Технология рейтинговой оценки учащихся на старшей ступени
статья (10 класс) по теме

Новикова (Иванова) Ирина Александровна

 

 Технология рейтинговой оценки учащихся  на старшей ступени

 

          Не все, что измеряется, можно измерить,

И не все, что хотелось бы измерить, измеряется.

 

   Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь

 в   зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни.

М.Монтень

      В настоящее время выдвигаются новые требования к образовательным достижениям выпускников школ, в связи с чем происходят значительные изменения  в содержании образования, о чем говорят, в частности, новые образовательные стандарты. Поэтому естественно, что на эти изменения должны отреагировать и способы реализации новых подходов к созданию условий и организации образовательного процесса. Таким образом, речь идет об инновационных явлениях в различных направлениях деятельности школы.

 Одним из них  является контрольно-оценочная система. Необходима новая система оценивания  достижений учащихся, позволяющая ученику сравнивать свои успехи с предыдущими и отслеживать динамику собственного развития.

В ряде школ уже  сложился опыт использования рейтинговой системы промежуточных  результатов. Как показывает анализ этого опыта, эта система имеет  серьезные достоинства:

оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации учащихся к учебному  труду;

формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности;

 устанавливает единый подход к определению норм оценивания, получение своевременной информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом.

 Не случайно, что в последнее время актуальность проблемы применения рейтингового контроля и оценки возросла, так как наблюдается потребность в получении более объективной и информационной оценки знаний учащихся.

     В 2010  году  в нашей школе  приняли  решение  апробировать методику  рейтинговой  оценки учебной успешности  учащихся  старшей ступени . Сама идея рейтинга заимствована нами у физико-математического лицея № 31 г. Челябинска.

Английское слово rating имеет несколько значений

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей.

Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

      Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так: оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика; незнание не наказывается, стимулируется процесс познания; ученик волен выбирать стратегию своей деятельности.

 Таким образом, основную  цель  внедрения данной технологии в  нашем ОУ мы  определили как создание необходимых условий, способствующих расширению возможности выбора и определения каждым школьником индивидуальной стратегии движения в образовательном пространстве школы через применение рейтинговой технологии оценивания его достижений.

     При этом  мы рассматривали возможности применения этой методики на предмет эффективности в условиях  сельской  общеобразовательной школы

 и качественного изменения  учебной мотивации, повышения успеваемости старшеклассников.

    Таким образом, у нас появился  целый  проект «РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ    КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   НА  СТАРШЕЙ  СТУПЕНИ»,    участниками которого стали обучающиеся, педагоги  и родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мусиенко Е.В., заместитель

 директора по учебной работе

Иванова И.А., учитель ИВТ

 Технология рейтинговой оценки учащихся  на старшей ступени

          Не все, что измеряется, можно измерить,

И не все, что хотелось бы измерить, измеряется.

   Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь

 в   зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни.

М.Монтень

      В настоящее время выдвигаются новые требования к образовательным достижениям выпускников школ, в связи с чем происходят значительные изменения  в содержании образования, о чем говорят, в частности, новые образовательные стандарты. Поэтому естественно, что на эти изменения должны отреагировать и способы реализации новых подходов к созданию условий и организации образовательного процесса. Таким образом, речь идет об инновационных явлениях в различных направлениях деятельности школы.

 Одним из них  является контрольно-оценочная система. Необходима новая система оценивания  достижений учащихся, позволяющая ученику сравнивать свои успехи с предыдущими и отслеживать динамику собственного развития.

В ряде школ уже  сложился опыт использования рейтинговой системы промежуточных  результатов. Как показывает анализ этого опыта, эта система имеет  серьезные достоинства:

оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации учащихся к учебному  труду;

формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности;

 устанавливает единый подход к определению норм оценивания, получение своевременной информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом.

 Не случайно, что в последнее время актуальность проблемы применения рейтингового контроля и оценки возросла, так как наблюдается потребность в получении более объективной и информационной оценки знаний учащихся.

