Использование методов и приемов ТРКМ для формирования мыслительной деятельности учащихся
статья по теме
Из опыта работы используя технологию критического мышления (ТРКМ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metodov_i_prie.doc | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения истории и обществознания.
Борзина А.Е., учитель истории
и обществознания.
Критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации. Это активный и интерактивный процесс познания.
Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений.
Доска бела от мела.
Рука устала, затекла спина,
Мы друг на друга смотрим очумело,
А все-таки задача решена!
Додумались! Добились! "Раскололи"!
Намаялись, однако же смогли!
Забыли о кино и о футболе,
Звонку не рады – до чего дошли.
Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
Сегодня как никогда актуальна проблема развития критического мышления ребёнка. С одной стороны, в государственной программе одним из важнейших является требование «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, то есть умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. С другой стороны, формирование критического мышления предполагает адекватное отношение к себе и миру, подразумевающее вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.
Критически мыслящий ученик задумывается над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствуется готовыми. Он задаёт себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знал?» «Как я могу использовать эту информацию, знания?»
Обучая учеников думать подобным образом на своих уроках, я поощряю их к самостоятельному решению проблем. Этот подход в обучении очень важен для жизни в современном мире, по нескольким причинам:
- во-первых, наши дети имеют доступ к большому количеству информации. Информацию в Интернете никто не проверяет, поэтому надо научить школьника ставить под сомнение полученные сведения.
- во-вторых, мир, в котором мы живём, быстро меняется, он многогранен и противоречив (экономическое воздействие, последствия экологических катастроф, политическая нестабильность).
Наши дети должны мыслить творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения.
Общение друг с другом и критическое мышление важны для выживания каждого из нас.
Развитие критического мышления рассматривается как система приёмов (чтение с остановками, рефлективное чтение, групповая и парная работа, дискуссия и исследование), с помощью которых школьники обучаются мыслительным умениям, навыкам, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.
Данная технология предусматривает прохождение учеником и учителем совместно трёх фаз: «вызов – осмысление содержания - рефлексия»
Одним из важнейших качеств критически мыслящего человека является, по моему мнению, умение вести конструктивную дискуссию, умение совместно с другими обсуждать спорные вопросы. Через диалоговую форму общения на моих уроках дети учатся формулировать собственное мнение, распознавать в нужной точке зрения здравый смысл.
Современный учитель истории на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Исходя из собственного педагогического опыта, констатирую, инспирированные учителем дискуссии не достигают главной цели: не мотивируют детей к самостоятельности, не учат их практически мыслить. Более того, такой подход ломает мировоззрение ребёнка, лишает его уверенности и правильности своей позиции. На своих уроках и внеурочных занятиях я стараюсь учить школьников критически мыслить. Для этого организую образовательный процесс так, чтобы инициатива дискуссии исходила от учащихся, чтобы они самостоятельно определяли направление обсуждения. Для того чтобы дискуссию провести организованно и органично, следует придерживаться следующих правил:
- познакомить учащихся с правилами ведения дискуссии (или уместно лишь напомнить о них);
- погрузить школьника в многозначный контекст (суждение), который затрагивал бы личность ребенка и пробуждал к разнообразной оценке фактов, мнений (это могут быть тексты, случаи из жизни, имеющие мировоззренческий подтекст);
- дать возможность определиться в своей позиции, сформулировать своё мнение, обсудить в парах, группах;
- подготовить аргументы в защиту своего мнения.
Например:
- («История с древнейших времен до конца 16 в.», 6 класс): всегда ли правдивы русские летописи, описывая и оценивая личность князей, масштабность их политических деяний и военных подвигов? Нравственный выбор князей: бороться или терпеть?
- («Обществознание, 9класс): «Твои права кончаются там, где начинаются права другого человека». Как вы это понимаете? Согласны ли вы с данным утверждением?
Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с постоянно увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком, выражать свои мысли устно и письменно, а также вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
Очень важно поведение учителя в ходе дискуссии. Он как можно меньше должен вмешиваться в дискуссию, быть одинаково искренним ко всем детям, не критиковать точки зрения ребят, высказывать своё мнение, не навязывая его. Учитель, на мой взгляд, не должен брать инициативу общения на себя.
Самостоятельное выявление и обсуждение спорных вопросов и означает умение вести конструктивную дискуссию.
Выстраивая урок или занятие в соответствии с определёнными фазами, стимулируя инициативу снизу, необходимо учитывать, что могут возникнуть определённые трудности следующего характера:
- дети не смогли разойтись по «углам», у них сложилось единое мнение;
- школьники отказываются вообще спорить;
- в силу низкого уровня обученности или обучаемости учащиеся не могут аргументировано обосновать свой выбор или правильно сформулировать свою позицию.
