Современные образовательные технологии деятельностного типа: проектно-исследовательская деятельность в преподавании химии
статья по теме
Тезисы выступления на VI окружной педагогической конференции «Деятельностный метод как средство реализации современных целей образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suraeva_s.i._1._03.2013_vi_okruzhnaya_pedagogicheskaya_konferenciyadoc.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления на VI окружной педагогической конференции «Деятельностный метод как средство реализации современных целей образования»
Тема: «Современные образовательные технологии деятельностного типа: проектно-исследовательская деятельность в преподавании химии»
Ф.И.О. автора: Сураева Светлана Имрановна, учитель химии ГБОУ СОШ с. Утевка.
Концепция модернизации российского образования определяет цели образования на современном этапе. В ней подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Химия – предмет, определяющий естественно-научное мировоззрение и требующий целостного представления, серьезного осознанного отношения и формирования соответствующей стратегии деятельности.
Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Деятельностный подход прежде всего отражается в формулировках требований к уровню подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными способами познавательной деятельности, свойственными химии. Они направлены на то, чтобы - определять и распознавать (в том числе опытным путем) состав веществ и их принадлежность к соответствующему классу соединений, виды химической связи, типы химических реакций; - характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева, связь между составом, строением и свойствами веществ; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов, природу и способы образования химической связи, сущность химических реакций и закономерности их протекания и т.п.
Естественно-научные предметы должны обеспечить воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности.2) Принцип непрерывности. 3) Принцип целостности.
4) Принцип психологической комфортности.5) Принцип вариативности.
6) Принцип творчества.
Современные образовательные технологии не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает действие учащихся. Характерной чертой исследовательской технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Важными видами исследований учащихся по химии являются:
- решение химических, химико-экспериментальных, физических и химико-
технологических проблем; 2) решение качественных химических задач;
3) историко-поисковая исследовательская деятельность, подготовка проектных
заданий; 4) самостоятельное прогнозирование и моделирование химических реакций
и процессов; 5) проектная деятельность на основе имитации и моделирования
производственных процессов.
Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.
В проектно-исследовательской деятельности применяю краткосрочные (мини проекты: «Парниковый эффект», «Озоновый слой земли», «Йод в нашей жизни», «Влияние микроэлементов на организм человека» 1- 4 урока) и долгосрочные проекты (четверть, полугодие, год). Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. Применительно к школьному курсу химии система проектной деятельности может быть представлена двумя подходами: 1.Связь проекта с учебными темами (на уроке). 2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (НОУ, социальные проекты).
Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как: 8 класс - химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций, соли.9 класс - металлы и неметаллы, органические вещества. 10 класс - классы органических веществ, нефтяная промышленность.11класс - строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.
В своей педагогической практике я использую исследовательские проекты «Мониторинг окружающей среды в селе Утевка», «Воздух, которым мы дышим», «Влияние нефти на окружающую среду», «Переработка ТБО», «Химия пищевых добавок», «Пища с точки зрения химика» и др.
Результатами применения проектно-исследовательской деятельности являются: 1) повышение уровня результативности и продуктивности учебного процесса; 2) формирование более дружественной, доброжелательной обстановки; 3) повышение самооценки и коммуникативной компетентности. Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие и становятся победителями и призёрами в районных, окружных, областных конкурсах.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Список литературы:
1. Емельянова Е.О., Иодко А.Г., Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии. // Химия в школе.- 2007. - №5.
2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода, ЦСДП, Москва, 2005.
3. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии.-М.: Просвещение, 1989.
4. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения, ACADEMIA АПК и ППРО, Москва 2007.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Современные технологии в процессе преподавания химии/ Авт. – сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. – М.: 5 за знаниями. 2007.
7. www.openclass.ru
8. nsportal.ru
9. www.school2100.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии деятельностного типа
Осмысление основ современных образовательных технологий деятельностного типа (технологии смыслового чтения и работы с текстом; технологии проблемного диалога; технологии оценивания образовательных дос...
«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»
Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...
«Образовательные технологии деятельностного типа»
. Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии. Роль деятельностного метода обучения в реализации современных образовательных цел...
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа
С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...
Образовательные технологии деятельностного типа в реализации комплексного курса "ОРКСЭ"
презентация к семинару...
Современные образовательные технологии деятельностного типа. Метод проектов. Проект «Моя языковая биография».
I. Деятельностный подход к обучению. Современные образовательные технологии деятельностного типа.II. Современные методы обучения ИЯ.III. Метод проектов в школе.IV. Проект «Моя языковая биография...
Образовательные технологии деятельностного типа для работы с обучающимися ОВЗ
В небольшой статье приведены примеры образовательных технологий для работы с учащимися ОВЗ....