Педагогический проект "Развитие познавательного интереса школьников при обучении биологии через деятельностный подход"
статья по теме

Словесная Ольга Михайловна

"Развитие познавательного интереса школьников при изучении биологии через деятельностный подход"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_proekt1.doc695 КБ

Предварительный просмотр:

Словесная О. М.                                                                                                     Педагогический проект

Проект

«Развитие познавательного интереса школьников при изучении биологии

через деятельностный подход»

Общие сведения о проекте

Вид проекта  незавершенный.

Область инновации – технологии обучения.

Масштаб нововведения – локальный.

Сроки реализации нововведения – 2007-2010 уч. гг.

Количество педагогов, участвующих в нововведении – 1 (урочное время), 5 (внеурочное время).

Количество обучающихся, участвующих в эксперименте по реализации нововведения (по параллелям классов):

2007-2009 уч.г. – 5-8 кл – 177

2009-2010 уч.г. – 5-8– 169.

Информационно- аналитическая деятельность

У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…». По-моему мнению, сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и к биологии в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Это и понятно, ведь учитель перестал быть единственным источником знаний. С экранов телевизоров, компьютеров, со страниц книг, журналов и газет на детей обрушивается мощный поток самой разнообразной информации. И, замечу, информации яркой, запоминающейся, интересной. От перегрузки сведениями организм обучающегося спасается привычным способом – лишняя информация не воспринимается, быстро забывается. О чем надо позаботиться, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлеченно, и как использовать это для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса?

Хочу отметить, что развитие познавательного интереса учащихся рассматривается не как самоцель, а как одно из средств достижения более высокой цели, а именно: развитие личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению.

Сущность ведущей идеи моей педагогической концепции заключается в том, чтобы в работе использовать формы и методы преподавания биологии, способствующие не только усвоению знаний и умений по предмету, но и, вырабатывающие умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность и обеспечивающие ее перевод на уровень продуктивного творчества.

Актуальность - обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия между:

-природной любознательностью ребенка, стремлением к творческому самовыражению и его фактической пассивностью на уроках, обусловленной условиями образовательной среды, создаваемой авторитарным стилем обучения;

-новыми требованиями к выпускникам школ, заключающимися в образованности, предприимчивости, самостоятельности, толерантности, устойчивом познавательном интересе… и сохраняющейся традиционностью педагогических позиций, о том, что выпускник должен усвоить определенные знания, умения и навыки по каждому учебному предмету в соответствии с образовательной программой, а не способы приобретения и усвоения знаний;

-широким спектром технологий, методов и средств развития познавательного интереса школьников и недостаточной готовностью учителей – предметников использовать имеющиеся теоретические разработки с учетом содержания определенной учебной науки.

В работах педагогов-исследователей, касающихся развития познавательного интереса школьников, раскрыты некоторые подходы к разрешению указанных противоречий (исследования В.В.Гузеева, И.Д.Чечель, Е.С.Полат и Д. Дьюи посвящены методу проектов; Л.М.Панчешникова, Г.А.Понурова - различным аспектам проблемного обучения).

Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно изучены возможности деятельностного подхода на уроках биологии, как основополагающего фактора развития познавательного интереса школьников.

Проведенный в 2007 г. анализ собственной педагогической практики показал, что, несмотря на позитивные изменения в разрешении указанных противоречий, у ряда, обучаемых мною, школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в некоторых случаях отрицательный познавательный интерес. Я пришла к выводу, что у обучающихся со сниженным познавательным интересом не формируется целостный взгляд на мир. У данной категории обучающихся задерживается развитие самосознания и самоконтроля, вырабатывается, а с годами закрепляется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания в основном - отрывочные и поверхностные. Это и определило цель моей дальнейшей педагогической деятельности – развитие познавательного интереса школьников через использование деятельностного подхода. В частности, мною была выдвинута гипотеза: развитие познавательного интереса школьников проходит наиболее эффективно, если при преподавании биологии используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода (проектное обучение, проблемное обучение, технология коллективного способа обучения) и развивающие познавательный интерес школьников.

Условия для реализации проекта

        Организационные условия. МОУ Кожевниковская СОШ №1 имеет многолетний опыт

жизнедеятельности в режиме развития, обладает материально-техническими, управленческими условиями для реализации проекта. Вместе с тем на уровне организационном следует внести данный проект в перечень инновационных разработок для его психолого-педагогического сопровождения, внести в локальную программу повышения квалификации по проблематике «Современные образовательные технологии».

        Информационные условия. Собрать материал по технологиям, отвечающих принципам деятельностного подхода и развивающих познавательный интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности; создать банк данных по методическим приемам, использующихся в выбранных технологиях.

        Кадровые условия. Привлечь психологическую службу школы для диагностики и мониторинга.

        Мотивационные условия. Проект актуален, участие педагогов в проекте может внести мощную мотивацию в разработку направления в методической службе школы с выделением творческой группы.

        Программно-методические условия. Обобщить опыт использования технологий в методическом пособии. Обеспечить всех заинтересованных педагогов этими методическими разработками.

        Материально-технические условия. Для реализации проекта необходима интерактивная доска, 8 микроскопов, АМУ. Обновить методическую литературу, справочную литературу.

        Нормативно-правовые условия. Данный проект не нуждается в создании новых документов и может осуществляться в рамках реализации программы развития школы.

  Финансовые условия. Поощрять деятельность учителя в рамках стимулирующего фонда оплаты труда по утвержденным критериям и показателям.

        

Перспективный план работы по проекту.

Задачи

Исполнители

Оформление результатов

Сроки

Примечание

Фаза проектирования: август 2007-октябрь 2007г.

Информационно-аналитическая деятельность

1.

Анализ успеваемости учащихся 5-8 классов и их участия во внеурочной деятельности

Словесная О.М.

Аналитическая часть проекта

Август 2007

Материал войдет в 1 раздел проекта, его подготовительный этап

2.

Анкетирование учащихся 5-8 классов

Дернова М.Н.

психолог

Аналитическая справка

Сентябрь 2007

3.

Модификация учебных программ и создание программ элективных курсов

Словесная О.М.

Скорректированная программа и программы элективных курсов

Сентябрь – октябрь 2007

4.

Создание программы внеклассной деятельности

Словесная О.М.

Программа внеклассной деятельности

Октябрь 2007

Технологическая фаза: сентябрь 2007 –август 2010 г.

Опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность

1.

Выбор пилотных и контрольных классов

Словесная О.М.

Эксперимент на общеобразовательном классе с низким уровнем качества успеваемости

Сентябрь 2007

Мониторинг

2.

Подготовка к участию в

олимпиадах

различного уровня через ведение элективного курса с использованием современных образовательных технологий

Словесная О.М.

Оформление стенда достижений, публикация результатов на школьном сайте

Ноябрь -декабрь 2007,2008

2009

3.

Подготовка к участию в научно- практических конференциях (муниципальная и региональная) через элективный курс и участие в работе «Малой школьной академии наук»

Словесная О.М.

Наполнение портфолио

Март 2008,2009 2010

4.

Привлечение к разработке и реализации социальных проектов

(проекты «Кедр – возрождение традиций», «Привлечем птиц в наши села»)

Словесная О.М.

Сладкина Е.Г.

Безвинная Т.А.

Диплом финалистов конкурса социальных проектов «Я – гражданин России»,

Диплом участника международной акции «Марш парков-2008»

2007 – 2010 год

Трижды мы являемся победителями конкурса экологических проектов, который организует Департамент природных ресурсов Томской области и международный фонд GLOBAL  GREENGRANTS  FUND

5.

Вовлечение в работу на пришкольном участке

Словесная О.М., Галкина Т.Л.

Отчеты по практике

Июнь –август 2008, 2009,2010

6.

Промежуточное анкетирование, промежуточный мониторинг.

Дернова М.Н. – психолог,

Словесная О.М.

Аналитическая справка по результатам анкетирования и мониторинга

Январь 2008,20092010

Май 2008,20092010

Рефлексивная фаза: январь2010-май 2010 г.

Изучение результатов деятельности

(коррекция модели, обобщение и распространение)

1.

Анализ мониторинга и анкетирования

Словесная О.М.

Дернова М.Н.

Аналитическая справка

Январь 2008,20092010

Май 2008,20092010

2.

Обобщение  работы, распространение опыта

Словесная О.М.

Методические рекомендации

Июнь 2010

3.

Проведение РМО по распространению опыта

Руководитель РМО

Аналитические материалы по итогам работы

Октябрь

2010

Оформление результатов

1.

Сбор материала для создания методических рекомендаций

Словесная О.М.

Методические рекомендации

Июнь-август 2010

2.

Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы»

Словесная О.М.

Статья

Сентябрь 2010

Издательская деятельность

1.

Методические рекомендации для учителей биологии

Словесная О.М

Сборник статей по

материалам проекта.

Ноябрь 2010

        

        В 2007 году учебный год я начала с анкетирования «Биология – предмет: интересно или нет?». Учащимся 5-7 классов были предложены вопросы:

  1. Нравится ли тебе предмет биология?
  1. Да        
  2. Нет
  3. Не знаю
  1. Если да, то можешь ли ты объяснить почему?
  1. Узнаю много нового
  2. Нравиться работать с микроскопом
  3. Люблю животных
  4. Нравятся выполнять лабораторные работы
  5. Интересно узнавать о строении и многообразии животных и растений
  6. Просто нравятся уроки
  7. Нравиться учитель
  8. Свой вариант ответа

  1. Если тебе нравится биология, то попробуй объяснить, где тебе пригодятся знания по биологии:
  1. Нужна для поступления
  2. Для общего развития
  3. Свой вариант ответа
  4. Знания полезны для жизни

  1. Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?
  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда

  1. Как ты оцениваешь свои знания по биологии?

Имею

Знаю

Могу

Имею3

Знаю на 4

Могу на 5

  1.  Что является, на твой взгляд, причиной твоих успехов или неудач?

  1. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по биологии?

 Проанализировав анкеты, я сделала вывод, что 98% учащихся нравиться биология и только 2% учащихся к биологии равнодушны.

Ребятам нравиться изучать биологию, потому что они узнают много нового, нравиться работать с микроскопом, нравится учитель.

Биологические знания нужны в основном для общего развития, для работы в огороде, только 3 человека из параллели 8 классов указали, что биология нужна им для поступления.

Промежуточное тестирование показывает, что ярко выраженный интерес к предмету биология у обучающихся 5-8 классов возрос с 40% в 2007г. до 60% в 2010г. Уроки биологии во всех вышеназванных классах названы обучающимися, как одни из самых интересных и комфортных. С 2007 по 2010г. уровень положительной мотивации к изучению биологии у обучающихся  5-8 классов вырос с 63 до 84%.

Ребятам нравиться изучать биологию, потому что они узнают много нового, изучают строение и разнообразие живых организмов, проводят наблюдения на лабораторных работах, работают с микроскопом. Им нравиться общаться с таким учителем, как учитель биологии. Предмет очень занимательный и увлекательный. Многие любят животных и потому интересуются биологией.

По мнению 98% учащихся, в будущем пригодиться биология. Некоторые обучающихся хотят быть учителем биологии, другие собираются поступать в медицинский институт или в биологический институт ТГУ. Есть учащиеся, которые считают, что биология нужна, потому что есть желание знать о природе все. Часть обучающихся решили, что знание о биологии нужно им для общего развития. Большинству обучающихся помощь в подготовке домашнего задания не нужна. Многие желают улучшить свои результаты по биологии.

Работа по развитию интереса повлияла на выбор биологии как профильного предмета.

С 2008 года группы биолого-химического профиля в 10 классе увеличилось, количество учеников достигло 14 человек (по сравнению с другими годами – 5-6-7человек), причем, только один ребенок в группе «случайно» и только потому, что просто нравится предмет и учитель. Все остальные видят себя студентами биологических специальностей.

Деятельностный  подход на уроках биологии

        Деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь ученика в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях учащихся с учебным материалом. Реализация деятельностного подхода позволяет последовательно осуществлять  ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный,

рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности. По сути, школьники становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения.

