Статья "Жизнь - это здоровье. Берегите его! Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
статья по алгебре на тему
В статье рассмотрены различные здоровьесберегающие технологии, которые помогут учителю сделать урок более продуктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья « Жизнь - это здоровье. Берегите его! Здоровьесберегающие технологии на уроках математики»
Учитель математики: Ганджа Татьяна Михайловна Сохранение здоровья обучающихся - одной из главных проблем современной школы. Здоровье - это величайшая ценность человека. Современное определение «здоровье» впервые сформулировано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. В нем указано, что здоровье - это « состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Русская пословица гласит : «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял». Тема «здоровье человека» всегда была актуальна для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Компьютер, телевизор есть в каждом доме - это, конечно, хорошо, но в результате отсутствия должного контроля, ученики просто «прилипают» к компьютеру или телевизору - эта неподвижность приводит к усталости органов зрения и слуха, головным болям, плохому настроению, сонливости, отрицательно влияет на спокойный сон ребенка. И вот такой он приходит в школу.
Мы все прекрасно понимаем, как важно заниматься физкультурой и спортом, делать зарядку, больше двигаться, но как это бывает трудно пересилить себя и сделать всё необходимое для своего здоровья. Часто откладываем эти занятия на «завтра», но придёт время и, возможно будет поздно начинать. Поэтому, я считаю, что любой учитель, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, и не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики, обязательно выделит минутку отдыха для души и тела своего ученика.
В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. На текущий момент здоровые дети составляют лишь 3-10 % от их общего числа. По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников школ являются здоровыми. Здоровье детей является общей проблемой медиков, педагогов и родителей. И в решении этой проблемы можем принять участие мы – учителя, внедряя в процесс обучения здоровьесберегающие технологии. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.
Поэтому я считаю, как важна правильная организация учебной деятельности. Работая учителем математики, при организации учебной деятельности, я уделяю внимание следующим факторам:
- комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения ( наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответсвующих СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организую проветривание до и после занятий, частичное - на переменах. Влажная уборка кабинета проводится каждый день;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
При обучении школьников математике я заметила, что многие учащиеся быстро утомляются, не могут переключиться с одного урока на другой. У многих плохая память, внимание, неудовлетворительное настроение, отсутствие желания работать. Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины), а также я включаю задания на развитее слуховой, зрительной памяти. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока.
Например, гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.
1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4.Покорчим «рожицы». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Необходимы упражнения на релаксацию (на мышечное расслабление). Например,
И.П.- руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кулаки в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц
.И.П.- дети поднимают и опускают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи в низ).
Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Для того, чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного. Учащимся просто необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. И я уверена, что систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к моему пониманию необходимости сохранения здоровья учеников не на словах, а на деле. Для проведения оздоровительных минуток я использую различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. Такие предметы как книга, карандаш, линейка, газета, стаканчик помогают мне в проведении оздоровительных минуток. С упражнениями оздоровительных минуток я познакомилась из книги Н.И.Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Вот некоторые технологии, которые я использую на уроках:
№1 Ребята сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. Я подхожу к любому из учеников и «бужу» его. Ученик показывает, что он проснулся. Он подает голос или создает шумовой эффект: топает ногами, стучит по столу и т.д. Остальные ученики, продолжая «спать», должны назвать имя того ученика, который «проснулся», и повторить ещё раз звуки создаваемого шума.
№2 Ученики могут сидеть или стоять. Играем в клоунов. Дети выполняют следующие задания:
-свести брови и развести
- глаза сильно прищурить и широко открыть
-губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать их
- шею максимально вытянуть, а затем опустить её
-плечи максимально свести и развести
- руками обнять себя и улыбнуться
№3 Это упражнение полезно перед написанием математического диктанта. Ребята кладут голову на руки, закрывают глаза и представляют те формулы , которые нужно было выучить. Во время выполнения задания звучит тихая музыка.
№4 Задания с газетой, которая свернута в рулончик. Ребята балансируют с газетой в положении сидя или стоя. При этом:
-они держат газету на вытянутых руках
-на левой и правой руке попеременно, стоя на обеих ногах
-на левой и правой руке попеременно, стоя на одной ноге
-держат газету на голове
-на плечах
-на затылке
-попеременно на правой и левой ноге
№5 Ребята выполняют упражнение стоя:
-свернутую газету подбросить и поймать обеими руками
-газету ловят левой и правой рукой попеременно
- газету подбросить, хлопнуть в ладоши и поймать
№6 Ребята должны представить себя жителями Востока, которым приходится носить поклажу на голове. Это может быть книга, стаканчик, ластик, карандаш, шарик из ваты. Ребята должны положить предмет на голову и
- ходить по классу, причем предмет не должен упасть
- приседать и выпрямляться с предметом на голове
- сбросить предмет и поймать его руками
№7 Ребята держат книгу на вытянутой руке
- перекладывают её из правой руки влевую
- приседают, держа книгу попеременно в правой и левой руке.
