ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по теме

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения. Один из возможных путей - включение в урок неординарных, нестандартных заданий, логических и дидактических игр, ребусов, веселых стихов, загадок и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_na_uroke.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 Л.К.Ахиджанова  

учитель математики

МБОУ СОШ № 19 ст. Казанской,

Кавказского района,

Краснодарского края, Россия.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения. Один из возможных путей - включение в урок неординарных, нестандартных заданий, логических и дидактических игр, ребусов, веселых стихов, загадок и т.д. Нужно изменить стиль общения - не боятся быть добрым, ласковым с детьми. Необходима твердая ориентация на игру как средство, метод, форму организации учебно-воспитательной деятельности школьников. Это помогло мне сделать мой труд радостным. Я поставила перед собой задачу повысить привлекательность урока математики включением в него занимательных элементов содержания и приемов обучения. Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения.

  Игровые моменты на уроках - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру, не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия,     нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

 Для того чтобы игровые моменты на уроке были для ребенка интересны и привлекательны, необходимо, чтобы:

1. учитель проявлял заинтересованность во всех действиях, играл с увлечением и радовался каждому достижению ребенка,

2. каждый правильный ответ ребенка имел положительное подкрепление (одобрение, похвалу учителя),

3. ребенок понял, что он приобрел какое-то новое знание или умение.

Условия эффективности игровых технологий следующие:

- взаимосвязь содержания игровых действий с учебным материалом направленность игры на развитие у детей интереса к учебному материалу

- формирование игровыми действиями нравственных качеств личности

- обеспечение в игре активной деятельности детей. Поэтому есть основания утверждать, что использование игровых технологий в системе обучения математике является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.  

Обобщающий урок по теме:

«Квадратные уравнения».

 Цель урока:    - умственное развитие учащихся;

                      - развитие познавательной и творческой деятельности;

                      - развитие культуры коллективного умственного труда.

Оборудование к уроку:  таблицы,

 черный ящик,

 корень растения,

 карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент

«Настроимся на урок!»: сообщить тему, цель урока.

        Математику не зря называют «царицей наук», ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать квадратные уравнения. Знания не только надо иметь , но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я вам в этом помогу.

  1. Устная работа
  1. Какое уравнение называется квадратным?
  2. В каком случае уравнение ах2 + вх + с = 0 является квадратным?
  3. Какой вид примет квадратное уравнение, если:

              а ≠  0, в  =  0                         в  =  0                       в  ≠  0

                                                                                                                                             

с  =  0                           с   ≠ 0                       с  =  0  

   

                4)   От чего зависит наличие действительных корней квадратного

                       уравнения?

                5)  По какой формуле вычисляют Д =

                6)  Какую формулу вы знаете для нахождения корней квадратных

                     уравнений?

  1. Работа по группам

а) Угадайте, что в черном ящике. Даю три определения этому предмету:

  1. Один из основных органов растений;
  2. Главная значимая часть слова;
  3. Число, которое после постановки его в уравнении обращает уравнение в тождество.                                                        (Корень)

Вы должны определить, какого растения это корень, решив следующие уравнения по группам.

Игра «Математическое лото» ( работа по карточкам).

Что за растение?

Роза

Значит в черном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: «Цветы ангельские, а когти дьявольские». О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

б) Решите уравнения, корни которых замените буквами, используя соответствие «число - буква».

А (0; 1⅓)                 3х2 – 7х + 4 = 0

А (1; 1⅓)                 3х2 – 8х + 5 = 0

Ч (1; 1⅔)                 х2 + 5х - 24 = 0

Р (-8; 3)                   3х2 – 4х  = 0

Н (½; 1¼)                8х2 – 14х + 5 = 0

Решив данные уравнения, вы должны определить, из какого произведения эти строки:

        Природа жаждущих степей

        Его в день гнева породила,

        И зелень мертвую ветвей,

И корни ядом напоила.

Корни этих уравнений соответствуют слову «АНЧАР» (А. С. Пушкин)

Видите ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык, литература, биология.

        Мы увидели, что слово «корень» встречается на уроках биологии, русского языка и математики.

  1. Немного истории

По словам математика Лейбница, «кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет».

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 году. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении задач. Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые написаны в 1202 году. Вывод формулы решения квадратных уравнений встречается у французского математика Ф. Виета.

  1. Как читается теорема Виета?
  2. Составить квадратные уравнения, если известны его корни:

х1 = 5     х2 = 6     (х2 – 11х + 30 = 0)

х1 = -5     х2 = 6     (х2 – х - 30 = 0)

х1 = 5     х2 = -6     (х2 + х - 30 = 0)

х1 = -5     х2 = -6     (х2 + 11х + 30 = 0)

  1. Решение текстовой задачи

На столе стоят две корзины с розами. В одной из корзин роз было на 8 меньше, чем в другой. Но если умножить розы первой и второй корзины, то получим 273 розы. Сколько было роз в I и II корзине.  (21 и 13 роз)

  1. Викторина «Дальше, дальше…»
  1. Уравнение второй степени.
  2. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если Д > 0?
  3. Произведение корней приведенного квадратного уравнения равно…
  4. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
  5. Очень плохая оценка знаний.
  6. Чему равна сумма корней приведенного квадратного уравнения?
  7. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если Д < 0?
  8. Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения.
  1. Итог урока

За каждый правильный ответ ученику дается роза (вырезанная из открытки). На доску вывешивается корзина. Необходимо все розы, которые получили ученики за правильный ответ, поместить в корзину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках математики

Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики....

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

Использование игровых технологий на уроках математики.

В статье приведены примеры игр для использования на уроках математики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения в методике преподавания мат...

Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

В статье рассматривается алгоритм использования электронных ресурсов на уроках ОБЖ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...