В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание учащихся к поиску новых знаний. Использование компьютерных технологий позволяет дополнить существующие наглядные средства обучения, помогает учащимся, имеющим проблемы со зрительным и слуховым восприятием. Роль учителя заключается в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.

        Технология деятельностного метода, используемого мною на уроках, включает

проблемное преподавание,  элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности учащихся.

        Создание  проблемных  ситуаций, постановка  учебных проблем, проблемных вопросов-задач - пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

Хочу отметить, что применение  проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.

  1. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
  2. Ученик должен обладать определённым запасом знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
  3.  Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

         Однако преимущества проблемного подхода очевидны.

  1. У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
  2. Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
  3. При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.

Интерес к предмету заставляет школьников больше читать  биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в про цессе  поисковой работы.

Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда  связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны,  не свертываясь? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?»

Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Подготовка сообщений  к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу.

Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником.

Например, на уроке «Строение и работа сердца»  после  рас сказа  по модели о строении сердца, (из курса зоологии учащиеся имели представление о связях между строением и функциями сердца млекопитающих) проводится работа в разноуровневых  группах. Предлагаю учащимся выдвинуть предполагаемые функции каждого отдела сердца, заполнив самостоятельно 2-ю графу таблицы, а потом найти в учебнике правильный ответ, проверить себя и заполнить 3-ю графу таблицы.  

Таблица. «Связь строения  и  функций сердца»

Особенности строения

Предполагаемая функция

Подлинная функция

1.Околосердечная сумка

И т. д.

 2.   Стенки   сердца    из скелетных   мышц  и  

Школьники в коллективной беседе обсуждают  ре зультаты самостоятельной работы, подъем активности и интереса, учащихся к уроку  очевиден.

Предварительное  домашнее задание(наблюдение), подготавливающее к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке.

Наблюдения за биологическими  объектами – это целеполагающее восприятие,  направленное на научную или практическую деятельность, заканчивающееся обязательным формированием понятий, установлением разнообразных связей, различных сторон объекта. Для ведения наблюдений учащиеся пользуются следующим алгоритмом: постановка цели, ознакомление с заданием, порядок действий, фиксация результатов, формулирование выводов. Например,  к уроку «Видоизмененные побеги» задаю учащимся домашнее задание: «Проведите лабораторную работу в такой последовательности: разрежьте пополам огурец, яблоко, клубень картофеля, луковицу, рассмотрите их строение; выделите признаки плода и признаки побега; найдите среди рассмотренных органов побеги, назовите их признаки». Проблемный вопрос заложен в самих объектах изучения, учащиеся часто допускают ошибку, принимая за плоды клубень картофеля, луковицу лука и другие видоизмененные побеги. Домашнее задание подготовило создание проблемной ситуации на уроке, когда ставлю вопрос: «К каким органам относятся клубень и луковица?» Ответ учащиеся дают на основе анализа результатов домашней работы в ходе наблюдения.

Проблемные задания при  изучении нового материала(работа с раздаточным материалом).

Например, в ходе изучения  темы  «Классификация растений» в VI классе  предлагаю  учащимся ознакомиться с таблицей (см. таблицу ниже), а затем самостоятельно рассмотреть живые растения, гербарии и плоды, имеющиеся на столах, и дать предположительный ответ на проблемный вопрос: «Почему все названные в таблице растения относятся к семейству крестоцветных, или  розоцветных, или  мотыльковых   (бобовых)? »

Таблица. Разнообразие растений семейства..

Продовольственные растения

Декоративные растения

Кормовые растения

В процессе беседы учащиеся составляют схему анализа семейств (общие признаки, цветок, плод, использование) и дают характеристику семейства, работая в парах взаимопомощи.

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.

Например, на уроках в 8 классе  ставлю вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Почему во время дальних походов солдатам давали кусочки солёной рыбы? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках  в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание? Почему одни заболевают, наступив на холодный пол ногой, а другие купаются зимой в проруби и не простужаются».

Подобные проблемные вопросы являются для учащихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний.

Проблемное обучение на уроках биологии через решение задач.

 Почему использую этот метод? Во-первых, в задаче необходимо: 1)уметь сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 2) необходимо четкое знание терминов, их смысла; 3)правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых,  задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих,  самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе.

Таким образом, через задачи  определяю, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает.  Например, В 6-7 классах в разделе «Животные» по теме «Тип Простейшие» необходимо решить вопрос взаимосвязи функции и строения органа (организма) и среды обитания. Этому способствует решение следующих задач: 1. Почему у морских простейших сократительные вакуоли очень редко сокращаются или отсутствуют вообще? 2. Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?  Решение биологических задач  в 9 – 10 классах на  кодирование  и декодирование белков,  наследование генетических  закономерностей,  задач творческого и проблемного характера по любой теме  позволяют проверить степень усвоения теоретического материала.

Как учитель-практик понимаю, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным, учитывающим способности, потребности и особенности каждого ребенка.

Выполнение практических заданий, включающих элементы исследования. При использовании исследовательского подхода у учащихся расширяется кругозор, развиваются творческие способности, а также происходит активное включение в процесс самореализации и саморазвития. В 5-6 классах на уроках важное место занимает  эксперимент, который  оказывает большое воспитательное и познавательное значение, так как учащиеся сами формулируют цель опыта, определяют методику закладки, выдвигают гипотезу о том, какие будут результаты. Чем старше школьник, тем больше предоставляю самостоятельности, усложняю мыслительную деятельность.

Например, при изучении темы «Борьба за существование» использую опыт, поставленный в летний период - «Влияние густоты посева бархатцев на всхожесть, бутонизацию, цветение и образование семян», результаты которого  выносятся на обсуждение при изучении внутривидовой борьбы за существование.

Научно-исследовательская деятельность позволяет каждому школьнику испытать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Главной  своей задачей считаю создание и поддержание  творческой атмосферы в этой работе.

Использование  информационно – коммуникационных технологий в разных ситуациях и на разных этапах урока.

Девизом для использования компьютерных технологий взяла цитату из выступления генерального директора Intel Craig Barreta «Чудеса творят не компьютеры, а учителя».

