Межпредметные связи на уроках физики как средство активации познавательной деятельности учащихся
материал по физике
Выступление на районном семинаре учителей физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_kak_sredstvo_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района имени Героя России Зозуля А. С.
Межпредметные связи на уроках физики как средство
активации познавательной деятельности учащихся
Подготовила:
Ершова Римма Николаевна,
учитель физики
МБОУ Конзаводской СОШ
Х. Чернышевка
2020 год
Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – основа и опора
Всех без исключения наук!
Физика – наука о природе. Знание её законов расширяет и углубляет знания по химии, биологии, астрономии, технологии и другим предметам. Физика связана со всеми изучаемыми предметами в школе. Например, в 9-м классе тема «Перемещение. Действия с векторами и проекции» идёт как повторение и по физике, и по геометрии. Все задачи на второй закон Ньютона, начиная с 9-го класса, решаются методом проекции, а этот метод изучается только в старших классах. В 11-м классе при изучении темы «Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре» вновь приходится сталкиваться с уравнением для второй производной и его решением. А действия со степенями?.. Всё это позволяет создать единую систему межпредметных связей.
Физика нужна учащимся и для расширения возможностей выбора профессии, и чтобы в любой профессии человек мог стать мастером своего дела. При поступлении в медицинский институт не надо сдавать экзамен по физике, но при современном уровне развития медицинской аппаратуры врачам необходимо знать устройство лазера, свойства рентгеновских лучей, ультразвука, токов высокой частоты. Надо знать принципы действия приборов, уметь разбираться в электрических цепях и усилителях высокой и низкой частот. Агроному нужна физика, чтобы понимать, на каких почвах лучше прогревается земля, знать механизмы потребления питательных веществ растениями, физические основы работы теплиц.
Казалось бы, выбрав профессию археолога, юриста, геолога, учащиеся ушли далеко от физики, но, делая археологические раскопки, исследуя горные породы, они используют закон радиоактивного распада, чтобы узнать возраст Земли, а юристы с помощью спектрального анализа определяют химический состав вещественных доказательств. Да разве можно представить хорошего токаря, шофёра, фрезеровщика, которые не знают принцип работы электрических двигателей, сборки электрических цепей, зависимость прочности материалов от нагревания, скорости резанья и т.д.? На многих производствах нельзя обойтись без измерительных и электрических приборов.
Для ученика важно на уроке наглядно убеждаться во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Этому способствуют многосторонние межпредметные связи. Познавательная деятельность учеников на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется
Объективный процесс связи между науками находит отображение и в процессе обучения физики в школе. Этого требует не только принцип научности, но и те задания, которые становятся перед школьным курсом физики. В частности, формирование диалектико-материалистического мировоззрения невозможно без установления и выявления связи с другими естественными учебными процессами.
Межпредметные связи – это дидактическая категория, которая отображается во взаимосвязанном и взаимообусловленном изучении учебных предметов в школе.
Межпредметные связи обеспечивают:
– согласованное во времени изучение разных учебных дисциплин с целью их взаимной поддержки;
– обоснованную последовательность в формировании понятий;
– единство требований к знаниям, умениям, навыкам;
– использование при изучении физики знаний, полученных при изучении других предметов;
– ликвидацию неоправданного дублирования в содержании учебных параметров;
– показ общности методов, которые применяются в разных дисциплинах (генерализация знаний);
– раскрытие взаимосвязи природных явлений, показ единства мира;
– подготовку учеников к овладению современными технологиями.
При изучении различных разделов физики важно обеспечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействовать с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география и др.), включить проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.
Рекомендую рассмотреть таблицу межпредметных связей при изучении отдельных тем курса физики для различных классов.