Если дети не сумели по - разному взглянуть на проблему, то я либо меняю тему, либо сама выступаю в качестве оппонента. Если дети отказались спорить вообще, то, продолжая урок, мы изучаем дальше тему, а дискуссию можем организовать, например, на этапе закрепления учебного материала. Как один из вариантов – закончить занятие риторическим вопросом, дав возможность ученикам организовать дискуссию в домашних условиях, а её результаты вынести на следующий урок. В случае затруднения в формировании своей позиции и её аргументации прибегаю к помощи уточняющих, оценочных либо практических вопросов.
В своей работе я использую различные формы организации взаимодействия с детьми. Это:
- фронтальная работа с классом;
- индивидуальная дифференцированная работа с отдельными учащимися, в зависимости от их психологических особенностей и уровня продвижения в обучении;
- деятельность в группах переменного состава.
Для развития критического мышления использую различные методические приемы:
- Разбивка на кластеры (заполните схему): «Классификация прав и свобод» (Конституция, глава 2), «Федеративное устройство». Составить кластер «Президент РФ: полномочия президента РФ»
- Синквейн
- Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» или «Я сегодня узнал на уроке...». Например:
- написать слова ассоциации к слову «гражданин» (6 класс)
- нарисовать словесный портрет гражданин, записывая составные характеристики на лепестках ромашки (6 класс)
- напишите красочный лозунг «Политические свободы – это…»
- Пятиминутное эссе – позволяет подытожить знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в голове его учеников.
- Чтение со стопами (5-6 классы) – чтение текста определенными кусками. После прочтения задаю вопросы по прочитанному. Когда весь текст прочитан, предлагаю ученикам две какие-либо цитаты для сравнения (например «Чем отличалось воспитание детей в Афинах от спартанского воспитания? Что вам нравится и не нравится в этих воспитаниях»). Задаю вопросы для стимулирования критического мышления. При чем вопросы должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.
- Метод шести шляп.
- Метод учебного сотрудничества
- Заполнение таблицы, составление таблицы и т.д.
- Использование математических приемов на уроках истории и обществознания. Например, отрывок урока в 5-х классах по теме «Листая страницы истории Древней Греции»:
…Так кто же они, знаменитые древнегреческие ученные?
Пифагор Самосский – великий греческий ученный, человек – символ, философ и пророк. Он организовал школу, которую назвали пифагорейской.
А теперь решим задачу о школе Пифагора:
Задача о школе Пифагора
Первое построение геометрии как дедуктивной науки принадлежит Пифагору Самосскому (ок.570 – ок.500 до н.э.) – древнегреческому математику и философу. В молодости Пифагор путешествовал по Египту и Вавилону, изучая мудрость жрецов. Около 530г. до н.э. он переехал в Кротон (Южная Италия), где основал знаменитый пифагорейский союз (школу). Деятельность союза была окружена тайной. В школе Пифагора процветала числовая мистика. Пифагор учил, что "число есть сущность всех вещей". Пифагорейцы занимались астрономией, геометрией, гармонией (теорией музыки) и арифметикой (теорией чисел). В их школе возникло представление о шарообразности Земли.
Ученик читает текст задачи.
Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил у Пифагора, сколько у того учеников. "Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины". Сколько учеников было у Пифагора?
Решение (метод подбора):
НОК (2,4,7) = 2*4*7=28
Ответ: 28 учеников.
….
Стадия рефлексия или размышление очень значима в технологии использования РКМ. Ученик осмысливает изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии , написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составление схемы.
Ученикам на каждом уроке предлагается два жетона: желтый и синий. После окончания занятия ученик кладет один из жетонов в коробку на столе учителя.
- Желтый – ученик ощутил себя более компетентным, ощутил полезность результата занятий для себя и повысил свое самоуважение.
- Синий – ученик уходит с урока разочарованным, не видит полезного результата занятия для себя.
Этапы обучения | Критерии оценивания учеником своего состояния |
5 – 6 классы | Я доволен собой на уроке. Я не доволен собой на уроке. |
7 – 9 классы | Я доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке хорошо, комфортно и понял, что я чему- то научился. Я не доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке плохо, некомфортно и понял, что не научился ничему новому. |
10 – 11 классы | Я на уроке повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным. Я ухожу с урока подавленным или разочарованным, я не вижу полезного результата занятий для себя. |
По соотношению желтых и синих жетонов учитель определяет степень успешности своих действий на уроке, а также психологическую атмосферу в классе.
Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе была проведена диагностика сформированности компетентностей учащихся.