Изучая теорию и практику использования информационной технологии обучения (компьютеризации обучения) В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершова ищу пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств.

Используя навыки работы на компьютере и существующие программы, вместе с учениками, создаю  свои проекты электронного учебника. Созданный совместно с учениками сборник презентаций по курсу «Биология. Человек» был представлен на Районном педагогическом марафоне (август). При работе над собственной версией использую преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий.

В 2009 году в классе появилась интерактивная доска. Интерактивная доска дала возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, они (ученики) быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды. Интерактивную доску на различных этапах урока мы чаще используем  в следующих направлениях:

  1. Презентации, демонстрации

Интерактивная  доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданных презентаций.

Вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо.

  1. Улучшение темпа и течения занятия.

Использование интерактивной доски улучшает планирование, темп и течение урока, улучшает понимание материала. Правильная работа с интерактивной доской помогаем проверить знания учащихся. При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как средствами интерактивной доски легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции или опроса. Рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы. Таким образом,  всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, сделать выводы или повторить то, что некоторые из учеников не очень поняли. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, действия отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.  

Эффективно проведение индивидуальной работы, написанное закрыть и показать в нужный момент урока.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. На одном и том же чертеже можно решать несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж остается.

Вместе с тем важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех наших проблем. И совсем не обязательно работать с ней постоянно, на каждом уроке. Есть темы, при изучении которых применение интерактивной доски неэффективно. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения, т.е. использование фрагментарно.

Эффективное использование  всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.

            Современный  педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.

Обучение на основе  проектной деятельности - это один из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Данную методику широко использую в 5- 8 классах и в работе инициативной группы «Возрождение». Например, учащимся 7 класса после изучения темы «Птицы» предлагаю работу над проектом по предложенным темам (допускаю свободный выбор), с данными проектами учащиеся участвуют в «Ярмарке знаний» «Птичий калейдоскоп».

Основными пунктами содержания проекта для детей этого возраста являются:

 1) введение

             2) раскрытие темы

             3)стихи и загадки о птичьих повадках

 4) мои наблюдения за птицами

 5) викторина, кроссворд, «заморочки для бочки»

 6) используемая литература

 7) приложение.

Цели, которые ставят учащиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала.

Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют  не только другие дети, но и родители.

В 2008 году, занимаясь проектной деятельностью с 6 классом, обратила  внимание на снижение интереса к работе. Из разговора с детьми стало ясно, что длительные проекты им не под силу. Чтобы не допустить снижение интереса, я разбила проект на несколько частей. Детям стало гораздо легче и интереснее работать с проектом.  

         Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии предполагает принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, что я не делаю за ученика, не указываю ему, что делать, не решаю за него его проблемы, а даю ему возможность осознать себя, разбудить собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. В своей практике использую технологию критического мышления, включающую три стадии.

1 стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  1. актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  1. вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  2. побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Первая стадия  проводится по модели «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисую значок корзины (возможно готовый рисунок), в которой условно будет собрано то, что  ученики вместе знают по изучаемой теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа), время на обсуждение не более 3 минут. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя при этом ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В «корзину идей» «сбрасываются» факты, мнения,  проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия  связываются в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

2 стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Проводится по модели «Составление кластера».

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом “корзина”, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание “корзины”.

Кластер-это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

3 стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  2. присвоение нового знания, новой информации учеником;
  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

         Личностно-ориентированное обучение дает возможность не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания необходимые для становления самобытного личностного образа, для диалогического взаимодействия с людьми.

Основные методические приемы технологии критического мышления: групповая дискуссия,  чтение с остановками, кластеры, синквейн, десятиминутное эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, «знаю – хочу знать – узнал», «тройственный дневник».

Считаю, что чем чаще проверяется  и оценивается работа ученика, тем интереснее ему учиться. В практике использую дидактические материалы для самостоятельных работ, решение биологических задач, карточки с «немыми» рисунками, решение тематических кроссвордов, тестовые задания разной сложности и структуры, игровые моменты, графические и терминологические, программированные  диктанты, и др.

         Стараюсь, чтобы в учебной  деятельности наблюдалась направленность от репродуктивных к творческим видам заданий, от контроля - к самоконтролю, от оценки учителя - к самооценке ученика.

         На обобщающих уроках часто использую творческие виды и формы деятельности. Целью данной работы является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе.

Так, например, после изучения темы  «Млекопитающие» в 7 классе провожу творческий зачет. Заранее предлагаю учащимся разбиться на группы по 5 человек, в группе распределить роли.

1. Анатом - знает все о внешнем строении животных данного отряда.

2. Физиолог: умеет объяснить работу всех систем внутренних органов.

3. Этолог: сообщает об особенностях поведения животных (живут парами, в стаях, ведут

дневной, ночной образ жизни, строят жилища, заботятся о потомстве).

4. Аналитик: обобщает, делает выводы об уровне развития животных данного отряда, о роли в

природе и жизни человека. Называет семейства, представителей, возможно, приводит какие-то статистические данные.

5.Секретарь (наиболее сильный, возможно подготовленный ученик): составляет план ответа группы, выбирает форму отчетности, выставляет оценки. Непосредственно на уроке знакомит все остальные группы со «своими специалистами».

Зачет начинается с выбора секретарем карточки с названием отряда млекопитающих и формой отчета, затем он выбирает все необходимые материалы для своей группы (таблицы, рисунки, справочные и дополнительные материалы и т.д.). На подготовку отводится 15 – 20 минут,  группы выступают по очереди. Формы отчета (у каждой группы своя): выступление участников, подготовка статьи в энциклопедию, репортаж с места события, «хвалебная речь отряду» (с соответствующими требованиями: ораторские умения, доказательность, краткость), форма вопросов и ответов.

Каждая группа в конце урока сдает диагностический лист, в котором отмечает наиболее понравившиеся задания, задания, которые показались сложными, указывается фамилия ученика, ответственного за выполнение определенной работы, и выставляется оценка. Так как все материалы сдаются  в письменном виде, имею возможность поставить объективную оценку, исходя из собственных наблюдений, мнения членов группы и выполненного задания.

