Технология "Дебаты" в современном образовательном процессе.
статья по теме

 

    Технология создана на базе международной программы, основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество».

   Существует множество научных определений понятию «дебаты». Вот некоторые из них:

- это «соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными правилами и направлены на достижение победы, то есть, дебаты – игра.

- это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями - форма дискуссии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология "Дебаты" в современном образовательном процессе.

Жизнь в современном обществе требует умения отстоять свою позицию, удачно найти свое место в быстро меняющемся ритме событий. Поэтому нужно воспитывать в учениках способность к самовыражению и умению услышать, адекватно отреагировать на мнение окружающих. Иван Сергеевич Тургенев писал:

«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.

Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным.

Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться?»

     Мои ученики третий год становятся победителями и призерами городской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», а в прошлом году я побывала на Всероссийской олимпиаде пол географии в городе Кисловодске, где от учащихся требовалась не только система знаний по предмету, но и была предоставлена возможность на турнире Знатоков презентовать себя и свои суждения. Приятно смотреть на молодых людей, которые смело, аргументировано, уверенно излагают  свои позиции, отстаивают собственное мнение.

     Такой эффект дает система занятий, созданная на основе технологии «Дебаты». Итак, факты и аргументы за развитие критического  мышления школьников.

    Технология создана на базе международной программы, основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». 

   Существует множество научных определений понятию «дебаты». Вот некоторые из них:

- это «соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными правилами и направлены на достижение победы, то есть, дебаты – игра.

- это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями - форма дискуссии.

   Технология эффективно используется в учебном процессе и учит:

  1. Быть честным, используя ту или иную информацию.
  2. Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения.
  3. Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство.
  4. Уважать другого, искать решение совместными усилиями.

А также развивает:

  1. Логическое и критическое мышление
  2. Навык в организации своих мыслей
  3. Навыки устной речи
  4. Терпимость к различным взглядам
  5. Уверенность в себе
  6. Способность работать в команде
  7. Концентрироваться на сути проблемы

    Состязательность стимулирует творческую, поисковую деятельность учеников, тщательную проработку учебного материала; что в конечном итоге приводит к развитию критического мышления учеников. 

Подготовка дебатов включает:

  1. знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
  2. определение исходного тезиса  - темы;
  3. подбор, изучение и анализ основной литературы;
  4. распределение ролей;
  5. разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов;
  6. разработка экспертами критериев оценки;
  7. индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

  Особое значение имеет выбор темы. Она должна быть актуальна и формулироваться в виде утверждения. Основное условие - не давать преимуществ ни одной из сторон.

Например:

  1. «Нужна ли Росси профессиональная армия?»
  2. «России нужна профессиональная армия».

      В дебатах участвует 2 команды – утверждения и отрицания, каждая должна состоять из не более чем из 5 человек – спикеров. Их состав определяется  учителем, либо учениками по желанию. Из состава спикеров выбирается:

  1. председатель,
  2. ученик, задающий вопросы
  3. участник перекрестного раунда
  4. подводящий итоги

Также в дебатах участвуют:

  1. Коммуникативный лидер - ведущий (учитель или хорошо владеющий словом ученик)
  2. Хранитель времени – таймкипер
  3. Эксперты - судьи (нечетное число)
  4. Зрители

         Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальных умений спикеров,

организованной коллективной работы, высокого класса игры.

      Важным становится не только умение хорошо говорить и доказывать, но и хорошо слушать и понимать, уметь управлять своими эмоциями, быть объективным, беспристрастными, коммуникабельными. Команды должны отстаивать свои позиции до конца игры, но быть готовыми к  компромиссным решениям.

   Успех во многом определяется умением правильно оперировать понятиями и терминами. Но в то же время не надо перегружать спор научной терминологией.

   Недаром Саади писал:

Глупец с ученым в спор вступает и даже побеждает иногда.

Бесценную жемчужину, бывает, булыжник разбивает без труда.

Подготовка команды спикеров включает:

  1. Внимательно ознакомьтесь с материалами по теории вопроса: факты, примеры, результаты опросов общественного мнения, статистика и проч.
  1. Обсудите с оппонентами, одинаково ли вы понимаете трактовку темы, в противном случае дебатов не получится.
  1. Ваша задача – доказать силу своих утверждений и фактов и слабость аргументов противника. Приготовьте аргументы «за» и «против».
  1. Обязательно следите в ходе дебатов за аргументами ваших оппонентов, чтобы в ответном выступлении давать контраргументы именно на эти утверждения.
  1. Помните, каждый человек имеет  собственное мнение, но не каждый умеет аргументировать его.
  1. Каждый аргумент оппонента оценивайте: убедительно, неубедительно, ошибочно. В этом случае вы сразу поймете, какие из них требуют немедленной контраргументации, а  на какие можно не обращать особого внимания.
  1. Обсудите в группе единомышленников план будущих выступлений, выработайте тактику, последовательность предоставления аргументов.