Изучалось и исследовалось:
- может установить основные причинно-следственные связи между историческими событиями;
- оценивает результат и процесс деятельности
- анализирует историческую информацию по заданным критериям, составляет собственные суждения по поводу;
- критически анализирует историческую информацию и соотносит ее с собственными историческими знаниями;
- применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников;
- интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности;
- соблюдает нормы речи в сложном высказывании;
- соблюдает нормы изложения сложного текста;
- работает с вопросами на понимание;
Скорректированы критерии оценки результатов:
Критерии оценки результатов
- Уровни сформированности компетентностей учащихся с помощью оценочных листов.
Этап обучения | Баллы | Историко-познавательная компетентность | |
Уровень I | 5 – 7 классы | 1 – 2 |
|
Уровень II | 8 – 9 классы | 3 – 4 |
|
Уровень III | 10 – 11 классы | 5 – 6 |
|
Этап обучения | Баллы | Информационная компетентность | |
Уровень I | 5 – 7 классы | 1 – 2 |
|
Уровень II | 8 – 9 классы | 3 – 4 |
|
Уровень III | 10 – 11 классы | 5 – 6 |
|
Этап обучения | Баллы | Коммуникативная компетентность | |
Уровень I | 5 – 7 классы | 1 – 2 |
|
Уровень II | 8 – 9 классы | 3 – 4 |
|
Уровень III | 10 – 11 классы | 5 – 6 |
|
Технология развития критического мышления позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие школьников в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Приложение к статье.
Результаты.
I. Уровни сформированности компетентностей на примере 9 «А» класса.
2. Успеваемость по истории за последние три года: на примере 11а класса
Уровень обученности. (По О.Ф. Никонову)
Данная технология обработки итогов успеваемости основана на следующих идеях:
- точкой отсчета для оценки качества успеваемости может быть число 3,5 (социальная норма, «порог успешности»);
- итоговая успеваемость должна характеризоваться двумя параметрами, первый из которых (ОТ) показывает величину отклонения от социальной нормы, а второй (ТЕ) – динамику этого отклонения.
ОТ (отклонение) – определяется как разность среднего балла и социальной нормы (3,5). Значение ОТ может быть как положительным, так и отрицательным, оно показывает настоящее состояние успеваемости.
ТЕ (тенденция) – определяется как разность показателей отклонений за последующий и предыдущий периоды (например, ТЕ = ОТ2009 – ОТ2010). Значение ТЕ может быть положительным, отрицательным, равным нулю. Оно показывает закономерности движения (развития), позволяет делать прогноз.
3. Результаты успешности действий учителя ситуативные.
На основе наблюдений я пришла к заключению, что они зависят от нескольких факторов:
- эффективность (или неэффективность) моих действий как учителя, направленных на организацию учебного процесса на занятии;
- уровень подготовленности класса, а так же влияние жизненных ситуаций, переживаемых классом;
- личностные особенности и эмоциональное состояние отдельных учащихся;
- степень сложности изучаемого материала;
- как строилось общение преподавателей с детьми на предыдущих уроках.
Результаты цветового теста выведены на основе среднего показателя по классам и дают общую картину успешности деятельности учителя и психологического климата на уроках истории. (Количество учащихся в %)
Сентябрь 2009 | Декабрь 2009 | Март 2010 | Май 2010 | |
желтый | 63 % | 68% | 71% | 71% |
синий | 37% | 32% | 29% | 29% |
На основе анализа поурочных результатов цветового теста видна постоянная динамика улучшения психологического климата на уроках истории. Объясняю это тем, что моя рефлексия как педагога помогает мне строить учебный процесс и взаимоотношения с учащимися более эффективно.
Вывод
Проанализировав результаты мониторинга, можно предположить, что вышеизложенная система работы является эффективной. Условия, создаваемые в рамках данной системы действительно способствуют формированию историко-познавательной и информационно-коммуникативной компетентностей у учащихся.
Литература:
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., - СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
- Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. №1.
- Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Издательство «Речь», 2002, 148с.
- Тюляева Т.И. Настольная книга учителя истории. М., 2003.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью в школе // Библиотека журнала «Директор школы», 1998. №7. С. 110 – 127.
- Шарова Н. Формирование научно-исследовательских навыков учащихся // Преподавание истории в школе. 2000. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...
"Методы и приемы стимулирования мыслительной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении физики."
Статья из моего опыта работы....
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...
Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)
Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...
Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС
Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС...
Метод театрализации как метод исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в рамках реализации программы ФГООС
Разговор о современном учителе, о технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя в сфере образования Первостепенная обязанность учителя – организовать и увлечь...
Педагогический проект "Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии"
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов...