ на вопрос: «Из чего складывается жизненный успех человека ?»
Рабочий материал
1. «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его». (Библия)
2." Оптимист-это человек, который даже упав лицом в грязь, уверен, что она лечебная!"
3."Человек, которому повезло, — это человек, который делал то, что другие только собирались сделать".( Жюль Ренар)
4."Сделай шаг, и дорога появится сама собой."(Стив Джобс)
5."Ни один человек за всю историю не добился ничего великого, не породив этого сначала в своем воображении." (Наполеон Хилл)
6."В этом мире есть только один человек, который может заставить тебя добиться выдающихся успехов. И этот человек – ты."
7."Успех – это еще не точка, неудача – это еще не конец; единственное, что имеет значение, – это мужество продолжать борьбу."
8."Выполняя задание, каждый раз старайся превзойти свой предыдущий результат, и вскоре ты превзойдешь всех окружающих".
9."Достаточно быть хотя бы чуть более дисциплинированным, чтобы быть успешнее окружающих".
10."Секрет успеха – настойчивость в достижении цели."
11."Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности к людям."(Али Апшерони).
12."Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)
(Проверка выполнения задания
А сейчас мы немного отдохнем. Организовывается музыкальная танцминутка под песню Ёлки "Все зависит от нас самих". После просмотра видео фокус - группа отвечает на вопрос: -Может ли человек добиться успеха окружая себя только символами счастья, показанными в начале урока?
Далее мы переходим к проблемное заданию. Разделившись на две творческие группы, опираясь на дидактический материал(инфографику), ответьте на вопрос: что, способствует, а что мешает жизненному успеху?
Первая группа определяет факторы, способствующие жизненному успеху.
Вторая группа определяет факторы, препятствующие жизненному успеху.
(Группы представляют свою работу графически ( в виде кластера) в рабочих листах).
Успех, благополучие в жизни во многом зависят от готовности и привычки к труду. Это хорошо понимали наши предки, потому и сложились следующие пословицы. Задание: Вспомните поговорки и пословицы о труде.
Вопросы к классу
- Что объединяет все эти пословицы?
- Чему они нас учат?
(Ответы учеников.)
Например:
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Умение и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
- За много дел не берись, а в одном отличились.
- К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
- Не боги горшки обжигают.
- Под лежачий камень и вода не течет.
- Без терпенья нет уменья.
- Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
- С охотой можно и в камень гвоздь забить.
- Какие труды такие и плоды.
- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
- Малый топор может срубить большое дерево.
- Не начавши – думай, а начавши – делай.
- Куй железо, пока горячо.
В качестве закрепления материала, дети должны были предложить идею оригинального памятника "Успешному человеку",нарисовав его.
- Как знания полученные на уроке мы можем использовать в жизни? Возвращаемся к проблемному вопросу нашего урока: Как выглядит формула успеха? Итак, предлагаю Вам коллективно вывести формулу успеха!
Итак, в процессе мастер - класса мы выяснили, что ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Создание ситуации успеха ученика как одно из условий создания здоровьесберегающей среды.
Педагогические приемы создания ситуации успеха....
Создание ситуации успеха слабоуспевающим ученикам на уроках истории.
Создание ситуации успеха слабоуспевающим ученикам на уроках истории....
План-конспект мини-тренинга для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке Задачи:1. информирование педагогов о психолог...
План-конспект мини тренинга для педагогов "Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников"
Цель: Обучение педагогов приёмам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке...
Использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности педагогических приёмов создания ситуации успеха ученика
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.Главный смысл ...
мастер -класс по теме " Создание ситуации успеха ученикам на уроках истории и обществознания"
Мастер-класс "Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания". Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача...