Система В.Ф. Шаталова: взгляд сквозь годы.
статья по теме
Методики "педагогов-новаторов" и в частности В.Ф. Шаталова - это прорыв в будущее, это энергетический всплеск, придающий дополнительные силы, это мощный способ объединения вселенной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shatalov.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика В.Ф. Шаталова: взгляд сквозь годы.
Виктор Фёдорович Шаталов один из наиболее ярких представителей плеяды педагогов-новаторов, о методиках которых говорили, спорили многие учителя 80-х годов прошлого века. Когда по телевидению показывали встречу с Виктором Фёдоровичем, равнодушных у экранов не было. Его идеи вдохновляли молодых, творчески мыслящих учителей и настораживали приверженцев «традиционной» педагогики.
У меня на книжной полке стоят книги В.Ф. Шаталова, изданные в 1980-х годах. И вот сейчас, перед написанием этой статьи, я было взял одну из них, чтобы освежить в памяти методику педагога-новатора, но решил этого не делать и поставил книгу на место. 30 лет тому назад я, молодой специалист, учитель физики и математики, пытался работать по этой методике. Пересказывать здесь, то, что написано великим педагогом, не имеет никакого смысла. Любой желающий может ознакомиться с идеями автора методики без посредников, в оригинале. Тогда зачем же я взялся за написание этой статьи? Могу ли я сказать здесь что-то новое? Насчёт нового не знаю, но, думаю, что мой опыт 30-летней давности может быть кому-то полезен или, по крайней мере, интересен.
Итак, далёкий 1983 год. Окончив педагогический институт, я попросился работать на север. Хотелось посмотреть нашу большую страну, попробовать свои силы, надеясь только на себя. Всё получилось. Меня направили на самый северо-восток страны, в один из чукотских посёлков на самом берегу океана. Педагогический коллектив в нашей средней школе оказался достаточно сильным, с грамотной администрацией. Молодым специалистам уделялось большое внимание. В начале я начал работать как все, по «традиционной» системе. Набирался опыта. Я всегда интересовался всем новым, необычным. Так получилось, что откуда-то у меня появилась и книга В.Ф. Шаталова, и статьи из «Педагогической газеты», и другие немногочисленные в то время материалы о новаторской методике. Отдаю должное администрации нашей школы (Раскину С.М., Жданкиной В.А). Когда я начал пытаться применять методику В.Ф. Шаталова на практике, они не чинили к этому никаких препятствий, хотя и помочь в данном конкретном случае не могли.
Как работает методика, я это себе представлял. Но у меня не было ни ЛОСов (листов опорных сигналов), ни листов взаимоконтроля. Из технических средств обучения: два маленьких кассетных магнитофона с микрофонами (для опроса учащихся). Хорошо, что детей в классах было немного (около 20 человек). «Плашки» для решённых задач я придумывал и рисовал сам. Листы опорных сигналов составлял сам (не знаю, какого качества они были, но сейчас думаю, что неплохого). Вопросы для листов взаимоконтроля скрупулёзно отбирал сам. Никаких копиров не было. Чтобы размножить раздаточные материалы (те же ЛОСы, например), использовал интереснейшую технологию. Нагревается определённое количество глицерина, в нём расплавляется небольшое количество желатина. Всё это перемешивается, нагревается, не доводится до кипения и выливается в какое-либо корытце. Когда смесь остынет, получается ровная поверхность. Это и есть «копир». Работает так: на листе бумаги делаются любые рисунки и записи пером штемпельной краской, этот лист кладётся лицевой стороной на гладкую поверхность и снаружи смачивается мокрой тряпочкой. Лист поднимается, а на поверхности остаётся его отпечаток. Теперь нужно взять чистый лист, положить его на поверхность и смочить водой, после чего на листе остаётся точная копия оригинала. Копий можно сделать много, если работать быстро. Самое интересное, что через некоторое время «оттиск» на поверхности опускается вглубь глицерино-желатинной смеси, и «копир» готов принять новые отпечатки.
Часто в те годы можно было слышать, что система Шаталова – это авторская система, что у автора всё получается, а у кого бы то ни было не получится, что целесообразнее брать какие-либо «элементы» системы и применять только их, а не всю систему в целом. «Как можно на одном уроке давать такое количество материала», - вопрошали одни. «Как можно не ставить двойки, если ученик не выучил сегодня урок», - спрашивали другие. «Разве ученики будут решать задачи, если задание носит рекомендательный характер?» «Разве ЛОСы – это не те же краткие конспекты?» И т.д. и т.п. Любой, читающий сейчас этот материал и владеющий методикой, запросто даст ответы на все подобные вопросы. Тогда же далеко не все могли видеть суть вещей (на то она и новаторская методика!). Я задавал Виктору Фёдоровичу вопросы в письмах, и он (о чудо!) отвечал мне, присылая кроме того какие-то вырезки из газет, копии каких-то документов и т.п. Серьёзная борьба, вероятно, велась за эту методику (а значит, и за образование детей) с какими-то невидимыми, неведомыми силами.
Интересный факт. Будучи в отпуске в Подмосковье, мы с приятелем решили съездить к В.Ф. Шаталову. Купили билеты, и на следующее утро прибыли в Донецк. Приехав в институт, где работал педагог-новатор, мы с удивлением обнаружили, что таких, как мы, ещё человек двадцать. Оказалось, что такое паломничество к В.Ф. Шаталову совершается каждый день. И каждый день он находит в себе силы выступить перед приехавшими со всей страны людьми. Удивительно, люди по зову сердца ехали к Виктору Фёдоровичу, ехали за новыми идеями, за его энергией, никто их не неволил. Встреча с В.Ф. Шаталовым и у нас оставила самое благоприятное впечатление.