     В 2010  году  в нашей школе  приняли  решение  апробировать методику  рейтинговой  оценки учебной успешности  учащихся  старшей ступени . Сама идея рейтинга заимствована нами у физико-математического лицея № 31 г. Челябинска.

Английское слово rating имеет несколько значений

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей.

Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

      Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так: оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика; незнание не наказывается, стимулируется процесс познания; ученик волен выбирать стратегию своей деятельности.

 Таким образом, основную  цель  внедрения данной технологии в  нашем ОУ мы  определили как создание необходимых условий, способствующих расширению возможности выбора и определения каждым школьником индивидуальной стратегии движения в образовательном пространстве школы через применение рейтинговой технологии оценивания его достижений.

     При этом  мы рассматривали возможности применения этой методики на предмет эффективности в условиях  сельской  общеобразовательной школы

 и качественного изменения  учебной мотивации, повышения успеваемости старшеклассников.

    Таким образом, у нас появился  целый  проект «РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ    КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   НА  СТАРШЕЙ  СТУПЕНИ»,    участниками которого стали обучающиеся, педагоги  и родители.

     Модель рейтинговой  системы школы:

   

 Мы постарались модернизировать систему оценивания, сделать ее максимально гибкой и разноплановой. Каждый   старшеклассник по итогам  месяца в целом может увидеть свои успехи не только в текущей учебе (“академический рейтинг”), а по итогам года в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях любого уровня (“олимпийский рейтинг”), в общественной деятельности и волонтерских программах (“лидерский рейтинг”).  Все достаточно прозрачно.

      Все результаты фиксируются в зачетных книжках обучающихся (рейтинг, результаты диагностических  работ,  пробного тестирования,  результаты  участия в олимпиадном движении, научно-исследовательская деятельность и т.д. )

Академический рейтинг

    Выведенная итоговая рейтинговая оценка учебной успешности покажет преподавателю и учащемуся действительную картину состояния процесса обучения, что позволит произвести коррекцию процесса обучения, прогнозировать результаты обучения, соотносить состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.

    Механизмы  оценки академического рейтинга            

  Учебно – методическая карта оценки успешности учащихся

                      по  предмету _________________в    10  классе в 1 полугодии

                                            учитель_______________________

    Технология   рейтинговой оценки учебной успешности учащихся необходима  для объективизации контроля качества знаний обучаемых и усиления их мотивации на более высокие результаты в условиях   профильного подготовки в общеобразовательных учреждениях, создание проекта по ее применению.

 Расчет производится  путем суммирования  всех оценок за текущий период. Полученная сумма делится  на количество  оценок. Полученный результат не округляется.

 №

Фамилия, имя учащегося

    Учебная успешность (1 полугодие)

Итоговый РУу

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

2

..

Поуровневая шкала итоговых баллов.


Чрезвычайно

низкий



Крайне


 низкий


Низкий


Средний


Высокий


Наивысший

1

2

3

4

5

6


Менее 2, 5


2,6  – 2,5


2,7  – 2,9


3  – 3,9


4  – 4,9


5  

     (пример сводного листа)

(приме индивидуального листа, кривая развития)

Олимпийский рейтинг отражает участие старшеклассников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Это могут быть предметные олимпиады, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов, рефератов, эссе, спортивные соревнования различного уровня. Любое достижение заносится в  зачетную книжку только после его документального подтверждения (предъявления диплома, грамоты, сертификата и пр.).  

    Поощрительные баллы   насчитываются   в конце  учебного года  и  могут так же даваться   как за участие, так   и  за  победу в олимпиадах различного уровня, научно – практических конференциях, конкурсах, спортивных соревнованиях, творческих проектах: школьный уровень – по 0,1 б за участие, еще 0,1 за попадание в пятерку победителей, районный и городской уровень – по 0,1 б за участие и 0,2 за попадание в пятерку победителей,  областной уровень – по 0,2 за участие и 0,3 за попадание в пятерку победителей,  всероссийский  уровень – 0,3 балла за участие и 0.4 за попадание в число победителей, международный уровень - 0,4 балла за участие и 0.5 за попадание в число победителей. Наше правило – не оставлять без внимания ни одного достижения.  

