Технология "Дебаты" в современном образовательном процессе.
статья по теме
Технология создана на базе международной программы, основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество».
Существует множество научных определений понятию «дебаты». Вот некоторые из них:
- это «соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными правилами и направлены на достижение победы, то есть, дебаты – игра.
- это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями - форма дискуссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_debaty_v_sovremennom_obrazovatelnom_processe.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология "Дебаты" в современном образовательном процессе.
Жизнь в современном обществе требует умения отстоять свою позицию, удачно найти свое место в быстро меняющемся ритме событий. Поэтому нужно воспитывать в учениках способность к самовыражению и умению услышать, адекватно отреагировать на мнение окружающих. Иван Сергеевич Тургенев писал:
«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.
Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным.
Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться?»
Мои ученики третий год становятся победителями и призерами городской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», а в прошлом году я побывала на Всероссийской олимпиаде пол географии в городе Кисловодске, где от учащихся требовалась не только система знаний по предмету, но и была предоставлена возможность на турнире Знатоков презентовать себя и свои суждения. Приятно смотреть на молодых людей, которые смело, аргументировано, уверенно излагают свои позиции, отстаивают собственное мнение.
Такой эффект дает система занятий, созданная на основе технологии «Дебаты». Итак, факты и аргументы за развитие критического мышления школьников.
Технология создана на базе международной программы, основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество».
Существует множество научных определений понятию «дебаты». Вот некоторые из них:
- это «соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными правилами и направлены на достижение победы, то есть, дебаты – игра.
- это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями - форма дискуссии.
Технология эффективно используется в учебном процессе и учит:
- Быть честным, используя ту или иную информацию.
- Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения.
- Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство.
- Уважать другого, искать решение совместными усилиями.
А также развивает:
- Логическое и критическое мышление
- Навык в организации своих мыслей
- Навыки устной речи
- Терпимость к различным взглядам
- Уверенность в себе
- Способность работать в команде
- Концентрироваться на сути проблемы
Состязательность стимулирует творческую, поисковую деятельность учеников, тщательную проработку учебного материала; что в конечном итоге приводит к развитию критического мышления учеников.
Подготовка дебатов включает:
- знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
- определение исходного тезиса - темы;
- подбор, изучение и анализ основной литературы;
- распределение ролей;
- разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов;
- разработка экспертами критериев оценки;
- индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Особое значение имеет выбор темы. Она должна быть актуальна и формулироваться в виде утверждения. Основное условие - не давать преимуществ ни одной из сторон.
Например:
- «Нужна ли Росси профессиональная армия?»
- «России нужна профессиональная армия».
В дебатах участвует 2 команды – утверждения и отрицания, каждая должна состоять из не более чем из 5 человек – спикеров. Их состав определяется учителем, либо учениками по желанию. Из состава спикеров выбирается:
- председатель,
- ученик, задающий вопросы
- участник перекрестного раунда
- подводящий итоги
Также в дебатах участвуют:
- Коммуникативный лидер - ведущий (учитель или хорошо владеющий словом ученик)
- Хранитель времени – таймкипер
- Эксперты - судьи (нечетное число)
- Зрители
Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальных умений спикеров,
организованной коллективной работы, высокого класса игры.
Важным становится не только умение хорошо говорить и доказывать, но и хорошо слушать и понимать, уметь управлять своими эмоциями, быть объективным, беспристрастными, коммуникабельными. Команды должны отстаивать свои позиции до конца игры, но быть готовыми к компромиссным решениям.
Успех во многом определяется умением правильно оперировать понятиями и терминами. Но в то же время не надо перегружать спор научной терминологией.
Недаром Саади писал:
Глупец с ученым в спор вступает и даже побеждает иногда.
Бесценную жемчужину, бывает, булыжник разбивает без труда.
Подготовка команды спикеров включает:
- Внимательно ознакомьтесь с материалами по теории вопроса: факты, примеры, результаты опросов общественного мнения, статистика и проч.
- Обсудите с оппонентами, одинаково ли вы понимаете трактовку темы, в противном случае дебатов не получится.
- Ваша задача – доказать силу своих утверждений и фактов и слабость аргументов противника. Приготовьте аргументы «за» и «против».
- Обязательно следите в ходе дебатов за аргументами ваших оппонентов, чтобы в ответном выступлении давать контраргументы именно на эти утверждения.
- Помните, каждый человек имеет собственное мнение, но не каждый умеет аргументировать его.
- Каждый аргумент оппонента оценивайте: убедительно, неубедительно, ошибочно. В этом случае вы сразу поймете, какие из них требуют немедленной контраргументации, а на какие можно не обращать особого внимания.
- Обсудите в группе единомышленников план будущих выступлений, выработайте тактику, последовательность предоставления аргументов.