Но вернёмся к системе. Система на то она и система, что является единым целым. Можно ли использовать в своей деятельности «элементы системы Шаталова»? Конечно, можно. Но называться это будет совсем по другому. Например, «педагогические приёмы». Что в системе главное? Главное всё, но… В системе Шаталова главное всё таки это ментальный аспект. Педагогика сотрудничества. Учитель и ученик едины. Едины не по форме, а по содержанию. Едины внутренне. У них единые цели. Они вместе делают одно общее дело. Это дело одинаково значимо и для ученика, и для учителя. Они уверены в успехе, они уважают друг друга. Вот это главное. Без этого нет методики Шаталова. Вот именно этого единства и не могли почувствовать многие учителя.
А как же остальное? Остальное тоже главное, но если какой-либо учитель заменит какой-либо один тактический элемент на другой аналогичный, придуманный им самим, то стратегия методики, её суть от этого не изменится. Главное содержание методики – это педагогика сотрудничества, ассоциативные связи, видение всего «материала» в целом в любой момент времени. «Голографичность», если хотите: ассоциативные связи позволяют видеть целое в любом фрагменте. Форму слегка можно менять, если неизменным остаётся содержание. Мне думается, что неудачи учителей, которые не смогли (хотя и желали) применить методику В.Ф. Шаталова в своей работе, лежат именно в ментальном плане. Очень тяжело реально изменить своё мышление, тяжело действительно принять тезис о единстве и сотрудничестве. Но без этого уже не помогут по большому счёту никакие отдельные педагогические приёмы. Педагоги же, которые правильно восприняли именно «содержание» методики Шаталова, добились в своей совместной с учениками деятельности выдающихся успехов.
Мне, например, приятно слышать сегодня, когда мы встречаемся с моими учениками 80-х годов, что наши уроки математики живы до сих пор в сердцах взрослых уже людей, что благодаря выученным когда-то листам опорных сигналов эти взрослые люди готовы спустя десятилетия воспроизвести какой-либо раздел физики. Более того, они высказывают сожаление, что у их детей нет сейчас таких уроков.
Подвожу итог своего ретро-разговора. В.Ф. Шаталов – талантливый человек, педагог, организатор. Он опередил своё время. Его педагогическая система – это система взглядов на мир. У многих ли сейчас такие взгляды? Способны ли мы к объединению, к повседневной самоотверженности, к жертвенности?
Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с исследованиями Виктора Фёдоровича. Хочу пожелать в его 85 лет хорошего настроения, здоровья, любви к жизни! Мы его очень любим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация для урока изобразительного искусства "Как научиться рисовать рыцаря?"
Презентация "Как научиться рисовать рыцаря?" предназначена для уроков и дополнительных занятий по изобразительному искусству. Может быть использована для самостоятельных занятий.Презентация ...
Внеклассная и внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС
Педагогический совет...
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Теоретическая часть.
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века."Иллюстрированное электронное пособие "Энциклопедия юных рыцарей" Теоретическая ...
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи"
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи - альбом иллюстраций" представляет собой подборку иллюстрационного ма...
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация.
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/00210...
Сценарий тематического родительского собрания-концерта в классе фортепиано "От барокко до джаза. Взгляд сквозь столетия"
Участие в концертах является одним из приоритетных видов деятельности обучающихся в ДШИ, предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста. Зак...
Комментарии
Взгляд сквозь годы
Вспомнила себя - после распределения работала в деревне, детей в классе была 11 человек, листы опорных сигналов рисовала вручную, было очень интересно и мне, и детям.
Отдаю за вашу статью свой голос.
Спасибо. Согласен, было очень
Спасибо. Согласен, было очень интересно работать. На работу шёл как на праздник.
Интересная статья, Андрей
Интересная статья, Андрей Иванович. Отдаю Вам свой голос. Сейчас на помощь учителю приходит компьютер и нам не приходится в ручную рисовать сигналы-опоры. Моим деткам они помогают при заучивании стихов наизусть(мнемотаблицы) и при написании изложений и сочинений. По данной ссылке можно ознакомится с моей работой.http://nsportal.ru/node/612101
уважаемый Андрей Иванович!
уважаемый Андрей Иванович! Солидарен с Вами! 15 лет работаю по данной технологии, совершенствуюсь и отступать не буду. Колоссальные результаты. Спасибо Вам за статью! Голосую 10 баллами! Огромных Вам творческих успехов!!!!
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!
Конкурс
Уважаемый Андрей Иванович!Своё мнение о Вашей статье я уже высказала на главной странице сайта Голосую за неё двумя руками и 10 звёздочками. Всего Вам доброго!
Спасибо Вам, Андрей Иванович!
Спасибо Вам, Андрей Иванович! Голосую "ЗА": за методику и за статью!
Спасибо Виктору Фёдоровичу
Спасибо Виктору Фёдоровичу Шаталову! Это идеи его и его предшественников... Последователи продолжают, дополняют его методику. Однако мошный импульс был дан гораздо ранее.
Спасибо за статью. Я
Спасибо за статью. Я использую его методику с 1989 года. Голосую за Вас.
Андрей Иванович! Вы
Андрей Иванович! Вы заслуживаете победы!!! Голосую за Вашу работу! Независимо от рейтинга в данном конкурсе, думаю, Ваша победа - в сердцах Ваших учеников!
Спасибо за добрые слова! В
Спасибо за добрые слова! В сердцах учеников - это точно.
Андрей Иванович!Спасибо за
Андрей Иванович!Спасибо за экскурс в историю.Только я не согласна, что он-ретро.Вовсе нет!Качество не может быть ретро!Присоединяюсь и с удовольствием отдаю и свой голос!Загляните и ко мне в гости!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316
"Ретро" - это, конечно не к
"Ретро" - это, конечно не к методике. Просто много лет прошло...