Физика 7 класс
Тема урока | Межпредметные связи |
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. | Химия. Химические и их отличие от физических явлений. |
Физические величины. Измерение физических величин. Л.Р. Определение цены деления измерительного прибора. | Математика. Единицы длины, массы,скорости. Десятичные дроби. Технология. Определение цены деления измерительных приборов. |
Движение молекул. Диффузия | Биология. Дыхание. Питание растений и человека. |
Три состояния вещества. Строение веществ. Молекулы. | Химия. Понятие атома и развитие знаний о молекулах. |
Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. | Математика. Вычисление физических величин по формуле. Решение уравнений с одной неизвестной. |
Инерция. Явление тяготения. Сила тяжести. | Физкультура. Использование инерции во всех видах спорта. Зависимость от скорости броска или разбега дальности и высоты прыжка , попадания мяча и т.п. Технология. Работа со станками. Техника безопасности на уроках труда. ОБЖ. Правила дорожного движения. Безопасность на улицах. |
Л.Р. Измерение массы тела на рычажных весах. | Химия. Выполнение лабораторных работ при взвешивании химреактивов. |
Плотность. Расчет массы и объёма тела по его плотности. | Математика. Вычисление физических величин по формулам. Решение уравнений с одной неизвестной. |
Сила- векторная величина. Сложение сил. | Математика. Понятие вектора, его модуль. Сложение векторов. Понятие о масштабе. |
Сила трения. Трение в природе и технике. | Технология. Роль смазки, заточка резцов. Виды трения. Подшипники качения. Трение скольжения при работе напильником, рубанком. |
Атмосферное давление. Барометр- анероид. Атмосферное давление на разных высотах. | География. Изменение атмосферного давления с высотой. Использование барометров. Определение высоты местности по барометру. |
Архимедова сила. Плавание тел. | Математика. Знание об измерении и вычислении величин по формулам, о единицах объёма, массы. |
Воздухоплавание | География.изучение состояния атмосферы. Запуск шаров-зондов. Предсказание погоды. |
Л.Р. выяснение условий плавания тел в жидкостях. | Математика. Вычисление физических величин по формулам., единицы массы и объёма..перевод в кратные и дольные единицы.. приближённые вычисления, абсолютная погрешность. |
Рычаг. Равновесие сил на рычаге.. рычаги в технике, быту и в природе. | Биология. Строение человека. Скелет человека - совокупность рычагов. Технология. Любая машина состоит из совокупности простых механизмов. Применение правила равновесия рычагов при обработке деталей, резке, заточке. |
Энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой | География. Энергия рек, ветра. Строительство на реках электростанций. Энергосистема страны. |
Физика 8 класс
Тема урока | Межпредметная связь |
Тепловое движение | Химия. Понятие атома. Атомно- молекулярное учение. |
Внутренняя энергия и способы ее изменения. | Технология. Нагревание тел при механической обработке деталей. |
Конвекция. Излучение. Теплопроводность. | География. Холодные и теплые течения. Ветры: пассаты, бризы и муссоны. Биология. Подготовка земли к посевам. Выбор почв. Теплицы. |
Энергия топлива. | Химия. Окислительно-восстановительные реакции. География. Залежи полезных ископаемых на территории Белгородской области. |
Плавление и отвердевание. | Астрономия. Исследование агрегатных состояний вещества при изучении природы планет. |
Испарение и конденсация. | Биология. Испарение воды листьями. География. Погода. Круговорот воды в природе. |
Опыт Резерфорда. Строение атома. | Химия. ПСХЭ Д, И, Менделеева. Химические элементы и их обозначение. Строение атома. |
Электрическая цепь. | Технология. Электрическая цепь. Условные обозначения элементов электрической цепи. |
Закон Ома для участка цепи. | Математика. Прямая и обратная пропорциональная зависимость. Линейная функция и её график. |
Электронагревательные приборы. Короткое замыкание, плавкие предохранители. | Технология. Устройство ламп накаливания. ОБЖ. Техника безопасности при работе с электрическим током. |
Постоянные магниты, магнитное поле Земли. | География. Умение пользоваться компасом. |
Плоское зеркало. Ход лучей в линзах. | Математика. Градусная мера угла. Измерение и построение углов. Равенство треугольников. |
Физика 9 класс
Тема урока | Межпредметная связь |
Общие сведения о движении. Материальная точка. | История. Отечественная война. Встреча союзных армий на Эльбе. Первая стыковка космических кораблей «Апполон - Союз» над Эльбой |
Положение тела в пространстве. Перемещение. Точка отсчета. | Литература. История. «Слово о полку Игореве» - установление даты битвы с половцами. Математика. Система координат. Вектор и его модуль. |
Проекции вектора на координатные оси, действия с векторами. | Математика. Действия с векторами, проекции векторов. Понятие синуса и косинуса. |
Графическое представление движения. | Математика. Линейная функция и её график. |
Равноускоренное движение. Ускорение. | Математика. Вычитание векторов. |
Перемещение при равноускоренном движении | Математика. Чтение графиков. Площадь трапеции. |
Л.Р. «Определение ускорения тела при равноускоренном движении» | Математика. Абсолютная и относительная погрешности. Приближенные значения числа. Запись числа в стандартном виде. |
Криволинейное движение. | Математика. Окружность и её основные элементы: радиус, хорда, касательная. Вычитание векторов. Центральный угол. |
Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. | Астрономия. Возмущение планет. Законы Кеплера. |
Движение тела под действием силы тяжести | Физкультура. Движение мяча по параболе. Дальность и высота полета. |
Сила упругости. Закон Гука | Технология. Упругость материалов. Виды деформации. |
Применение втлорого закона Ньютона. | Математика. Решение систем уравнений. Элементы тригонометрии. Векторы. Проекции векторов. |
Сила трения. | Технология. Польза трения: муфты, ременная передача, привод. Вред трения: сопротивление при обработке, износ деталей и станков, расход энергии на работу против сил трения. |
Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского. | Астрономия. Земля. Освоение космического пространства. |
Закон сохранения энергии. | География. Гидроресурсы страны, их запасы и применение. Химия. Энергетический выход химических реакций |
Математический маятник. Л.Р. «Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника». | География. Разведка полезных ископаемых с помощью математического маятника. |
Звуковые волны | Музыка. Музыкальные звуки. Настройка инструментов. Музыкальные инструменты. Биология. Строение и функции органов слуха человека. |
Связь преподавания физики с химией
Физика и химия часто взаимно дополняют друг друга, поскольку на уроках по этим предметам одни и те же явления в природе рассматривают с разных сторон. Здесь в полную меру проявляются и фактические, и понятийные, и теоретические межпредметные связи. К числу важнейших, общих для физики и химии, понятий относятся: вещество, масса, вес, энергия, молекула, атом. Общими являются также фундаментальные законы: сохранения и превращения энергии, сохранения электрических зарядов.