План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущего (раскрывает актуальность проблемы, заинтересовывает участников; создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы, информирует о регламенте)
  2. Презентация команд (каждого спикера,  называя его лучшие черты)
  3. Выступление команды утверждения: аргументы и «факты»
  4. Выступление команды отрицания: аргументы и «факты»  
  5. Перекрёстные вопросы команд (Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикеров (кому адресован вопрос) другой команды)
  6. Заключительное слово команды отрицания
  7. Заключительное слово команды утверждения
  8. Заключительное слово ведущего (сообщает о разных точках зрения участников как результате проведения дебатов; благодарит за участие)
  9. Решение судейской коллегии  (резюме ведущего)
  10. Анализ проведенного мероприятия

Помните!!!

Дебаты – это цивилизованная дискуссия,  цель которой не прийти к тому или иному решению, а доказать убедительность своей позиции.  Судить можно только силу  доказательств. А то, что в дебатах выигрывает та или  иная команда, не означает,  что верна позиция, ею отстаиваемая.

Памятка участника:

  1. Все расположены к участию в дискуссии.
  2. Нельзя критиковать людей, а только их идеи.
  3. Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
  4. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.
  5. Уважение к оппоненту исключат нечестные приемы, как-то: подтасовка фактов, просто ложь, проверить которое иной раз очень трудно. Дебаты – это честные ответы: « Нет, я этого не знаю».
  6. Мы слушаем и слышим друг друга.

     Эксперты – судьи выставляют оценки. Существует несколько систем. Особенно полной и нетрудной в заполнении мне кажется представленная. Оценка выставляется каждому спикеру по 5-ти бальной шкале, затем результаты команды суммируются и определяется результат.

        Критерии оценки:

Содержательность выступлений:  глубина, полнота, конкретность, осознанность

Содержательность ответов на вопросы:  действенность, оперативность, гибкость, системность, логичность

Рациональность использования времени: формулировка вопросов, проблемность, конкретность, четкость

Культура общения: выразительность речи, лексическое богатство языка, манера вежливого обращения к собеседникам, умение уважительно отвечать на вопросы, свободное владение материалом.

    Надо помнить, что уважение к чужим убеждениям не только признак уважения другой личности, но и признак развитого ума.

   Гете говорил: «Тот, кто находится в заблуждении, заменяет пылкостью то, что недостает ему в силе и правде».

   Поэтому позвольте предложить несколько речевых стереотипов, которые помогут в проведении дебатов:

  1. Нам предстоит  поговорить с вами о …
  2. Я хочу  обменяться с Вами мнениями по вопросу …
  3. Мне хочется обсудить …
  4. Я предлагаю  вам …
  5. Продолжайте … Прошу вас… Я вас слушаю…
  6. А что вы можете сказать по этому поводу …
  7. Посмотрим на этот вопрос с другой стороны…
  8. Извините, я перебью Вас…
  9. Извините, но здесь я хочу заметить…
  10. Я вынужден(а) Вас остановить (прервать) …
  11. Мы приходим к выводу…
  12. Попробуем обобщить, что было сказано…
  13. Подведем итоги…

     Школьный возраст – период наиболее интенсивного общения, где оно становится важным и значительным.    Умение управлять общением, создавать нужный тонус настроения и эмоциональной насыщенности – надёжный способ достижения успеха в будущем.

Тренинг «Подготовка к дебатам»

Тема: «Перемены надо увеличить»(с позиции учителя)

Задание 1: В течение 3 минуты записать 1-2 аргумента на утверждение и отрицание тезиса.

Задание 2: Задайте вопросы к услышанному утверждению (отрицанию)

Задание 3: Ответьте на заданный вопрос.

Примерные ответы:

Утверждение 

  1. это даст возможность подготовиться лучше к следующему уроку
  2. времени на отдых будет достаточно

Отрицание 

  1. время, когда мы находимся в гимназии, увеличится и на домашнюю подготовку времени почти не остаётся
  2. это послужит напрасной тратой времени на переменах.

Вопросы к утверждению:

- Почему приготовление к уроку ведётся на перемене, а не дома? Ведь это домашнее задание

- Почему этого времени на ваш взгляд мало?

Вопросы к отрицанию:

- Почему надо урезать время на приготовление уроков, а не игре на компьютере?

- Всегда ли тратится время переменки напрасно, а не с пользой?

Вопросы передаются. Затем следует ответ на поставленные вопросы.

Происходит новый обмен:

- Это не выполнение домашнего задания, а подготовка к следующему уроку – успеть спокойно покушать в столовой, приготовить учебники или переодеться и уйти на труды в другой корпус.

- На примере нашего класса это видно – мы иногда опаздываем на урок. Потому что не успеваем за 10 минут.

Итогом служит убедительность приведённых доводов и аргументов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе

В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...

Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг

Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг...

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе. Место оценивания в учебном процессе. Приемы и возможности использования оценивания на уроках....

Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля

Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.Инновации в музыкальном образо...

Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"

"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...

Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

   В рамках  проведения курсов повышения квалификации педагогических работников  Калининградской области, организуемых специалистами  Государственного автономного...