План проведения мероприятия:
- Вступительное слово ведущего (раскрывает актуальность проблемы, заинтересовывает участников; создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы, информирует о регламенте)
- Презентация команд (каждого спикера, называя его лучшие черты)
- Выступление команды утверждения: аргументы и «факты»
- Выступление команды отрицания: аргументы и «факты»
- Перекрёстные вопросы команд (Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикеров (кому адресован вопрос) другой команды)
- Заключительное слово команды отрицания
- Заключительное слово команды утверждения
- Заключительное слово ведущего (сообщает о разных точках зрения участников как результате проведения дебатов; благодарит за участие)
- Решение судейской коллегии (резюме ведущего)
- Анализ проведенного мероприятия
Помните!!!
Дебаты – это цивилизованная дискуссия, цель которой не прийти к тому или иному решению, а доказать убедительность своей позиции. Судить можно только силу доказательств. А то, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая.
Памятка участника:
- Все расположены к участию в дискуссии.
- Нельзя критиковать людей, а только их идеи.
- Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
- Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.
- Уважение к оппоненту исключат нечестные приемы, как-то: подтасовка фактов, просто ложь, проверить которое иной раз очень трудно. Дебаты – это честные ответы: « Нет, я этого не знаю».
- Мы слушаем и слышим друг друга.
Эксперты – судьи выставляют оценки. Существует несколько систем. Особенно полной и нетрудной в заполнении мне кажется представленная. Оценка выставляется каждому спикеру по 5-ти бальной шкале, затем результаты команды суммируются и определяется результат.
Критерии оценки:
Содержательность выступлений: глубина, полнота, конкретность, осознанность
Содержательность ответов на вопросы: действенность, оперативность, гибкость, системность, логичность
Рациональность использования времени: формулировка вопросов, проблемность, конкретность, четкость
Культура общения: выразительность речи, лексическое богатство языка, манера вежливого обращения к собеседникам, умение уважительно отвечать на вопросы, свободное владение материалом.
Надо помнить, что уважение к чужим убеждениям не только признак уважения другой личности, но и признак развитого ума.
Гете говорил: «Тот, кто находится в заблуждении, заменяет пылкостью то, что недостает ему в силе и правде».
Поэтому позвольте предложить несколько речевых стереотипов, которые помогут в проведении дебатов:
- Нам предстоит поговорить с вами о …
- Я хочу обменяться с Вами мнениями по вопросу …
- Мне хочется обсудить …
- Я предлагаю вам …
- Продолжайте … Прошу вас… Я вас слушаю…
- А что вы можете сказать по этому поводу …
- Посмотрим на этот вопрос с другой стороны…
- Извините, я перебью Вас…
- Извините, но здесь я хочу заметить…
- Я вынужден(а) Вас остановить (прервать) …
- Мы приходим к выводу…
- Попробуем обобщить, что было сказано…
- Подведем итоги…
Школьный возраст – период наиболее интенсивного общения, где оно становится важным и значительным. Умение управлять общением, создавать нужный тонус настроения и эмоциональной насыщенности – надёжный способ достижения успеха в будущем.
Тренинг «Подготовка к дебатам»
Тема: «Перемены надо увеличить»(с позиции учителя)
Задание 1: В течение 3 минуты записать 1-2 аргумента на утверждение и отрицание тезиса.
Задание 2: Задайте вопросы к услышанному утверждению (отрицанию)
Задание 3: Ответьте на заданный вопрос.
Примерные ответы:
Утверждение
- это даст возможность подготовиться лучше к следующему уроку
- времени на отдых будет достаточно
Отрицание
- время, когда мы находимся в гимназии, увеличится и на домашнюю подготовку времени почти не остаётся
- это послужит напрасной тратой времени на переменах.
Вопросы к утверждению:
- Почему приготовление к уроку ведётся на перемене, а не дома? Ведь это домашнее задание
- Почему этого времени на ваш взгляд мало?
Вопросы к отрицанию:
- Почему надо урезать время на приготовление уроков, а не игре на компьютере?
- Всегда ли тратится время переменки напрасно, а не с пользой?
Вопросы передаются. Затем следует ответ на поставленные вопросы.
Происходит новый обмен:
- Это не выполнение домашнего задания, а подготовка к следующему уроку – успеть спокойно покушать в столовой, приготовить учебники или переодеться и уйти на труды в другой корпус.
- На примере нашего класса это видно – мы иногда опаздываем на урок. Потому что не успеваем за 10 минут.
Итогом служит убедительность приведённых доводов и аргументов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе
В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...
Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг
Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг...
Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе
Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе. Место оценивания в учебном процессе. Приемы и возможности использования оценивания на уроках....
Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля
Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.Инновации в музыкальном образо...
Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"
"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...
Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.
Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...
Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".
В рамках проведения курсов повышения квалификации педагогических работников Калининградской области, организуемых специалистами Государственного автономного...