Важнейшие теоретические межпредметные связи физики и химии обусловлены изучением одних и тех же теорий: молекулярно-кинетической, и электронной, теории строения атома и т.д.
Важные формы связи преподавания физики и химии: решение физико-химических или химико-физических задач, проведение комплексных экскурсий, вечеров занимательной физики и химии, изготовление наглядных пособий, необходимых для изучения как физики, так и химии.
Следует учитывать и использовать практические навыки, которые получают учащиеся на занятиях по химии: навыки обращения с лабораторным оборудованием, измерений, выполнение расчетов, выведение формул.
Связь преподавания физики с математикой
Современная физика развивается в тесной связи с математикой. Математика – это не только язык физики, это язык плюс рассуждение, это как язык и логика вместе. Математические методы широко используются физике как для обработки опытного материала, так и для разработки теорий, они дают возможность глубже проникнуть в тайны природы. В свою очередь, физика оказывает значительное влияние на развитие математики.
Межпредметная связь между курсами физики и математики содержит больше возможности в деле повышения научного уровня преподавания каждой из этих дисциплин, поэтому взаимосвязь между ними необходима с самого начала их изучения.
При формировании у школьников измерительных умений и навыков учителю физики необходимо учитывать, что уже в начальной школе на уроках математики школьники получили первоначальные сведения об измерении длин, времени, температуры, массы, понятие о цене деления шкалы измерительного прибора, о скорости движения и изучали метрическую систему мер.
В научной учебной и методической литературе имеются различные определения понятия физической величины. Однако для всех определений можно выделить два общих признака:
- Физическую величину понимают как количественную характеристику объекта изучения;
- Определение физической величины тесно связывают с возможностью ее измерения тем или иным способом.
Важной формой связи физики и математики является решение математических задач с физическим содержанием. Содержание этих задач и методов их решения учителю математики необходимо согласовывать с учителем физики для разработки единого методического подхода и требований. При этом следует обратить внимание на выработку у учащихся умения выполнять операции с обозначением единиц физических величин. Как на занятиях по физике, так на уроках математики нужно стремиться к единообразному определению математических и физических величин, одинаковым формулировкам правил, теории, к единым требованиям в оформлении графического материала и знаний.
Связь преподавания физики с биологией
Взаимосвязь физики с биологией давняя и плодотворная. Она особенно расширилась в последние десятилетия, когда возникли такие науки, как биофизика, агрофизика, бионика и др. Эти межнаучные связи находят отражение в изучении соответствующих учебных дисциплин.
Соотношение между физикой и биологией можно трактовать как отношение общего и частного. Знания из биологии могут лишь расширить знания о рамках действия физических законов и способствовать пониманию учениками единства природы. Этому же способствует рассмотрение вопросов, связанных с использованием методов физики в биологии.
Связь физики с биологией имеет три аспекта:
- Физика в живых организмах. При изучении разных тем на уроках физики приводятся примеры, которые показывают роль физических процессов в протекании биологических процессов.
- Бионика. Много принципов, реализованных в живых организмах широко используется в современных технических устройствах, основой которых является физика.
- Экология. Физические законы имеют отношение к процессам, которые происходят в природе в связи с производственной деятельностью человека. И для ликвидации негативных влияний такой деятельности, для охраны природы нужно использовать знание законов физики.