         Кроме того, «творческие зачеты»  привлекают учащихся групповой формой работы, при которой,  во-первых, формируется положительная  «Я – концепция», поскольку ребята открывают в себе способности, о которых раньше не знали: выявляются лидеры в разных областях знаний, организационные лидеры,  генераторы идей, конфликтологи. Во-вторых, нередко создаётся ситуация успеха. В-третьих, школьники учатся друг у друга, а  не только у учителя - это немаловажно. Умение работать в группе  вырабатывает цивилизованную манеру общения, что облегчит им в будущем работу в коллективах.

Использование проблемного подхода в обучении биологии,  позволяет мне достигать определённых результатов:

- проблемное  обучение  активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;

-  возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей  учащихся;

- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать  и воспитывать культуру умственного труда.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет организация импровизированных учебных занятий, имеющих нетрадиционную структуру (примеры в Приложении). Система нетрадиционных уроков дает возможность учащимся проявить себя, научиться ставить перед собой цель учебной деятельности и определять пути ее решения.

Классы

Виды уроков

Виды учебной

деятельности

Результат

5 - 6

классы

Зачеты в игровой форме,

деловые игры,

интегрированные уроки

Репродуктивный,

частично поисковый,

коммуникативный

Умение выступать перед

классом, составлять рассказ

по плану, выбирать главное

из текста

7-8 классы

Деловые игры,

конференции, уроки-

соревнования

Поисковый

(исследовательский),

аналитический,

коммуникативный

Участие в подборе

материала для уроков, в

разработке уроков

Особый интерес представляют игры. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими нервными затратами и волевыми усилиями, что позволяет высвободить интеллектуальный потенциал детей, использовать его более эффективно. Существуют игры, позволяющие развивать общеучебные умения и навыки. К примеру, важно научить ребенка работе с текстовой информацией. В биологии большое значение имеет терминологическая работа. Но порой работа с учебником, повторение терминов на уроке кажется школьнику чем-то неинтересным и нудным. Можно облечь подобные упражнения в развлекательную форму. Такие игры позволяют удерживать внимание и  интерес обучающихся.

  1. Шифровальщик

Прочитать текст. Законспектировать текст не словами, а уже знакомыми опорными сигналами. Выбрать лучший вариант.

  1. Пересказ по кругу.

Прочитать текст. Игроки (5-7) человек встают перед классом. Ведущий указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее каждый говорит по одной фразе. Так до конца. Одноклассникам предстоит исправить ошибки, если они были, выбрать самого активного.

  1. Дотошный ученик

Для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Прочитать текст быстро, но внимательно, затем составить список вопросов. Выигрывает тот, у кого этот список будет длиннее и подробнее.

  1. Термин

Перед началом игры класс делиться на команды (лучше по рядам). Назначаются ассистенты. Учащимся, сидящим за первыми партами в каждом ряду, дается тетрадный лист, на котором стоит номер команды. Учитель называет какую-либо тему. По команде учителя ученик пишет любой термин, связанный с материалом темы и передает листок сидящему сзади. Тот тоже пишет термин и передает следующему. Повторяться нельзя. Если ученик не вспомнил никакой термин, он передает листок дальше, ничего не написав. Игра идет ровно 1 минуту. Ассистенты собирают листки, проверяют, верно ли записаны термины, производят подсчеты и определяют команду-победительницу.

  1. Вопрос – ответ

Цель – повторение и закрепление пройденного материала. В конце урока в течение нескольких минут ассистенты раздают учащимся листы. Школьники по команде учителя записывают свою фамилию и формулируют любой вопрос по заданному материалу. Ассистенты собирают листки, перемешивают их и раздают вновь. Каждый обучающийся, получив листок с вопросом, пишет на другой стороне свою фамилию и отвечают на вопрос. Ассистенты через 1 минуту опять собирают листки, садятся за последнюю парту, проверяют и оценивают работы.

Игра может присутствовать на любом уроке. Можно просто изучать кровеносную систему, а можно путешествовать с эритроцитами и лейкоцитами и вести репортаж. Можно путешествовать с молекулой кислорода, глюкозы и т.д. Только здесь, как и вообще во всем, нужно знать меру, не заставлять ребят играть, а только предлагать.

Все изложенные выше приемы нашли свое отражение в элективных курсах. За период 2007 – 2010 года мною были проведены следующие элективные курсы:

«Лекарственные растения Томской области» - 5 класс

 «Растения и животные Красной книги Томской области» - 6 класс

«Экология – предмет: интересно или нет?» - 6 класс

 «Книга рекордов Гиннеса. Животные»- 7 класс

«Удивительный мир рептилий» - 7 класс

«Экспедиция в затерянный мир» - 7 класс

 «Если хочешь стать врачом» - 8 класс

«Кожа – зеркало здоровья» - 8 класс

«Наука быть здоровым» - 8 класс

«Анатомия в ЕГЭ и ГИА» - 8 класс

Сегодня, анализируя свою педагогическую деятельность, направленную на развитие познавательного интереса школьников на уроках биологии, я выделяю следующие положительные результаты:

Таблица 1. Мониторинг успеваемости по биологии.

Показатель

Количество учащихся

Учебный год

2005-2006

2007-2008

2008-2009

6 «а»

8 «а»

9 «а»

абсол./качеств.

21

100/90

100/90

100/95

6 «б»

8 «б»

9 «б»

абсол./качеств.

23

100/43

100/61

100/65

5 «а»

7 «а»

8 «а»

абсол./качеств.

30

100/86

100/90

100/94

5 «б»

7 «б»

8 «б»

абсол./качеств.

20

100/80

100/60

100/70

5 «а»

6 «а»

абсол./качеств.

23

100/83

100/87

5 «б»

6 «б»

абсол./качеств.

15

100/80

100/73

6 «а»

7 «а»

абсолютная

21

100/71

100/76

6 «б»

7 «б»

абсол./качеств.