Все эти упражнения поднимают настроение детей, улыбка и смех сопровождают все их действия.
Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье. Рассмотрим некоторые задачи:
- Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека.
Ответ: 23 пары.
- За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?
Ответ:40 дней.
3. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.?
Ответ:15 мг.
4.В позвоночном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на 7 больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на 5 меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?
Ответ:7,12,5,5,5.
5.Одна сигарета содержит до 1,2 мг. никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?
Ответ:14 мг.,35%.
Практически на каждом уроке я даю ребятам упражнения на внимание и на развитие слуховой и зрительной памяти. Первую серию упражнений ребята решают с закрытыми глазами, считают примеры в уме. Для второй серии упражнений готовлю карточки, на которых написаны примеры по теме, показываю их 5 секунд, затем убираю и прошу дать ответ. Ребята воспроизводят пример и говорят ответ. Вот примерная серия для данных заданий.
Серия упражнений для развития зрительной памяти 5 класс
Тема: "Действия с натуральными числами"
93+8 | 25+16 | 111+70 | 105+84 |
90-17 | 65-13 | 118-60 | 140-64 |
19*2 | 22*5 | 104*3 | 209*5 |
60:15 | 80:16 | 121:11 | 666:3 |
Тема «Сложение дробей», «Сложение смешанных чисел»
+ | + | + | + |
4 + 1 | 6 + 2 | 7 + | 2 + 2 |
а) Обратить смешанное число в неправильную дробь
3 | 7 | 8 | 11 |
б) Из неправильной дроби выделить целую часть
Тема: «Вычитание обыкновенных дробей»
- | - | - | - |
1 - | 1 - | 1 - | 1 - |
5 | 6 - | 10 - | 9 - |
5 - | 9 - | 15 - | 12 - |
7 - 2 | 8 - 5 | 11 - 9 | 12 - 12 |
Серия упражнений для развития слуховой памяти 5 класс
Дети сидят с закрытыми глазами и выполняют упражнения устно.
Тема: «Что такое дробь?»
- Какую часть часа составляет 1 мин; 13 мин; 41 мин.
- Какую часть километра составляет 3 м; 79 м; 209 м.
- Какую часть центнера составляют 7 кг; 51 кг; 97 кг.
- Сколько минут в ч; в ч; в ч.
- Сколько сантиметров в м; м; м; дм.
- Сколько килограммов в т; т; т; т.
- Назвать все правильные дроби со знаменателем 11
- Выразить в метрах: 40 см; 50 см; 90 см.
- Выразить в часах: 30 мин; 40 мин; 15 мин.
- Выразить в минутах: 5 с; 10 с; 30 с; 50 с.
Тема: «Сложение дробей» «Сложение смешанных чисел»
- Найти сумму: и ; и ; и ; и
- Обратить смешанное число в неправильную дробь:
1 ; 2 ; 5; 10
- Выделить целую часть:
; ; ;
- Найти сумму:
3 и 1; 4 и 2; 5 и ; 1 и 3
Тема :" Вычитание дробей"
Найти разность
- и ; и ; и
- 1 и ; 1 и ; 1 и
- 3 и ; 4 и ; 5 и
- 4 и 2; 5 и 4; 6 и 3
- 6 и ; 7 и ; 1 и
Самое главное во всех здоровьесберегающих технологиях - это приносить пользу здоровью ребенка, снимать усталость, поднимать настроение, мотивировать на дальнейшую работу на уроке. И тогда все школьные перегрузки дети будут переносить намного легче. Так мы учителя решим маленькую, но очень важную задачу.
Литература:
1. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»
Н. И. Дереклеева, Москва «ВАКО» 2004
2. Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» С.В.Шалкина
3. Статья " Здоровье сберегающие технологии на уроках математики" А.С.Котопуло
4.Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС.
Е.Ю. Лукичева-СПб,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Карлейль Т. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится перво...
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Одна из важнейших задач, которую ставит перед собой школа является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.Материал полезен для проведения МО,семинаров, ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики(презентация)
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики....
Cохранение и укрепление здоровья детей на основе здоровьесберегающих технологий на уроках математики.
Программа здоровьесбережения учащихся на уроках математики....
Доклад на тему ИКТ- технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Использование ИКТ-технологий и технологии здоровьясбережения позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучаю...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...