Связь физики с гуманитарными предметами:
Физика как наука развивалась в конкретных исторических условиях, которые отображены в гуманитарных науках. Изучение физики с ссылкой на исторические обстоятельства улучшает восприятие учебного материала. Так конкретнее звучит материал, связанный с исследованиями Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона и т.д., если одновременно вспоминаются тогдашние общественно-политические условия, хронология, связь с другими событиями. Позитивные результаты дает также использование физических задач с историческим содержанием, исторических картин, фотографий.
Физика в пословицах и загадках:
Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится
(Лыжник)
Две новые, кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги - и по большим снегам беги
(Лыжи)
Если хорошо заточен, все легко он режет очень -
Хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло.
(Нож)
Где упрется хвостом, станет дырка потом.
(Шило)
Почему лыжник смело мчится не проваливаясь? Какое он оказывал бы давление, встав на снег в одних ботинках? Какое давление должны создавать ножи и лопаты? С какой целью производят их заточку?
Две сестры качались, правды добивалась, А когда добились, то остановились.
(Весы)
То как арбузы велики, то словно яблоки малы. Они не могут говорить, но могут вес определить.
(Гири)
Какой же прибор нужно использовать для взвешивания? Что ещё для этого нужно иметь?
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять
(Вода)
На дворе переполох: с неба сыплется горох,
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина.
(Град)
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, а весною убежал
Весной умирает, а осенью оживает.
Летит - молчит, лежит - молчит. Когда умрет, тогда заревет.
(Снег)
Что за звездочки чудесные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке.
(Снежинки)
Применение текстов задач, связанных с другими предметными областями, с целью закрепления знаний, повышения интереса к физике, как к основной науке о природе.
1. Птицы могут быстро и долго бегать, и быстрее всех страусы. Австралийский страус эму может бежать со скоростью 31 км/ч, а наша перепёлка развивает скорость до 15,5 км/ч. Какое расстояние преодолеют эти птички за 5 с? (Зоология)
2. Хотя растение банан достигает высоты 10м и имеет ствол толщиной до 1 м, оно является травой. Банан от начала развития до 10-метровой высоты вырастает всего за 8-10 месяцев. Листья банана растут со скоростью 15 см/сутки. Каждое растение даёт три урожая в год, что составляет в целом 100 кг плодов. Определите среднюю скорость роста банана. Сравните скорости роста листа банана и самого растения. (Ботаника)
3. В течение минуты сердцечеловека выбрасывает в аорту около 4 литров крови, при этом по аорте кровь движется со скоростью 0,5 м/с. Полный оборот крови через оба круга кровообращения совершается за 21-22 минуты. Скорость движения крови по венам составляет 0,5мм/с. Определите путь и перемещение, которое проходит кровь за один полный оборот. (Анатомия)
4. Самое длинное озеро в Новой Зеландии – Озеро Уаикатипу – протянулось с северо-запада на юго-восток почти на 100 км. С этим озером связано загадочное явление, объяснение которому наука пока не нашла. Вода в нём каждые пять минут то поднимается на 7, 5 см, то опускается до прежнего уровня. Озеро как бы дышит. Определите амплитуду и частоту «дыхания» озера. (География)
Во всем мире наблюдаются глубокие качественные перемены в основных отраслях техники. Революция в энергетике связана с переходом от тепловых электростанций, работающих на органическом топливе, к атомным электростанциям. Создание индустрии искусственных материалов с необычными, но очень важными для практики свойствами произвело революцию в материаловедении. Комплексная механизация и автоматизация ведут нас к революции в промышленности и сельском хозяйстве. Транспорт, строительство, связь становятся принципиально новыми, значительно более производительными и совершенными отраслями современной техники.
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Список использованной литературы
- Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине. - «Радянська школа». – Киев. – 2011 г.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Педагогика. – 2015 г.
- Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. / Под ред. В.Н, Федоровой. – М.: Просвещение. – 2012 г.
- Турышев И.К. и др. Межпредметные связи физики. – М.: Просвещение. – 2012 г.
- Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Народное образование. – 2015. - №8, с. 78-118
- Усова А.В. Методика преподавания физики. М.: Просвещение, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся...
ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
С появлением компьютера и мультимедийных программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.Компьютерн...
Мой опыт работы: Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Мой опыт работы...
Использование исследовательского метода как средства активации познавательной деятельности учащихся.
Из года в год материал который должны усваивать школьники становится все труднее и труднее. Как же педагогу сохранить качество знаний на прежнем уровне? Нужно заинтересовать детей. Это можно сделать с...
Межпредметные связи в процессе обучения, как средство развития познавательного интереса учащихся.
Одна из главных задач современного общего образования в стране - сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Интеграция естественнонаучных знаний лежит в основе развит...
Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."
Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....
Педагогический проект Тема: Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении уровня практи...