Памятки для учителя
статья по теме

Описание видов самостоятельных работ, дифференцирующего контроля учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

ТИПЫ  ЗАДАНИЙ  ДЛЯ  «СЛАБЫХ»  УЧАЩИХСЯ

1.Задания с наличием образца выполнения.

2.Задания, в которых учащийся выполняет только отдельные его части. Это задания, где уже даны ответы на отдельные вопросы.

3.Задания со вспомогательными вопросами. Цель – помочь учащемуся вспомнить знания, которые являются  необходимой основой для выполнения задания.

4.Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, которые должны способствовать усвоению изучаемого материала.

5.Задания с теоретическими справками, направленные на формирование умений обосновать выбор действия соответствующей теории.

6.Задания с алгоритмическими предписаниями.

7.Задания с применением схемы, таблицы.

8.Проблемно-познавательные задания помогают учащимся овладеть основными логическими операциями, сравнением, анализом, обобщением.

9.Эффективным является троекратное объяснение нового материала. После первого объяснения группа «сильных» учащихся переходит к самостоятельному выполнению дополнительных заданий. После второго объяснения самостоятельные задания получает «средняя» группа. Третье объяснение – это работа со «слабыми». Задания должны подбираться с учётом особенностей уровней.

ПАМЯТКА

ВИДЫ  САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  РАБОТ

(План с использованием методических листов, которые содержат следующие сведения):

Самостоятельная работа с учебником

( система домашней работы с учебником ):

        а) Вопросы для повторения, необходимые для изучения нового материала.

        б) Последовательность изучения новой темы.

        в) Основные трудности, которые могут встретиться и методы их преодоления.

        г) Важные моменты в тексте, на которые нужно обратить внимание.

       д) Указать, как решать типовые задачи по данной теме.

       е) Дополнительные вопросы для развития логического мышления.

       ж) Основные знания и умения, которыми должен овладеть учащийся.

        з) Теоретическая и практическая ценность изученных вопросов.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИЕ РАБОТЫ

1. «Выборочный» контроль, когда «слабым» учащимся выдаются упрощённые задания, «средним» - усреднённые, а «сильным» - дополнительные.  При таком подходе укореняется разделение учащихся и затормаживается уровень развития «слабых» учащихся.

2. «Поступательный» контроль  предусматривает для всех одинаковый набор заданий, расположенных по возрастанию трудности, но учащиеся разных уровней выполняют различное их количество. Здесь наблюдается рост способностей учащихся, но очень медленный.

3. «Сплошной»  контроль  - учащимся выдаются задания, одинаковые в требуемом программой объёме, а дифференцируется помощь  учащихся:

     «слабым» даются на карточках указания,

    «средним» - подсказка,

    «сильные»  выполняют задание самостоятельно.

Такой контроль позволяет учащимся систематически улучшать свои способности, не ущемляется достоинство учащегося.

4. Воспитание и развитие у учащихся способности и стремления к самообразованию.

Умение пополнять свои знания, правильно планировать личную работу, использовать передовые методы и приёмы научной организации труда является очень важным для любого современного человека. Учащийся должен уметь не только работать с учебником, но и пользоваться таблицами, справочниками, научно-популярной и другой литературой.

5. Самоконтроль – формирование навыков осуществляется на всех стадиях процесса обучения. Приёмом самоконтроля надо обучать. Это залог успеха при выполнении домашних заданий. Надо повышать творческий характер домашней работы, индивидуализировать её, но не перегружать.

6. Для активизации работы учащихся с успехом применяются работы-пятиминутки, проводимые в начале урока для установления рабочего настроя учащегося и в конце урока для подведения итогов занятия.

7. Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Цель работы – закрепление изученного материала, например, формул, формирование вычислительных навыков, решение типовых задач.

8. Вариативная (управляемая) самостоятельная работа – обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего.

9. Диктант может носить как контролирующий, так и обучающий характер.

10. «Экспресс-диктант» проводится как и обычный диктант, но ответ записывается учащимися в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдаётся учителю, по оставшемуся экземпляру идёт фронтальная проверка. Быстрая обратная связь.

11.Тест – самостоятельная работа с выборочной системой ответа.

12. «Опрос-эстафета»  проводится как соревнования 2-3-х команд (2-3-Х рядов). По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть работы своего варианта и «передают эстафету» следующему по команде. При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения.

13. Самостоятельность практическая – запоминание и упражнения – вот основные способы, применяемые ими для усвоения учебного материала. Он необходим, но не требует от учащегося творческого мышления.

14. Творческая самостоятельная работа – это решение задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися. Это сочинения, рефераты, доклады учащихся и т.д.

        а)Математическое (физическое) сочинение в школе применяется крайне редко.    Математические (физические) сказки.

        б)Доклады и рефераты – это специально подготовленные сообщения учащихся на определённую тему. Полезно проводить конкурс рефератов (докладов), заслушивая их на конференциях и семинарах. Дискуссии, возникающие на конференциях, очень полезны для развития мышления.

15. Обучение правильному чтению учебника. Самостоятельная работа с учебником требует не только упорства, но и умения, без которого затрата времени и сил не даёт должного эффекта. Учитель должен вооружить учащегося определёнными приёмами работы с книгой (конспекты, планы и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка молодым учителям

В работе предложены советы молодым учителям, закончившим  высшее профессиональное  учебное заведение или среднее профессиональное учебное заведение....

Памятка для учителей, работающих с пятиклассниками.

Памятка создана в рамках работы по сопровожению адаптационного периода в пятых классах....

Памятки для учителей и классных руководителей

Данные памятки помогут учителям, классным руководителям и учащимся при проведении классных часов, родительских собраний, а также пр подготовке к выступленим на педагогических советах...

Как сохранить здоровье педагога в условиях школы. Памятка для учителей

Рекомендации педагогам  по профилактике синдрома эмоционального выгорания...

Памятка для учителя

Памятка для учителя....

Памятка для учителя

советы для учителя....

Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"

В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....