статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
статья по алгебре на тему
О здоровьесберегающих технологиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_matematiki.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Шпакова Елена Владимировна
учитель математики ГБОУ гимназия № 159
Санкт-Петербург
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение ВОЗ).
Проблема сохранения здоровья обозначена в ряде государственных документов последнего времени по проблемам образования. Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Результаты изучения состояния здоровья учащихся, проводимые различными организациями, говорят о том, что в период обучения в школе основные показатели здоровья детей снижаются. Это подтверждают следующие статистические данные:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
- 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.
- 90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии», т.е. ещё не знают, что больны.
- Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
- 70% детей страдают нервно-психическими расстройствами
- Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста) за последние 10-20 лет увеличилось число низкорослых, ежегодно около 35% юношей комиссуются военкоматами.
- Из 1000 новорожденных 800-900 уже имеют врожденные заболевания.
Все, выше изложенное показывает актуальность проблемы – использование здоровьесберегающих технологий на уроках, в частности на уроках математики.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те приемы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | - | - | 13 | 10 | 12 |
Геометрия | - | - | 12 | 10 | 8 |
Физика | - | - | 8 | 9 | 13 |
Алгебра | - | - | 10 | 9 | 7 |
Экономика | - | - | - | - | 11 |
Черчение | - | - | - | 5 | 4 |
Мировая художественная культура (МХК) | - | - | 8 | 5 | 5 |
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
Математика | 10 | 13 | - | - | - |
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 |
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Краеведение | 7 | 9 | 5 | 5 | - |
Природоведение | 7 | 8 | - | - | - |
География | - | 7 | 6 | 6 | 5 |
Граждановедение | 6 | 9 | 9 | 5 | - |
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Ритмика | 4 | 4 | - | - | - |
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | - |
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | - |
Информатика | 4 | 10 | 4 | 7 | 7 |
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
Физика | 12 | Информатика, Экономика | 6 |
Геометрия, химия | 11 | История, Обществознание, МХК | 5 |
Алгебра | 10 | Астрономия | 4 |
Русский язык | 9 | География, Экология | 3 |
Литература, иностранный язык | 8 | ОБЖ, Краеведение | 2 |
Биология | 7 | Физическая культура | 1 |
Из таблицы видно, что математика является одним из самых трудных предметов, и далеко не всем учащимся легко дается ее изучение, поэтому необходимо соблюдать гигиенические критерии рациональной организации урока.
- Плотность урока должна быть не менее 60 % и не более 75-80 %
- Число видов учебной деятельности 4-7
- Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут
- Частота чередования различных видов учебной деятельности – смена не позже чем через 7-10 минут
- Число видов преподавания не менее 3
- Чередование видов преподавания – не позже, чем через 10-15 минут
- Наличие эмоциональных разрядок 2-3
- Продолжительность непрерывного применения технических средств
обучения на уроках
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более | |||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | Прослушивание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
5-7 | 20 | 25 | 25 | 20 | 25 | 20 |
8-11 | 25 | 30 | 30 | 25 | 25 | 25 |
- Чередование позы
- Физкультминутки
Рекомендуемый комплекс упражнений
физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее –ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2.И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2.И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
- В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
- Психологический климат - должны преобладать положительные эмоции
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
На психологическое здоровье учащихся на уроке негативно влияют: монотонность речи учителя, металлический, резкий, крикливый голос, однообразие ораторских приемов и отсутствие художественных оборотов речи, окрики, упреки, безразличие, отсутствие средств наглядности, констатирующий характер обучения.
- Учет работоспособности учащихся
Доказано, что уровень работоспособности ученика в течение дня и учебной недели имеет свои пики и спады. Работоспособность зависит от возраста. Так пик работоспособности учеников 1-5 классов приходится на вторник и четверг, а спад – среду и пятницу. В 7-11 классах уровень работоспособности начинает, плавно расти со вторника, и достигает пика в четверг, а затем спад. Работоспособность в течение дня так же не одинакова. В 1-6 классах пик достигается на 2-3 уроке далее идет плавный спад. В 7-11 классах пик достиг на 2-3 уроке, далее некоторый спад, на 5 уроке небольшой подъем и на 6-7 уроках происходит спад работоспособности.