Лидерский рейтинг отражает уровень социальной компетентности старшеклассников, их общественную активность, что подразумевает заинтересованное и стабильное, а не эпизодическое участие в деятельности органов школьного, районного и городского самоуправления, в социально­полезных акциях и проектах, в школьных праздничных спектаклях, прохождение разнообразных лидерских программ, организуемых гимназией или ее партнерами.

  Каждому учащемуся начисляются баллы за достижения на уровне школы, района, города, области или страны по итогам каждого учебного периода. Результаты  данного компонента рейтинга фиксируют классные руководители.

      В конце  учебного года ЗАЧЕТНЫЕ книжки обучающихся  анализируются, по итогам академического, лидерского и олимпийского  рейтинга суммируются , после чего выявляется УЧЕНИК ГОДА в 10 и 11 классе. Победители награждаются премией директора в размере 1000 рублей. Таким образом, наш рейтинг  - это еще  и инструмент  для  поощрения и стимулирования.

   Первые шаги внедрения данной технологии  оценили и педагоги, и дети, и родители. Педагогические консилиумы, родительские собрания, классные собрания – это формы, на которых идет обсуждение результатов и  коррекция  образовательных маршрутов обучающихся.

В ходе реализации проекта мы ожидаем следующие результаты:

1. Повышение качества знаний по предметам, предметным областям вследствие усиления учебной мотивации учащихся, и, как следствие, повышение общеобразовательного уровня учащихся старшего школьного звена.

2. Повышение коммуникационной культуры в результате совместного сотрудничества преподавателей и учащихся.

Вторая группа результатов (образовательные результаты, в первую очередь – личностные):

  1. за счет соревновательных эффектов повышается уровень стимулирования учебной деятельности;
  2. повышается мотивация учения на основе ситуации успеха;
  3. рост самостоятельности в учебной деятельности;
  4. реализация права выбора на приложение собственных усилий в различных видах учебной деятельности;
  5. повышается активность участия школьников в олимпиадах и других формах интеллектуальной деятельности;
  6. позитивная динамика образовательных результатов по традиционным показателям.

    Внедрение рейтинга достижений подразумевает построение индивидуальной образовательной программы (часто выходящей за рамки учебного плана), определение и освоение подходящей социальной роли, проектирование “эффективного будущего”. Поэтому параллельно  апробируется система работы по ИУП.

   Наша главная задача – создать принципиально вариативную образовательную среду со множеством возможных форм самореализации, в которой рейтинговая система является надежным компасом, позволяющим ученику, педагогу, родителю со своих позиций анализировать правильность выбора и успешность продвижения в том или ином направлении, выявлять возможные ошибки, пробелы, а при необходимости переключаться на другие виды и формы образования.

Рейтинг успешности

ученика

академический рейтинг

олимпийский рейтинг

лидерский рейтинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Методическая разработка "Бально - рейтинговая оценка компетенций старших школьников, занимающихся легкой атлетикой".

Цель исследования: выявить уровень владения компетенциями старших школьников по разделу "Легкая атлетика" предметной Олимпиады старшеклассников общеобразовательных школ по физической культуре средства...

Применение, технологии рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике.

В данной работе расмотрен вопрос практического применения  рейтинговой  системы    оценки  знаний студентов СПО технического профиля  по физике,  отдельным документо...

Применение здоровьесберегающих технологий на средней и старшей ступенях обучения

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в общеобразовательных школах на средней и старшей ступенях обучения....

Система упражнений поэтапного обучения учащихся старшей ступени созданию письменного высказывания С2 на ЕГЭ по английскому языку. Технология «Дебаты» - как основа создания условий для формирования аргументации.

В статье представлен опыт и методические рекомендации  поэтапного обучения учащихся старшей ступени созданию письменного высказывания С2 на ЕГЭ по английскому языку с использованием технолог...

Инновационный педагогический опыт «Использование интегральной технологии при реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования»

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос...