Развитие познавательных интересов школьников
статья по теме

Толопилова Наталья Юрьевна

В современной педагогике всё больше внимания уделяется умению ребёнка учиться. Но как сделать трудный для ребёнка процесс обучения увлекательным?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.г.т. Уруша

Амурской области

Развитие познавательных интересов школьников

Учение с мучением или учение с увлечением?

Учение с увлечением нужно всем без исключения!

 (С.Соловейчик)

Учитель МБОУ СОШ п.г.т. Уруша

Н.Ю.Толопилова

2013г.

Развитие познавательных интересов школьников.

Учение с мучением или учение с увлечением?

Учение с увлечением нужно всем без исключения!

 (С.Соловейчик)

В современной педагогике всё больше внимания уделяется умению ребёнка учиться, получать новые знания самостоятельно и при этом не испытывать "мучений" , когда необходимо  узнать, понять, освоить, научиться. Как же сделать трудный для ребёнка процесс обучения увлекательным? Этому во многом способствуют интерактивные методы обучения, когда взаимодействие между учащимися и учителем строится в форме игр, дискуссий, в процессе которых ребёнок получает новые знания и приобретает необходимые навыки.

При использовании интерактивных методов происходит активное включение ребёнка в учебный процесс, повышается познавательная мотивация. Более того, ребёнок учится навыкам общения (умение слушать, задавать вопросы, вступать в дискуссии, работать в группах и принимать на себя ответственность за совместные и собственные решения и действия), поскольку одним из основных элементов в понятиях, характеризующих интерактивные методы обучения, является часть "взаимо": взаимообучение, взаимодействие, взаимопонимание, ведь понятие "интерактивный" происходит от английского "interact" ("inter" - "взаимный", "act" - "действовать"). Поэтому только такое обучение можно назвать интерактивным, в результате которого между учащимися и учителем установился очень тесный контакт, взаимодействие в форме обсуждения проблемы, решения ситуации, разрешения дискуссии, причём сам процесс решения проблемы даже важнее, чем искомый ответ, ведь целью интерактивной методики является, в большей степени, привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов, а не передача какой-либо информации.

В своей практике я использую различные инновационные технологии: здоровьесберегающие, игровые, метод исследований и проектов, проблемно-диалоговое обучение, ИКТ. Использование данных технологий позволяет, с одной стороны, контролировать деятельность каждого ребёнка, дифференцировать процесс обучения, с другой стороны, активизировать познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс. Всё это позитивно сказывается на успеваемости по предмету, повышает уровень заинтересованности учащихся предметом.

Известно большое количество интерактивных методов обучения для работы в парах, группах, всего класса, которые можно использовать в зависимости от типа и этапа урока. Все они предназначены для создания ситуации диалога, атмосферы повышенного интереса, учения с увлечением.  Нам с ребятами более интересны и близки следующие: ПОПС-формула (или метод "Пресс"), "Дерево решений", мозговой штурм, общая дискуссия, "Выбери позицию", "Проверь себя", синквейн, кластер, "Бортовой журнал",  "Незаконченное предложение", цифровой диктант, "Лови ошибку" и др.

Использование ПОПС-формулы активизирует учащегося на доказательный ответ, развивает мыслительную деятельность, учит аргументировать ответ и делать выводы ("Я считаю, что... - потому что... - Я могу доказать это на примере... - Исходя из этого, я делаю вывод..."). Всё это - прекрасная возможность получить уже с младшего школьного возраста необходимые навыки для успешной сдачи итоговой аттестации.

"Дерево решений" - метод, который позволяет учащимся определить свою позицию, сделать выбор либо отметить контрастные черты, качества литературного персонажа, явления. Например, при изучении произведения М.Горького "На дне" перед учащимися ставится проблема: Лука - положительный или отрицательный персонаж - и предлагается заполнить "дерево решений", приведя аргументы в защиту или против героя.  Такой вид работы заставляет учащихся анализировать ситуации, связанные с образом героя, определяться в своей позиции, вступать, возможно, в дискуссию с самим собой.