23

100/83

100/87

Из анализа таблицы видно, что качественная успеваемость имеет положительную динамику. Абсолютная успеваемость стабильно 100%, но изменилось соотношение между «4» и «5», что также говорит о положительной динамике.

Таблица 2. Результативность участия в академических олимпиадах по химии, биологии и ОБЖ (медицина).

Уровень

2005-2006 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Участники/призеры

Участники/призеры

Участники/призеры

школьный

10

6

-

-

12

7

муниципальный

6

4

-

-

6

5

Региональная

(заочная)

-

-

10

1

Баталина Юлия -1м

13

2

Адаменко И 1м

Бевз Анна 2м

Региональная

3

Адаменко И

Диплом в номинации «Медицина»

Всероссийская дистанционная

викторина

8(команда «Диафрагма»)

        

        Из таблицы видно, что высокий уровень предметных знаний позволяет обучающимся успешно выступать на предметных олимпиадах (муниципального и регионального уровней):

        В 2008-2009 учебном году мои обучающиеся не принимали участие в районном и региональном очном этапах Всероссийской олимпиады школьников (после возвращения из декретного отпуска нагрузка состояла из часов в 5-8 классах). Однако 10 человек из 5-8 классов участвовали в областной заочной олимпиаде, Бевз Анна, занявшая в 2008-2009 учебном году 4 место, в 2009 -2010 учебном году заняла второе место, уступив победителю 1 балл, следующий участник имеет отрыв от 2 места 6 баллов, а Адаменко Ирина заняла 1 место по ОБЖ. В 2009-2010 учебном году 3 участницы были приглашены для участия в областной олимпиаде, где Адаменко Ирина получила Диплом в номинации «Медицина» (60 баллов из 60).

        В 2008-2009 учебном году учащиеся 8 класса участвовали в Дистанционной эколого-биологической викторине, проводимой Центром коммуникаций и информационных систем в образовании Департамента образования Ярославской области, за результативное участие команда получила благодарственное письмо.

Участие в научно-практических конференциях:

Районная научно-практическая конференция. 2008-2009 учебный год.

Ветошкина Алена – проект «Птицы нашего села» - 3 место.

Полосина Алена – проект «Мир пыли»

Бевз Анна и Бучинская Светлана – проект «Левши или амбидекстры?»

Региональная научно–исследовательская конференция«Виват, одаренные»

                 Ветошкина Алена – проект «Птицы нашего села»- поощрительная грамота

Полосина Алена – проект «Мир пыли»

Мисуркина Виктория, Зарина Анастасия, Бучинская Светлана, Бевз Анна – проект     «Кедр – возрождение традиций» - 1 место..

                Ребята почувствовали «вкус успеха» и изъявили желание продолжить занятие проектной деятельностью. В 2009-2010 учебном году количество желающих попробовать себя в роли исследователей возросло: в работе 5 проектов по биологии и 1 проект по химии:

  1. Биоритмы человека
  2. Утилизация мусо ра — одна из важ нейших проблем современной циви лизации.
  1. Влияние киноиндустрии на сознание  и подсознание подростка.
  2. Исследование качества молока.
  3. Изменение слуха подростков.

                Желание детей заниматься проектной деятельностью получило поддержку с моей стороны, так как, на мой взгляд, это одна из форм работы, которая позволяет реализовать деятельностный подход в обучении. Занятие исследовательской деятельностью в значительной степени способствуют развитию креативного мышления.

Деятельностный  подход во внеурочное время

Пришкольный учебно-опытный участок.

В течение 10 лет я являюсь одним из руководителей учебно-опытного участка, который используется для проведения учебных, внеклассный занятий и исследовательской деятельности по биологии, экологии и трудовому обучению. Работая на участке и в теплице, обучающиеся получают следующие умения и навыки:

  1. посадка и выращивание комнатных растений,

   уход за ними;

  1. подготовка к посеву цветковых, бобовых, корнеплодов и овощных растений;
  2. обработка почвы и внесение удобрений;
  3. посев семян и выращивание цветочно-декоративных растений
  4. посев семян овощных культур и уход за ними;
  5. посадка плодово-ягодных, декоративных кустарников и уход за ними;
  6. использовать способы размножения растений;
  7. уметь вести учет полученного урожая;
  8. проводить опыты в соответствии с программой и оформлять полученные наблюдения

Организуя исследовательскую деятельность обучающихся, которая способствует активизации познавательной деятельности, широко использую возможности пришкольного участка. У обучающихся вырабатывается наблюдательность, исследовательские навыки, способность к планированию работы, умение делать выводы, творческое отношение к труду.

Исследовательская работа на участке представлена в таблице.

Таблица 3. Информация о целях и результатах

исследовательской деятельности, проводимой учащимися.

№ п\п

Название опыта

Цель

Результат

1

Влияние предпосевной обработки семян на урожайность моркови

Закалкой семян перед посевом ускорить появление всходов и дальнейшее их развитие

Урожай оказался низким и на опытной и на контрольной деляне, т.к. лето было сухое и жаркое, а также на урожайность оказал влияние бедный состав почвы, требующий внесения удобрений.

2

Выявление влияния срока сева на продолжительность цветения бархатцев в открытом грунте

Выявить влияние сроков посева на

продолжительность цветения бархатцев в

открытом грунте

Для того чтобы бархатцы как можно дольше цвели в открытом грунте рассаду необходимо высеивать с 15.04- 15.05.Для того чтобы образовались и вызрели семена, бархатцы необходимо высаживать в открытый грунт с 1 июня

3

Влияние агротехнических мероприятий на количество колорадского жука и  урожайность картофеля

Исследование  влияния

агротехнических

мероприятий на

количество колорадского

жука и  урожайность

картофеля

Использование рядков с приманкой, раннее окучивание с полной засыпкой ботвы, второе окучивание, скашивание ботвы и её сбор, уничтожение позволили успешно бороться с колорадским жуком и его размножением

4

Влияние удаления бутонов и цветов на урожайность картофеля

Определить, как влияет удаление бутонов и цветов на урожайность картофеля

Удаление цветов и побегов повысило урожайность картофеля

5

Влияние площади питания на рост, развитие и урожайность капусты

Определить, как влияет подкормка на рост, развитие и урожайность капусты

На опытной деляне кочаны завязываются раньше, техническая спелость наступает раньше, урожайность выше.

