Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе
учебно-методический материал по теме
Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе. Место оценивания в учебном процессе. Приемы и возможности использования оценивания на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_4.2docx.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Юнанова Юлия Викторовна
МБОУ СОШ №14, г. Красногорск
Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе.
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и должны быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
В настоящее время появились новые учебные формы работы : элективы, исследования, профили, проекты, но инструментов оценивания результатов таких работ нет. Возникла необходимость появления новых современных форм оценивания. Одной из них является «формирующее оценивание»,как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя.
Принятый новый государственный образовательный стандарт предлагает внедрить в практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
2. Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.
3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся. Критерии могут вырабатываться ими совместно.
4. Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и преподаватели используют для того, чтобы решить, как далеко продвинулись ученики в процессе учебы и как это сделать наилучшим способом, т.е. формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое – «оценивание для обучения».
Принципами использования формирующего оценивания является следующее:
- в центре оценивания – ученик;
- учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
-оценивание сфокусировано на учении, требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценки;
- формирует учебный процесс, направляет учение, т.к. цель оценивания – улучшать качество учения;
- формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации;
- оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
К техникам формирующего оценивания можно отнести следующее :
- Наблюдение. Наблюдая за учениками, слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение.
- Краткие импровизированные беседы-обсуждения, позволяющие оценить понимание темы, обнаруживать причины затруднений, фиксировать проблемные пункты урока.
-Анализ как способ формирующего оценивания: письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми.
-Проверка понимания материала. Проверка-повторение вопросами позволяет в тот же момент оценить вместе с учениками их знания.
-Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания.
Инструментами формирующего оценивания являются карты самодиагностики, недельные отчеты, портфолио и т.д.
Методы и приемы формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
Рассмотрим программу «Удовлетворение и радость», которая распространена в английских школах.
Основные принципы преподавания и учения, основанные на идеях данной программы следующие:
- установить высокие ожидания и поддержать уверенность ученика в успехе;
- установить, что ученик знает, и строить все дальнейшее обучение на этом;
- организовать учебный процесс так, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие;
- наполнять ученика яркими эмоциональными переживаниями;
-делать каждого ребенка активным соучастником собственного обучения;
-развивать общие учебные умения и личностные качества.
Формирующее оценивание, которое происходит на каждом уроке,- ключевой момент этой стратегии. Учитель сосредотачивается на развитии учения в процессе урока, определяет, какие изменения надо внести, какие будут последующие шаги.
В начале урока учитель обсуждает с учениками учебные цели, т.е. что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям дается устная и письменная обратная связь: их ответы и работы соотносятся с учебными целями. Ученики могут сами определить в чем они были успешны, над чем им надо работать для продвижения дальше. Для этого учитель задает вопросы, наблюдает, беседует с детьми.
Эффективной стратегией оценивания в ходе урока является постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей, учитывать их в ходе обучения.
При постановке вопросов необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс ответов на вопросы.
Основной целью введения элементов формирующего оценивания является трансформация того, как учатся дети. Это делается для того, чтобы максимально усилить включенность учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Делается акцент на учении, оценочные инструменты поддерживают учение, улучшая его. Необходима долгосрочная ежедневная работа.
Для запуска нововведений необходимо совместное обсуждение и осмысление целей нововведений. Это необходимо сделать на старте, иначе к подобным вопросам придется много раз возвращаться по ходу работы. Достигнутое понимание нужно трансформировать в план действий. В плане надо определить этапы появления новых инструментов, их апробации, рефлексии и распространения новых практик.
Этапы введения техник формирующего оценивания следующие:
-решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;
- выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;
- объяснить цель происходящего ученикам;
- после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
- дать информацию ученикам о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать.
Для успешного внедрения формирующего оценивания в образовательный процесс можно предпринять следующее:
- если внутриклассное оценивание не отвечает профессиональным убеждениям преподавателя и интуитивно он его отвергает, то не стоит использовать этот подход;
- не надо включать внутриклассное оценивание учителю в обязанность, превращать в обузу;
-не надо предлагать ученикам работать с той техникой оценивания, которую учитель не опробовал на собственном опыте;
-если проведение оценивания и его обсуждение потребует больше времени, чем предполагалось, его надо потратить;
- убедитесь, что обратная связь налажена. Ученики должны знать, какую информацию получил учитель и как он вместе сними может ее использовать для улучшения учебного процесса.
Данный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных процедур для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы.
«Формирующее оценивание» соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе
Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе...
Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе
Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе...
Статья "Использование приемов театрализации в коррекционно-образовательном процессе"
Статья "Использование приемов театрализации в коррекционно-образовательном процессе"...
Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.
Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...
Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".
В рамках проведения курсов повышения квалификации педагогических работников Калининградской области, организуемых специалистами Государственного автономного...
«Активные методы и приѐмы обучения в образовательном процессе» Сборник материалов из опыта учителей образовательного учреждения
Приоритетами современного урока стали технологии активного обучения обучающихся. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ре...
Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике
Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике...
Комментарии
Формирующее оценивание-рецензия.
Уважаемая Юлия Викторовна! Выражаем свое восхищение вашим докладом. Ваша тема очень актуальна, и мы озадачены тем, как внедрить ее на практике. Ваши материалы очень помогут в нашей работе.