Нравственное и духовное воспитание современного человека ( выступление на районном педсовете)
статья (9 класс) по теме
Материал брала в интернете, добавила свои комментарии, размышления на эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_problemy_duhovno.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Очкуровская средняя общеобразовательная школа»
Нравственное и духовное воспитание современного человека
( Районный педагогический совет)
Выступление подготовила:
Оноприенко Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2013
«Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности». (А.И. Солженицын)
Как здорово подметил Солженицын! Это же про наше время, про то, с чем мы с вами сталкиваемся.
Не случайно педагоги России подняли вопрос о проблеме нравственного и духовного воспитания современного человека. Наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, кроется в разрушении личности. «Разрушим всё до основанья…», - а что потом? Мы стали свидетелями полного отрицания идеалов советского периода и отсутствия новой системы ценностей, приведших к упадку духовной культуры молодёжи. А ведь система ценностей складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.
А что теперь? Балом правят деньги. Да , без них в современном мире сложно жить. Но ведь факт, что материальные ценности одержали победу над духовными. А следствие этого - искажение представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме у молодых людей. Общество столкнулось с высоким уровнем преступности и жестокости . И разве нас не волнует ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры ? Наше поколение не может остаться равнодушным и к разрушению института семьи, к формированию внесупружеских, антиродительских и антисемейных установок.
Не вдруг мы заговорили о нравственном и духовном кризисе. Как будто наблюдали со стороны или чего-то ждали. Только чего? Неужели так боялись «вынести сор из избы»? А сейчас ,оказалось, необходимо подключить различные общественные институты, чтобы попытаться вернуть то самое ценное, без чего жизнь наша не имеет истинного смысла.
Поэтому, наверное, и высветилась одна из проблем современного образования: в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишена возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Они не знают, как люди решали свои проблемы, или что стало с теми, кто пошел против высших ценностей. И как изменилась жизнь тех , кто своими поступками подавал нам яркий пример.
Ещё большее разочарование вызывает речь наших учеников. К сожалению, многие ученики не только не могут грамотно говорить, но и попросту мыслить не умеют, да и не хотят. И что самое ужасное, многих из них это устраивает.
Мы понимаем, что базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. На мой взгляд, только русская литература может дать надежду на духовное обновление. При условии, что попытается ответить на шукшинское «что с нами происходит?», что докопается до нравственного кризиса, поймёт причины деградации, разберётся в сути механизмов, с помощью которых в человеке научились убивать совесть. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм вышел из моды, когда в дефиците доброта, милосердие, бескорыстие, от решения проблемы воспитания нравственности и духовности современного человека зависит будущее страны .
Нам ,словесникам, трудно работать в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык. Поэтому постоянно стоит вопрос: «Как переубедить?» И боль за то, что исчезает культура пользования родным языком. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни школ.
В одной из TV-передач известный филолог, академик Александр Михайлович Панченко, заметил: «Бог указал каждому народу свою роль: Египту – астрология и астрономия, Греции – риторика и философия, славянам – словесность и литература».В этих словах и гордость за Россию, и её историческая миссия , и значение русской классической литературы. А может быть, и ответ на вопрос.
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного и духовного воспитания современного человека. Но без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. И мы с вами мечтаем , без сомнения, о достойном будущем наших учеников. А в этом может помочь русская классическая литература , которая проверена временем. Именно она существует ,прежде всего, для опыта. Русская литература – это постоянное исследование и бытовое, и социальное, и историческое, и психологическое, и философское, и нравственное . И от педагога зависит, что он поможет найти важное, и как это важное преподнесёт. И главное – понимать, что только духовная пища сможет прибавить сил нашим детям, научит их нравственности. А духовность и нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся каждым человеком в деятельности и поведении. Мы должны убедить учеников в том, что нравственность – это присвоение человеком моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.
На уроках литературы мы нравственно и духовно воспитываем современного человека, формируя у него:
• нравственные чувства, такие как: совесть, вера, ответственность, долг, гражданственность, патриотизм;
• нравственный облик, характерный терпением, незлобивостью, милосердием, кротостью;
• нравственные позиции , проявляющиеся в способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний , проявлении самоотверженной любви;
- нравственное поведение, которое проявляется в готовности служения людям и Отечеству, духовной рассудительности, доброй воле, послушании.
Урок русского языка – это пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этих слов в русском языке удивляет: добрый, добродетель, доброта, добрейший , добро и благоволить, благоговеть, благодарить, благоприятный, благополучие, благородный.
Язык всегда был величайшим учителем и наставником. С детских лет мы впитываем наш язык, слушая колыбельные песни, сказки и потешки. А потом сами познаем его с «Илиады» до Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева. Язык всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык всегда был педагогом, даже и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит. Наша задача сделать мир языка ,в который мы вводим наших учеников, богаче.
Нравственное и духовное воспитание на уроках русского языка и литературы традиционно страдает воспитанием «на словах», что называют вербализмом или же сводится к тому, что изучение языка и произведений художественной литературы само по себе имеет воспитательное влияние. И задача учителя обеспечить не автоматическое впитывание, а сознательное. Этого можно достичь через реальное переживание. Русская литература всегда была совестью народа и его гордостью, потому что для нашего менталитета характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к слову, которым можно не только полки за собой повести, но и убить или воскресить, вознести до небес или втоптать в землю.
В наше бурное время гаснут маяки, свергаются идолы, линяют герои, но не смотря ни на что, у нас есть великая русская литература , которая и может стать настоящей опорой в воспитании нравственности и духовности современного человека. В этом поможет ее несравненная человечность, сострадание, высокая мораль и жертвенность. И надеемся, что в конце даже самого мрачного и темного туннеля и всегда будет свет. И наши старания и общие усилия, все-таки, не пройдут даром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное и духовное воспитание современного человека
Материал подготовила для районного педсовета...
Нравственное и духовное воспитание современного человек (продолжение)
Это из опыта работы...
Нравственное и духовное воспитание современного человека (продолжение №2)
Выступление на районном педсовете...
Нравственное и духовное воспитание современного человека (продолжение №3)
Выступление на районном педсовете...
Каковы духовные ценности современного человека...
Урок обществознания в 10 классе...
Роль математики и физики в образовании и воспитании современного человека
В данной статье говорится о роли математики и физики в образовании и воспитании современого человека. При изучении математики осуществляется развитие интеллекта школьника, обогащение его методам...
Роль физики и математики в образовании и воспитании современного человека
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Каждый год происходит огромное количество изменений абсолютно во всех сферах жизни человека, в том числе и в ценностно-ориентированных установках общества. Осо...