Ежегодно участвуем в районном конкурсе пришкольных учебно-опытных участков.

2007 год - УОУ участок признан лучшим в районном смотре-конкурсе «Зеленый наряд образовательного учреждения» в номинации «учебно-опытническая работа».

2008 год- УОУ признан лучшим в районном смотре-конкурсе «Зеленый наряд образовательного учреждения» в номинации «рациональное использование учебно-опытного участка».

2009 год – призеры районного конкурса в номинации «Озеленение пришкольной территории».

Неоднократно принимали участие в областном смотре-конкурсе учебно-опытных участков «Зеленый наряд образовательного учреждения»

2004 год - сертификат участника областного смотра – конкурса УОУ «Зеленый наряд образовательного учреждения» к 400 – летию города Томска.

2005 год - сертификат участника областного смотра – конкурса УОУ «Зеленый наряд образовательного учреждения», посвященного 60-летию Победы.

2006-2009 годы - сертификат участника областного смотра – конкурса УОУ «Зеленый наряд образовательного учреждения».

Ежегодно подводятся итоги работы на учебно-опытном участке. Учащиеся, достигнувшие наилучших результатов, награждаются грамотами и денежной премией. К празднику «Госпожа Осень», который проводится в начале октября, дети готовят осенние песни, загадки, викторины, конкурсы, модели одежды, осенние салаты.

Социальное проектирование

Вот уже 3 года на территории нашего района инициативной группой «Возрождение», координатором которой являюсь я, реализуется социальный проект «Кедр-возрождение традиций».

Этот проект реализуется на грантовые деньги. Трижды мы являемся победителями конкурса экологических проектов, который организует Департамент природных ресурсов Томской области и международный фонд GLOBAL  GREENGRANTS  FUND:

«Мы рады сообщить Вам, что американская некоммерческая организация Фонд Глобал Грингрантс (ГГФ) выделила инициативной группе «Возрождение» благотворительное пожертвование  в размере $1,535 для поддержки целевого  благотворительного проекта «Возрождение припоселкового кедровника у села Кожевникова». Вы можете использовать это благотворительное пожертвование согласно целям, поставленным  в вашей заявке».

Цель проекта:

  1. Создание припоселкового кедровника у  села Кожевниково.
  2. Вовлечение не менее 25 учащихся и 30 взрослых, не менее 5-10 предприятий и предпринимателей в дело по озеленению села Кожевникова.
  3. Подготовить материал для написания и защиты школьниками экологических проектов на районную и областную экологическую конференции.
  4. С помощью средств массовой информации привлечь в свои ряды новых сторонников, формировать у населения экологическое мировоззрение.

Задачи проекта:

  1. Высадить на территории в 0,5-1га  2000 саженцев кедра и огородить засаженную территорию от вытаптывания домашними животными.
  2. Привлечь внимание жителей села Кожевниково к делу сохранения зеленых насаждений
  3. На примере акции показать, что сообща можно решить любую задачу- «Вместе мы - сила!»

Отзывы:

2006-2007 год

Деревья будущего будут шуметь здесь.

11 мая 2007 года была проведена акция по закладке кедровника у села Кожевниково.  Мы - инициативная группа «Возрождение» вышли с предложением создать припоселковый кедровник. Нас поддержало население и властные структуры, и мы взялись за дело. Наша группа разработала проект, и на конкурсе экологических проектов мы выиграли грант, финансы которого позволили нам осуществить проект. И вот в пятницу настал долгожданный момент, когда жители и организации села Кожевниково с лопатами и ведрами отправились на посадку кедра. Время прошло быстро и с пользой для людей, а главное для природы. Нас очень удивил и одновременно обрадовал факт того, что на нашу акцию откликнулись многие организации и добрые люди. Значит им небезразлично состояние села. Нельзя не отметить огромную заслугу тех, кто во многом нам помог реализовать проект, а это: Костырева Л.А.,  Малолетко А.А., Углева Л.А., Углев А.Ю., Мисуркин О.Н. Мы не намерены останавливаться на достигнутом и планируем производить посадки и на будущий год.

Группа «Возрождение» (заметка в газету).

2007-2008 год

«В Кожевниковском районе новый припоселковый кедровник размером 5 га заложили еще весной. Эта акция была отлично подготовлена и проведена как праздник села, в ней участвовали многие жители, от школьников до работников предприятий и учреждений райцентра» - из информации Томских новостей.

Трикашная Кристина и Зарина Анастасия: «В этом году мы принимали участие в удивительном мероприятии, которое собрало все село-это посадка кедровника. Каждый был вооружен  либо инструментом, либо ведром с кедерками. Все снималось на телевидение, а когда отец Александр освящал землю,  в которую мы сажали кедры, мы поняли в каком серьезном и значимом мероприятии мы участвуем. Кедр-это символ долголетия, а значит, что и мы оставим после себя след на земле, и те, кто будет после нас, будут знать, что к этому причастны мы - их далекие родственники».

 Мисуркин О.Н. (инспектор отдела по охране природных ресурсов): «Вот уже второй год по инициативе школьников в Кожевниково появляется кедровник. Кедр - это дерево-долгожитель, и оказалось, что очень много людей хотят, чтобы о нем помнили. Люди приезжают организациями, садят кедры на выделенной деляне. Состоялся великолепный праздник, организованный детьми. Большое спасибо группе «Возрождение»  КСОШ№1 (рук. Словесная О.М.)».

Костырева Л.А. (директор школы): «Во–первых, хочу сказать, что у меня остались хорошие, положительные эмоции, ведь огромное количество кожевниковцев откликнулись на помощь. Все заготовленные таблички для отдельной организации были разобраны. Инициативная группа предоставила всем желающим иметь именные деревца. Акция проходила второй раз, поэтому прошла более масштабно и организованно: наличие шаров, красочных лент, флага, музыки поднимало настроение, радовало глаз и увеличивало трудоспособность. Люди даже фотографировались около этой красоты. Порадовало меня присутствие местного и областного телевидения и представителей средств массовой информации. Все этого сделало из акции настоящий праздник! Мне показалось, что сами саженцы были очень красивыми, богатыми, ветвистыми. Я уверена, что они приживутся, и будут радовать нас своей красотой и дарами. Спасибо всем организациям, которые оказали нам помощь!»