Класс | Уровень работоспособности учащихся | |||
Учебная неделя | Учебный день | |||
Пик | Спад | Пик | Спад | |
1-5 | вторник, четверг | среда, пятница | 2 – 3 урок | 5 урок |
6 - 11 | четверг | пятница | 2 – 3 урок | 6 – 7 урок |
- Учет интенсивности умственной деятельности на уроке
При организации урока выделяют три основных этапа с позиций здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Часть урока | Время | Нагрузка | Деятельность |
1 этап Врабатывание (привыкание к учителю и учебному предмету) | 5 –7 минут | Низкая | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение. |
2 этап Максимальная работоспособность | 10 – 15 минут (начальная школа) 20-25 минут (5 – 11 класс) | Максимальная, устойчивая работоспособность | Продуктивная, творческая. Изучение нового материала. |
3 этап Конечный порыв | 10-15 минут | Снижение уровня работоспособности, или работоспособность носит неустойчивый характер | Репродуктивная. Повторение. |
Эффективность усвоения знаний в течение урока такова: 5-25 минута – 80%; 25-35 минута – 40%; 35-40 минута – 10%. Если урок проведен с учетом критериев и принципов здоровьесбережения, то у учащихся в конце урока не будет просматриваться сильные формы утомления.
Утомление – возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективных ощущениях усталости. Это защитная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов. Для диагностики утомления применяют методики тепинг-теста и психологического теста «САН».
КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКА
Направленность урока | Деятельность учителя | Возможные способы деятельности учащихся |
I. Личностная ориентированность | 1. Активация познавательного и социального интереса учащихся | 1.1. Поисковая мыслительная деятельность 1.2. Занимательный учебный материал 1.3. Использование личного опыта 1.4. Нахождение практического применения содержания урока |
2. Создание условий для самодеятельности учащихся | 2.1. Имитационное моделирование (ролевые, деловые игры и т.п.) 2.3. Учебный эксперимент 2.4. Проектная деятельность | |
3. Создание условий для совместной деятельности учащихся | 3.1. Работа в парах 3.2. Групповая работа | |
4. Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся | 4.1. Дискуссия с учителем 4.2. Игра с учителем | |
5. Создание условий для свободного выбора учащимся содержания и способа деятельности | 5.1. Выбор задания 5.2. Выбор способа выполнения задания 5.3. Выбор способа взаимодействия при выполнении задания 5.4. Творческое задание | |
6. Создание условий для оценочной и самооценочной деятельности учащихся | 6.1. Взаимопроверка заданий 6.2. Участие в оценивании чужого ответа 6.3. Оценивание собственного ответа | |
II. Психологическая безопасность | 1. Соответствие содержания и методов образования возрастным особенностям учащихся | |
2. Соответствие содержания и методов образования уровню развития, состоянию и индивидуально-типологическим особенностям учащихся | ||
3. Обеспечение доброжелательных взаимоотношений между учителем и учениками | ||
4. Оказание учителем помощи и поддержки учащимся | ||
5. Эффективные и безопасные воздействия при нарушениях дисциплины | ||
6. Безопасное оценивание (эффективная обратная связь) | ||
7. Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между учащимися | ||
III. Гигиеническая обоснованность | 1. Соблюдение режима динамики работоспособности учащихся в ходе урока | |
2. Соблюдение требований к общему объему учебной нагрузки, в т.ч. и заданиям на дом | ||
3. Обоснованное применение средств обучения, в т.ч. и ТСО | ||
4. Соблюдение требований к санитарному состоянию кабинета (освещенность, воздушно-тепловой режим) | ||
5. Соблюдение требований к состоянию школьной мебели | ||
6. Организация положительного эстетического воздействия оформления кабинета (предметно-пространственная среда) | ||
7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися | ||
IY. Профилактическая направленность | 1. Создание положительного эмоционального настроя учащихся на урок | |
2. Применение приемов психологической разгрузки | ||
3. Применение приемов разгрузки органа зрения | ||
4. Включение в урок блоков и комплексов динамических нагрузок | ||
5. Увеличение двигательной активности учащихся за счет использования педагогических технологий урока | ||
Y. Направленность содержания на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни (включение содержания о здоровье и здоровом образе жизни на разных этапах урока) |
Разработчик таблицы Колесникова М.Г.
Мастерство учителя заключается в том, чтобы суметь вызвать у учащихся положительные эмоции от процесса обучения, когда то, что было трудным и недоступным, становиться легким и получается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...
Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...
« Применение компьютерных технологий на уроках математики» (МО учителей математики Заокского района Тульской области»)
Выступление на МО учителей математики Заокского района Тульской области Рожковой Е.И. Предмет математики в курсе основного общего образования явля...
Информационные технологии на уроках математики. Проблемное обучение на уроках математики.
Доклады и выступления на заседаниях ШМО....
Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».
Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей желание ...
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...