Мозговой штурм и общая дискуссия направлены на решение конкретной проблемы или поиск ответа на вопрос, сопровождаются обменом идеями, мнениями в группе. При изучении поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души" ребятам предлагается подумать, кто из персонажей находится на самом дне "ада", а кто может "подняться". Мнений много, дискуссия проходит оживлённо и вызывает бурю эмоций, если кто-то ставит именно Плюшкина на верхний круг дантовского ада. Всем больше симпатичен Манилов, и далеко не все подмечают тот неугасший огонёк в глазах, который загорается только у самого "ничтожного" персонажа. Удивлённо распахнутые глаза ребят - это ли не доказательство того, что  учение может и должно  проходить  с увлечением.

Синквейн позволяет в творческой форме провести рефлексию.

При изучении новой темы использую метод составления кластеров, когда ключевое понятие "обрастает" понятиями, свойствами, признаками. Таким образом перед ребёнком в сжатой, схематичной форме предстаёт весь материал параграфа или статьи. Например, при изучении темы "Категория состояния как часть речи".

           

Также продуктивен метод "Бортовой журнал", куда ученик вносит сведения:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

Эти методы активизируют мыслительную деятельность ребёнка, учат вычленять значимую информацию, обобщать сведения, делать выводы.

Методы "Лови ошибку" (корректирование текста с заведомо допущенными ошибками), "Третий лишний" (найти понятия, объединённые сходными признаками и исключить лишнее понятие), цифровой диктант (ученик соглашается или нет с утверждением учителя, в результате чего получается число, состоящее из 0 и 1), "Проверь себя" (учащиеся самостоятельно фиксируют правильные ответы), "Незаконченное предложение" (учащимся предлагается самостоятельно домыслить начатую фразу) и др. помогают учителю в ученике развивать такие качества, как самостоятельность, ответственность за свой выбор, коммуникативность,  повышают учебную мотивацию, а также способствуют сохранению физического, психического, нравственного здоровья детей,  поскольку помогают разнообразить формы работы на уроке, снижают школьную тревожность  и создают ситуацию успеха.

Итак, интерактивное обучение, несомненно, повышает мотивацию учащихся, делает процесс обучения более увлекательным и осмысленным.

В учении все зависит от науки, от учителя и от ученика.  

(С.Соловейчик)

Учёный и педагог Ю.А. Конаржевский утверждал: " Современная ситуация требует от человека гибкого мышления, способности к быстрой переориентации, к отказу от догм и привычных представлений, восприятия нового, нетрадиционного, принятия творческих, нестандартных решений".

Чего же ждёт сегодня от  школы общество? Современного урока, современного учителя, современного подхода к ученику. Что следует понимать под словом "современный"? Доктор педагогических наук А.В.Хуторской выделяет следующие критерии современного урока: урок самореализации ученика, урок открытия нового, урок создания образовательной продукции, урок развития компетентностей, урок коммуникаций, метапредметный урок, урок социального учёта.

Какие требования предъявляются к учителю? Прежде всего, учитель - организатор, но не информатор! Учитель  не даёт знания в готовом виде, не исправляет ответы сам, предоставляя право сделать это ученикам.

Итак, современного учителя должен характеризовать профессионализм,  блестящее знание своего предмета (ведь невозможно научить тому, чего не знаешь сам), компетентность, а также, как и во все времена, любовь к детям и своей профессии.

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. В.Вильсон

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. В.О.Ключевский

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников

В работе рассказывается как на уроках математики развить познавательный интерес учащихся к предмету...

Педагогический проект "Развитие познавательного интереса школьников при обучении биологии через деятельностный подход"

"Развитие познавательного интереса школьников при изучении биологии через деятельностный подход"...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Развитие познавательного интереса школьников к изучению математики

Развитие познавательного интереса школьников к изучению математики...

статья "Развитие познавательного интереса школьников на уроках математики"

Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности известный психолог  А.Н.Леонтьев, подтверждая с...

Олимпиады и конкурсы как фактор развития познавательного интереса школьников к урокам экономики

Материал напечатан в сборнике IV Международной научно - практической конференции "Проблемы экономики и информатизации образования"...