Блочно-модульные технологии
статья по теме
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию ГОУВПО
Костромской Государственный Университет
им. Н. А. Некрасова
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: Педагогические технологии
По теме: «Блочно-модульные технологии»
Студентки 2 курса заочного отделения
Музыкально-педагогического факультета
Картамышевой
Екатерины Вячеславовны
Кострома
- 2008 -
Понятие «Обучающий модуль»
Под модульным обучением понимают такой метод обучения, когда содержание учебного материала или организация его изучения оформляются в виде относительно самостоятельных законченных блоков, или модулей, которые подлежат изучению за определенные промежутки времени. Это относительно самостоятельная логически завершенная часть содержания учебного предмета, обеспечивающая формирование знаний, умений и навыков в объеме данного модуля. Особенностью модуля является возможность после его прохождения произвести контроль усвоения в полном объеме и в соответствующих формах. Обычно модульное обучение применяется в высших учебных заведениях. В школах оно не нашло применения в чистом виде, однако практикуется блочное изучение ряда предметов отдельными учителями. Этот метод обучения следует отличать от метода укрупненных дидактических единиц, его основы были разработаны П. М. Эрдниевым.
В традиционной системе обучения в ВУЗе можно выделить элементы, которые, по сути дела, являются обучающими модулями:
- Отдельные спецкурсы;
- Факультативы;
- Лабораторный практикум;
- Специальные практикумы;
- Производственная и педагогическая практика;
- Курсовые и дипломные работы.
Некоторые специальные дисциплины или их разделы тоже можно рассматривать как обучающие модули. Основное ядро модуля – информационное обеспечение, реализуемое в ходе выполнения учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных работ, самостоятельной работы студентов. Каждый модуль должен иметь соответствующее дидактическое обеспечение в виде автоматизированной базы данных, пакета прикладных программ для автоматизированной обучающей системы или системы автоматизированного проектирования. Завершающим этапом прохождения модуля должны быть конкретные практические рекомендации студентам для использования полученных знаний, умений и навыков при курсовом и дипломном проектировании, прохождения практики или практической работы после окончании ВУЗа.
Определение содержания каждого модуля необходимо проводить с учетом следующих требований:
- Учебный материал представлять в виде относительно законченного блока с единым содержанием;
- Содержание учебного материала должно обеспечивать достижение дидактической цели каждым обучаемым;
- Использование различных методов и форм обучения должно способствовать оптимальному достижению поставленной дидактической цели.
Выделение модулей внешне сходно с делением учебного материала на части в программированном обучении, но есть и существенное отличие. В программированном обучении материал дробят на небольшие, последовательные части, расположенные в определенном порядке. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему (или фрагмент темы), отвечающую конкретной цели и называемую модулем. Каждый модуль – достаточно структурная единица курса и обеспечивается справочной и учебной литературой, всеми необходимыми дидактическими материалами, в частности для контроля знаний.
Принципы преимущества модульного обучения
Для более углубленного понимания сущности модульного обучения следует остановиться на его принципах, которые были положены в основу этой дидактической системы:
- Модульность;
- Структуризация содержания обучения на обособленные элементы;
- Динамичность;
- Действенность и оперативность знаний, и их системы;
- Гибкость;
- Осознанная перспектива;
- Разносторонность методического консультирования.
Наиболее глубоко и системно дидактическую специфику модульного обучения удалось исследовать и описать П. А. Юцявичене, по мнению которой сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Принципиальные отличия модульного обучения от других видов обучения:
- Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных, комплексных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению;
- Взаимодействие педагога и учащихся осуществляется на принципиально иной основе. С помощью модулей обеспечивается самостоятельное достижение учащимися определенного уровня подготовленности к каждой педагогической встрече;
- Сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения приоритетных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и учащимися в учебном процессе.
Зарождению идей модульного обучения во многом способствовала неудовлетворенность педагогов в 70 – 80-е гг. XX века идеями и практикой применения программированного обучения. К моменту появления идей модульного обучения у многих педагогов был уже солидный опыт структурирования и программирования учебного материала. Однако, было ясно, что программированное обучение сильно сдерживает развитие учащихся.
В основе программированного обучения был реализован преимущественно бихевиористский подход к обучению, строящийся по схеме «стимул – реакция - подкрепление». А в основу модульного обучения была положена концепция П. Я. Гальперина, его теория поэтапного формирования умственных действий. В основе этой теории лежит деятельностный подход к процессу психических новообразований, признание единства психики и деятельности человека.
Достоинства модульного обучения:
- Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика;
- Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками;
- Задается индивидуальный темп учебной деятельности;
- Поэтапный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения;
- Достигается определенная «технологизация» обучения.
Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"
материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...
Из опыта внедрения блочно-модульной технологии на уроках физики
Обобщение опыта по осуществлению компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии...
"Технологическая карта урока как одна из составляющих технологии блочно-модульного обучения"
Данная презентация раскрывает теоретические основы технологии блочно- модульного обучения на уроках физики, показывает суть технологической карты урока и ее применения на различных этапах урока и на р...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ " Элементы технологии блочно- модульного преподавания на уроках физики"
Краткий конспект проведения мастер-класса по физике для районого МО учителей при аттестации на высшую категорию...
блочно-модульная технология на уроках математики
Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их инт...
Блочно-модульная технология преподавания математики
Чернокнижникова Людмила Михайловна...
Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения
В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....