С 23 по 29 августа на Телецком озере проходил летний межрегиональный экологический лагерь для школьников в рамках проекта «Кедр – возрождение традиций», основной целью которого является организация мероприятий по сохранению и восстановлению кедровников в исторических традициях бережного отношения к природе, духовной связи между жителями регионов. От нашего района в лагере были 3 участника - члены группы «Возрождение» Мисуркин Артем, Тютиков Иван и Голубева Ксения.

2008-2009 год

По предложению Администрации района   инициативная группа продолжила работу по высадке кедровников, и в Кожевниково на территории стадиона появился  кедровый парк, посвященный Году традиций в Кожевниковском районе.

Итак, мы, проектная группа «Возрождение» –

  1. Финалисты IV Молодежного форума инициатив “Россия – это мы!» в рамках Молодежного гражданского марафона «Россия. Демократия. Образование».
  2. Грамота Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области за активное участие в областной акции «Кедр-возрождение традиций».
  3. Диплом участника «Марша парков-2008» за важный вклад в поддержку заповедного дела.
  4. «Марш парков» - международная акция, объединяющая усилия экологов, журналистов, предпринимателей, общественности в поддержку особо охраняемых природных территорий.
  1. I место в районном конкурсе по проведению Дней защиты от экологической опасности в номинации «За мероприятия практической направленности».
  2. I место во II Региональной научно – исследовательской конференции школьников 1-11 классов «Виват одаренные».
  3. III место в IV районном конкурсе «Я – гражданин России».

В 2009-2010 учебном году курирую работу проектной группы, которая начала реализацию другого социального проекта  -  «Привлечём птиц в наши сёла». Выиграли грант на 1500 $.

  1. Цель проекта:
  1. Привлечь птиц в наши сёла и создать им благоприятные условия для проживания.
  2. Посадить плодовые деревья (рябина, калина, ранетки), которые являются кормовой базой для многих видов диких птиц на одной- двух улицах с. Кожевниково. Заинтересовать жителей села сажать около домов и на своих усадьбах плодовые деревья. Это второй этап реализации нашей программы по озеленению села Кожевниково.
  3. Вовлечение не менее 1000 учащихся и 500 взрослых, не менее  20-30 предприятий и предпринимателей в дело по привлечению птиц в сёла Кожевниковского района.
  4. Подготовить материал для написания и защиты школьниками экологических проектов на районную и областную экологическую конференции.
  5. С помощью средств массовой информации привлечь в свои ряды новых сторонников, формировать у населения экологическое мировоззрение, любовь к природе, растениям, птичкам нашего края.
  6. Создать сайт (или страничку на районом сайте) посвященный сохранению птиц в наших селах, найти единомышленников в других регионах, распространить свой опыт на все села, школы района. Завязать сотрудничество со студенческой организацией «Стриж», Томским государственным зоомузеем, ОГУ «Облкомприрода» и другими природоохранными  организациями
  7. Создать на территории Кожевниковской школы №1 ландшафтный мини-парк, где будут посажены редкие виды саженцев, установлен информационный щит, различные приспособления для привлечения мелких птиц (кормушки, домики, карусели различной конфигурации)
  1. Задачи проекта:
  1. Привлечь внимание жителей сел Кожевниковского района (не менее 500 взрослых жителей, 1000 детей, 30 предприятий) к проблеме охраны птиц и привлечения их к нашим домам.
  2. Опыт своей работы распространить на все села района и другие регионы страны (через сайт, средства массовой информации).
  3. Научить детей и взрослых бережно относиться к нашим птицам, конечная цель - чтобы почти у каждого дома в наших селах птицы чувствовали себя в безопасности, а в холодные зимы всегда могли найти корм.

Инициативная группа «Возрождение» начинала свою работу в 2007 году и состояла в основном из 9 –классников. На следующий год желание работать в проекте проявили18 человек, организаторами стали 8 класс, а их помощниками 7 класс. Состав группы ежегодно расширяется и обновляется. Первые «выпускники» инициативной группы занялись разработкой другого проекта. Проект «Радуга» стал победителем Всероссийского конкурса социальных проектов, ребята были приглашены в ВДЦ «Орленок» для очной защиты и стали обладателями гранта в 30 тыс.рублей. Каждый год повзрослевшие выпускники группы «Возрождение» реализуют все новые и новые проекты ( «Имидж - селу», «Помощь детям, оказавшимся в сложном положении», «Благоустройство дорог»).

А начиналось всё с биологии!!!

В процессе обучения биологии педагог вырабатывает у учащихся: 

Ценностно-смысловая компетенция

способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетенция 

познания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени

Учебно-познавательная компетенция 

В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования анализа, рефлексии, самооценки:

- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.

Коммуникативные компетенции


- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции


- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции

- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта

Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....

Статья Стимулирование познавательного интереса школьников через использование информационных технологий

Статья Стимулирование познавательного интереса школьников через использование информационных технологий...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...

Деятельностный подход при обучении биологии через организацию групповой работы обучающихся

Индивидуально-групповая форма работы способствует повышению активности  и самостоятельности обучающихся 5-6 классов.В ходе выполнения заданий предложенных учителем реализуется познавательная цель...

Формирование у школьников познавательного интереса в процессе обучения истории (выступление на районном конкурсе "Педагогический дебют")

Выступление на районном конкурсе молодых учителей "Педагогический дебют", испытание "У меня это хорошо получается"....

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...

СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.

СТАТЬЯ. Активизация  мыслительной  деятельности  на  уроках  географии и биологии  через  коррекцию  познавательных  интересов  школьников с нарушение...


 

Комментарии

Дьячкова Наталья Анатольевна

Ольга Михайловна, я в восхищении от Вашей работы! А какие замечательные социальные проекты Вы разработали! С удовольствием перенимаем Ваш опыт! С уважением Дьячкова Н.А.